Мне очень понравился стартап
Октодон. Хочу немного попиарить ребят, если не делом, то словом. Начну небольшой цикл статей, где пофантазируем на тему применения клавиатуры Октодон.
Для начала отвечу на вопрос "что такое клавиатура Октодон?". Это миниатюрная клавиатура для слепого десятипальцевого ввода, которая заменят собой чехол для сотового телефона. Подробнее можете посмотреть сами по ссылке, что есть выше.
Конспект. Конспект является базовым элементом современной системы образования. Это пережеванный материал, который должен способствовать усвоению информации. С третьего класса общеобразовательной школы до последнего курса магистратуры мы занимаемся написанием конспектов. Вчера я выбросил последние конспеткты из обоих ВУЗов, где я учился. Я это сделал, потому что понял их бессмысленность. Я давно воспринимаю информацию только в структурированном электронном виде с гипертекстом. В противном случае, информация бесполезна. Она устарела как бумажные деньги. Ими ещё можно пользоваться, но это уже обременение. Можно быстрее, удобнее, безопаснее познавать, обучатья и расплачиваться, если делаешь это в электронном виде. Встретив в конспекте незнакомый термин вы всё-равно вынуждены идти в web-поисковик и находить информацию там. Справочники в бумажном виде всё-равно уже не издают.
Закругляя мысль, констатируем. Бумажные конспекты мертвы. Все разговоры про то, что лучше запоминаешь, когда пишешь рукой - инсинуации.
Какие решения?
Нейроинтерфейсы? Испытания нейроинтерфейсов ввода текста показали (на нынешнем этапе развития) свою полную непригодность. Они достаточно грубо считывают изменения альфа и иных ритмов мозга, вместе активизацией тех или иных больших зон мозга. На таком грубом уровне, человеку требуются очень большие энергетические затраты для совершения самых банальных действий.
Аудиозапись? К сожалению, задача трансляции голоса в текст ещё не решена, чтобы превратить это массовую технологию. Голос нельзя транслировать в гипертекст. Т.е. выделять смысловые участки и давать ссылки на них. Современные методы дистанционного образования позволяют успешно создавать видеозаписи с гипертекстом, но это встречный шаг от учебного заведения к студенту, и не имеет никакого отношения к конспекту.
Ноутбуки? Современные qwerty-клавиатуры плохо подходят для ввода информации. Во-первых, это дорого. Ноутбук остаётся дорогим устройством. Во-вторых, далеко не все способный освоить слепой десятипальцевый ввод. Формирование этого навыка на стандартной 101-кнопочной qwerty-клавиатуре оказывается крайне не простым делом. В-третьих, ноутбуки довольно прожорливы в плане электроэнергии. Это не проблема в России, но в Индии, Китае или странах Африки с этим могут быть проблемы.
И так, существующие решения не столь хороши.
Октодон! Октодон - это скорее джойстик, чем клавиатура. Он элементарен в освоении. Попробуйте дать клавиатуру ребёнку и октодон, и посмотрите, что проще дастся ему для освоения. Октодон менее знание-зависимый и навыко-зависимый. Посмотрите на обычную 101-кнопочную qwerty-клавиатуру. Вам действительно понятно назначение всех кнопок? Их названия логичны и легко представить какую функцию они выполняют? Сочетания клавиш интуитивно понятны? Это доступный интерфейс ввода текста, где нет ничего лишнего?
Октодону легко обучить 8-9 летнего ребёнка. Скорее всего у него уже есть устойчивый навык пользования джойстиками для игр, а моторика достаточно развита, чтобы точно позиционировать пальцы на чувствительных джойстиках Октодона. Как раз в этом возрасте нас начинают заставлять писать конспекты. На кончиках пальцев сосредоточены очень чувствительные нервные окончания. Когда все они одновременно располагаются на 10 мини-джойстиках Октодона возникает восхитительное ощущение тактильного единения с клавиатурой. Для этого не нужно в голове иметь сложную карту моторики, насколько далеко нужно сдвинуть какой палец относительно "пупырчатых" F и J. Все пальцы уже стоят на своих местах.
Представим себе начало урока в третьем классе Индийской деревушки в 2017 году. В первом и втором классах ребята уже обучились лепке, рисованию, письму и простому вышиванию - моторика пальцев уже сформирована. Простейшие смартфоны уже давно стоят недорого, и есть у детей с 1-2 класса. Учитель раздаёт всем накладную клавиатуру-чехол Октодон. За 5 учебных дней, устанавливаются учебные игры, и простейшие программы, которые управляются через Октодон. Через пять дней весь класс научился им пользоваться. Расписание уроков синхронизируется с сервером школы. На каждом уроке достаточно "зачекиниться" и начать вводить лекцию. Учебный материал связан со структурой уроков. Поиск внутри лекций контекстно связан с уроком. Все гиперссылки на термины проставляются автоматически согласно облаку тегов предмета. Рекомендованные для изучения материалы подтягиваются автоматически от контекста. Drill down - и ты узнал по теме ещё что-то новое. Ещё один - и ты знаешь ещё больше. Ещё никогда любопытство нельзя было удовлетворить так легко. Малейшее недопонимание в предмете легко закрыть в пару кликов. Была бы любознательность.
Теперь твой конспект - это не просто слова преподавателя, записанные под диктовку. Это живой материал, который контекстно связывается со всем необходимым самостоятельно. Твои записи оживают у тебя на глазах. Прямо под пальцами.
За годы образования у тебя автоматически формируетя своя Wiki. Ты можешь вносить дополнения, комментарии, актуализировать материал по темам. Тебе не нужно разбирать свой почерк. Всё написано твоими словами, с твоими комментариями.
В процессе урока ты делаешь снимки. Фотографии учебной доски дополняют текст графиками и формулами. В будущем, они же будут нести приятные воспоминания, как всё было в молодости.
Формулы! Их нужно записывать сразу в машиночитаемом виде. В виде формул, как это пишут в программном коде. Если вы будете когда-нибудь пользоваться этими формулами, то вряд ли будете делать расчеты на бумаге, следовательно вам всё-равно переводить их машиночитаемый вид. Вместо лаконичного знака корня придётся написать sqrt(). Вместо экспанеты exp() и т.п. Это не затруднит понимание и читаемость, но упростит ввод и дальнейшее применение. Осталось просто убрать из образовательного стандарта ряд анахронизмов. В конце-концов, что sqrt(), что знак корня - это сложные абстракции. Не всё-равно ли как их записывать?
Пишу я этот тест и жалею, что в детстве у меня не было смартфона и клавиатуры Октодон. Я завидую индийским детям 2017 года.
Хочу и сам уже наконец-то обладать этой клавиатурой.