Авторитеты в музыке

Dec 08, 2016 22:51

В моей группе в "контакте" у меня спросили где можно найти эту статью, которая когда-то писалась для журнала "Москва - Тель-Авив", но, видимо, никем не проиндексировалась.

В общем, выкладываю, ибо все материалы дублируются в закромах :)

Авторитеты.

Покажи свой плейлист, и я скажу тебе кто ты. Эта фраза прекрасно описывает общение о музыке в современном обществе, где куда быстрее можно выяснить музыкальные пристрастия собеседника посмотрев в список сохраненных композиций на его страничке в соцсети, чем в ходе беседы. Музыкальные пристрастия очень много говорят о человеке, это правда. А вот откуда у нас эти пристрастия появляются? Варианты вроде “случайно услышал и понравилось” отметаем сразу, так как “понравиться” - это уже оценка по шкале сложившегося у слушателя музыкального вкуса. Я думаю, что по большей части музыкальный вкус прививают нам те, чье мнение для нас авторитетно.
Я, например, провел все детство, слушая Битлов, Майкла Джексона и Уандера по той простой причине, что они занимали почетный пьедестал в нашей домашней медиатеке. Ну, Юрий Антонов - это уже совсем из глубокого детства (хотя песню “Пройду по абрикосовой” я очень недолюбливаю, так как под нее меня будили в детский сад).



По мере нашего взросления нас начинают учить хорошей музыке другие люди. Друзья или учителя в музыкальной школе. Сегодня еще проще, кстати. Ну признайтесь же, вы наверняка проглядывали плейлисты людей, которых вы по какой-то причине уважаете или просто, которые вам симпатичны. И наверняка нередко находили там хорошую (в вашем понимании) музыку. Ведь если это тот самый человек это слушает, значит, наверно, музыка хорошая?
Таким образом, музыкальные авторитеты в нашей жизни - те, кто прививает нам музыкальный вкус, а не те, кто занимает верхние строчки в радио чартах. Хотя спросите у ста человек на улице, кто для них является музыкальным авторитетом. Сколько раз вы услышите фамилию “Лепс” или “Михайлов?”. И сколько раз прохожие вспомнят Вивальди, Бетховена, Моцарта или (давайте отдадим должное издательству) Рубинштейна, Серова и Энгеля?

Кстати, ситуация с авторитетами серьезно усугубляется у людей, “испорченных музыкальным образованием”. Они смотрят на музыкальный мир сквозь призму ценностей, привитых на уроках музлитературы, и при словах “авторитеты в музыке” в голове у них (поверьте, я там был) всплывают такие имена как Джорджо Валла Генрих Барифон и Филипп де Витри (хотя надо отдать должное, мой истинный интерес к таком предмету как музыкальная литература проснулся уже после того, как музыкальное образование осталось позади). И если вы хотите со мной поспорить, то только попробуйте мне сказать, что не замедляли невольно шаг в пахнущих старым паркетом коридорах музыкальной школы, чувствуя как строго взирает на вас Чайковский или Римский-Корсаков с портретов в тяжелых рамах. Попробуйте, попробуйте! Я все равно не поверю.

Другое дело, что классическая музыка требует куда большей сосредоточенности и информированности, нежели современные хиты, транслируемые по радио ежечасно. Ведь фортепианный концерт Людвига ван Бетховена гораздо интереснее слушать, зная, что на своих выступлениях великий композитор и пианист нередко ломал клавиатуру. Сегодня такое случается реже. Наверно инструменты стали крепче.

Завершая минутку философии, хотелось бы подытожить. Да, авторитеты помогают сформировать восприятие, понять “что такое хорошо и что такое плохо”, но на пути развития в любой сфере, наступает тот момент, когда навязанные извне правила лишь мешают дальнейшему развитию. Это похоже на поступление на преддипломную практику, когда тебе говорят “забудьте все то, чему вас учили”. И, хотя метафоричность этой фразы также подлежит обсуждению, я все же скажу: рано или поздно авторитетам пора занять почетное место в музее (говорю я, и вслед за песней Стинга у меня в наушниках звучит “The bird and the bee”).

И даже если подойдет ко мне кто-то из великих, кого знаю и уважаю, и скажет мне “все ведь хорошо, но вот соль-диез из седьмого такта надо убрать, а то не звучит же. И раздражает”. Я спасибо скажу. От всего сердца. Я порадуюсь, что кому-то, на чьем творчестве я рос, интересно и небезразлично то, что я делаю. Вот только соль-диез останется на месте. Потому что не хочется быть тем, о ком говорят “В искусстве он шел по стопам великих, и поэтому следов не оставил” (А. Кнышев). И достичь индивидуальности можно лишь споря с авторитетами. С их догмами и общепринятыми правилами.


И это - единственный возможный путь.

Previous post Next post
Up