О том, что Конгресс США очень не любит сокращать или отменять программы по созданию вооружений, говорят очень много и часто. Однако современная история свидетельствует о том, что Конгресс с большей готовностью идёт на урезание закупок новой техники для армии, нежели на списание и ликвидацию старой. Такая тенденция создаёт все более и более серьёзные проблемы для вооруженных сил США. Во многих отношениях и во многих областях традиционное военно-техническое превосходство Америки идёт на убыль, и это касается всех видов вооруженных сил и родов войск. Слишком часто творцы политики полагают, что это проблема будущего, и что решить её можно будет в предстоящие годы. Но, как показали и документально подтвердили в прошлом году многие высокопоставленные руководители из Пентагона, ослабление военного превосходства США - это проблема, решать которую необходимо «здесь и сейчас».
Зам. мин. обороны США по закупкам и технологиям Фрэнк Кендалл недавно сказал: «Я очень обеспокоен ослаблением нашего технического превосходства и перспективами. С момента окончания холодной войны прошло 20 лет, и в США появилось своего рода исходное допущение, что мы в военно-техническом плане превосходим всех. Я не думаю, что это правильное и безопасное допущение. На самом деле, я считаю, что мы относимся к этому слишком благодушно, а в последние десять лет отвлеклись на борьбу с партизанами и террористами».
Командующий Тихоокеанским командованием США адмирал Сэмюэл Локлир (Sam Locklear) недавно подтвердил эту точку зрения, отметив: «Наше традиционное относительное доминирование, которое существовало у нас долгое время, постепенно уменьшается, и в этом нет сомнений».
Сейчас идёт уже четвертый год сокращения военного бюджета США, и предпочтение, которое отдается финансированию старого оборудования, всё больше вредит финансированию нового. За последние 10 лет Конгресс утвердил досрочное списание и отказ от многих систем вооружений - как тяжёлых, так и лёгких. Но отказаться от существующей военной техники и оружия для руководителей из Пентагона оказалось намного сложнее.
Чтобы всё это понять, не нужно заходить далеко. Достаточно взять утвержденный Палатой представителей закон о санкционировании расходов на оборону на 2015 год. Единый ударный истребитель F-35 является важной частью планов по модернизации ВВС, корпуса морской пехоты и ВМС. Однако, поскольку бюджет по-прежнему находится в состоянии, близком к секвестру, Пентагон был вынужден сократить запланированный объём закупок. Если в прошлом году он планировал закупку 42-х самолётов F-35 на 2015 год, то в последнем президентском варианте бюджета фигурирует 34 самолёта.
Конгресс США выполняет важную функцию по надзору за составлением бюджета на национальную безопасность. Но несмотря на частое появление карикатур о том, как он прежде всего поддерживает создание новых и исключительно дорогостоящих систем, действительность такова, что члены Конгресса зачастую скептически относятся к новым программам, и вместо них выступают на защиту устаревших систем, которые Пентагон предлагает списать.
В 2001 году Конгресс запретил выводить из состава флота подводные лодки класса «Лос-Анджелес» и «Огайо», если они не окажутся опасными. В 2005 году Конгресс заблокировал снятие с вооружения всех истребителей-невидимок F-117, которые использовались в 2004 году, а также всех моделей Е самолета-заправщика KC-135. В следующем году Конгресс закрепился на занятых позициях, снова отказавшись снимать с вооружения KC-135E и F-117. В 2011 году Конгресс запретил ВМС списывать разведывательный самолет EP-3E. В 2013 и 2014 годах он отверг планы Пентагона о выводе из боевого состава ВМС крейсеров и десантных вертолётоносцев, а также о снятии с вооружения беспилотного летательного аппарата RQ-4 Global Hawk в модификации Block 30. Кроме того, с 2001 года Конгресс налагал ограничения на списание как военно-транспортных самолётов С-5 и С-130Е, так и бомбардировщиков В-52 и В-1.
Но тем не менее, Конгресс часто предоставляет руководителям из Пентагона значительную свободу действий в сокращении и даже полной отмене программ по созданию нового оружия. Множество примеров тому можно привести из 2010 и 2011 годов, когда министр обороны Роберт Гейтс предложил отказаться от производства таких систем как истребитель F-22, транспортный самолёт С-17, крейсер CG (X), запасной двигатель для F-136, боевой поисково-спасательный вертолет для ВВС, президентский вертолёт VH-71, а также от программы сухопутных войск Future Combat Systems. Среди других известных программ последних лет, которые были остановлены или сокращены, вертолёт Comanche, разведывательный самолёт EP-X, самоходная гаубица Crusader, амфибийная боевая машина Expeditionary Fighting Vehicle, мини-субмарина для доставки морского спецназа ASDS и транспортный самолёт C-27J. Особенно мощный удар был нанесён по системам ПРО. Была отменена разработка боевого оснащения для противоракет с несколькими боеголовками кинетического перехвата Multiple Kill Vehicle, перехватчика Kinetic Energy Interceptor, самолёта-носителя лазерного оружия Airborne Laser, закрыта программа ПРО театра военных действий ВМС и программа инфракрасного наблюдения земной поверхности третьего поколения. Точно так же под нож сокращений попали многие спутниковые системы, включая Национальную систему мониторинга окружающей среды на полярных орбитах и важнейшую систему спутниковой связи ВВС SATCOM.
В планы сокращения Пентагона и Капитолийского холма включены не только хорошо известные системы, находящиеся в разработке или в производстве, но и системы поменьше, включая самолёт-разведчик для сухопутных войск Aerial Common Sensor, систему звуковой разведки для ВМС Advanced Deployable System, систему высокоточного слежения Precision Tracking Space Sensor и мобильный зенитный ракетный комплекс средней дальности Surface-Launched Advanced Medium Range Air-to-Air Missile.
В конечном итоге, неспособность Конгресса изменить существующее положение вещей ведёт к подрыву боеготовности армии США.
Из рубрики "
США" ©
Блог Родиона