Гнев есть зверь, зверь жестокий и лютый. Подлинно, нет ничего хуже, ничего безобразнее гневного лица; если же - лица, то тем более - души. Как тогда, когда разрывают грязь, обыкновенно бывает зловоние, так и тогда, когда душа возмущается гневом, появляется великое безобразие. Между гневом и бешенством нет никакого различия; гнев есть тоже беснование, только временное. Бесноватый может ещё получить прощение; а гневающийся подвергнется тысяче мучений, как добровольно стремящийся в бездну погибели.
Но не могу, скажешь, вынести поношения от врагов. От чего же, - скажи? Если враг сказал правду, то, ещё прежде его, тебе самому следовало бы укорить себя, и ты должен благодарить его за обличение; если же ложь, не обращай на то внимания.
Если же хочешь и отомстить, смолчи, - и тем нанесёшь врагу смертельный удар. Если же будешь отвечать на укоризну укоризною, то зажжёшь огонь.
Но присутствующие, скажешь, будут обвинять в малодушии, если стану молчать. Не в малодушии будут обвинять, а подивятся любомудрию. Если же ты, подвергшись поношению, станешь огорчаться, то через это будешь поносить сам себя, потому что заставишь думать, что сказанное о тебе справедливо.
Отчего, скажи мне, богач смеётся, когда слышит, что его называют нищим? Не оттого ли, что не сознаёт за собою нищеты? Так и мы, если на бранные слова будем отвечать более смехом, через то представим величайшее доказательство, что мы не сознаём за собою того, в чём укоряют нас.
Святитель Иоанн Златоуст
Из рубрики "
Духовное" ©
Интересный блог