Фильм «Родня», повествующий о простой женщине из сельской местности, которая приезжает в областной центр, чтобы навестить дочь и внучку, стал настоящим хитом среди зрителей. Хотя изначально чиновники не хотели допускать этот фильм к показу.
Какие интересные факты сопутствовали созданию этого фильма?
Виктор Мережко написал сценарий к фильму «Родня» всего за два месяца. Образ главной героини, Марии Васильевны, он списал со своей тёщи.
Именно в тот момент, когда шумная и энергичная тёща приехала к ним из деревни, привозя с собой множество домашних заготовок, у Мережко и возник образ главной героини для его будущей трагикомедии «Была не была».
Правда, в последствии название фильма было изменено на привычное нам "Родня", а в режиссерское кресло сел Никита Михалков.
Михалков сразу решил, что фильм будет сниматься не в павильонах, а на натуре. Поэтому, вокзал, квартира и ресторан в кадре самые что ни на есть настоящие.
Как признавался сам Мережко, он писал роль главной героини под Нонну Мордюкову. Нонна согласилась прочитать сценарий, и в итоге он ей очень понравился. А так как у картины еще не было режиссера, то сама Мордюкова предложила кандидатуру Никиты Михалкова.
Она лично позвонила Никите Сергеевичу и сообщила ему о классном сценарии, который он просто обязан прочитать. На это Михалков сказал, чтобы она принесла ему сценарий. Нонна Мордюкова сказала, что в данный момент она не может этого сделать, но Михалков (по словам самой актрисы) спокойно и протяжно сказал ей одно слово: "Принесёёёшь".
Сценарий понравился Михалкову, и он согласился стать режиссером. Работа закипела летом 1980 года.
На роль Тасика Михалков взял актера Юрия Богатырева, с которым они уже работали над фильмом "Свой среди чужих - чужой среди своих".
Роль Нины досталась Светлане Крючковой. Она рассказывала, что в реальной жизни никогда бы не ходила с химической завивкой и наклеенными ногтями.
Самым необычным для фильма стал выбор мальчика Феди Стукова, который сыграл внучку Марии Васильевны. Для этой роли Михалкову требовалась бойкая девочка с пацанским характером, но таковых не нашлось. Поэтому на эту роль Михалков взял Федю Стукова, который уже снимался в его фильме "Несколько дней из жизни И.И. Обломова", где сыграл Андрюшу Обломова.
Стукову понравился столь необычный эксперимент, и он даже частенько импровизировал на съемочной площадке. Правда, после успеха фильма сверстники стали дразнить его "Фёклой".
В последствии Фёдор продолжил актерскую карьеру, стал ведущим нескольких теле-шоу в 90-х, а с 2007 года погрузился в сериальную режиссуру.
Бывшего мужа Марии Коноваловой должен был играть Олег Борисов, но Михалкову запретили снимать его в фильме, так как когда-то Борисов отказался играть Достоевского. Тогда на роль Вовчика взяли Ивана Бортника.
Несмотря на то, что сама Мордюкова поспособствовала тому, чтобы Михалков режиссировал ленту, они постоянно конфликтовали на съемочной площадке, так как не сходились во мнении.
А началось все еще в самом начале, когда актрису стали гримировать. Она была просто в ужасе от того образа, что Михалков придумал для ее героини. Химическая завивка, странная одежда и металлические зубы очень не нравились актрисе.
Как рассказывала Наталья Мордюкова (сестра Нонны Мордюковой), актриса пришла к ней заплаканная и пожаловалась на то, что Михалков просто издевается над ней, делая из нее страшную тетку.
Нонна Викторовна не смогла смириться с образом, который придумал ей Михалков, и просто ушла со съемочной площадки. Чтобы вернуть актрису, Михалков решил пойти на маленькую хитрость.
Он намеренно пустил слух, что берет на роль Марии Васильевны актрису Римму Маркову. Естественно, слухи быстро дошли и до самой Мордюковой. Актрису настолько сильно это возмутило, что она пошла к Виктору Мережко и сказала ему забрать сценарий. Но Мережко сообщил, что сценарий уже принадлежит "Мосфильму" и забрать его он не может. Тогда Нонна Викторовна громко сказала, что Маркова не будет сниматься в этом фильме, и вернулась на съемочную площадку, согласившись с условиями Михалкова.
Кстати, Римме Марковой тоже нашлось место в фильме. Именно она сыграла небольшую роль администратора гостиницы.
Но на этом конфликты не закончились. Однажды, Михалков застукал Мордюкову с Риммой Марковой, которые выпивали и общались вместо того, чтобы готовиться к роли.
И когда у Нонны Викторовной не получилось сыграть сцену (в нужном духе произнести фразу "Эх, ты"), Михалков сказал что-то в духе "Да, тяжело бабушкам такое играть". Это так разозлило Мордюкову, что она даже ударила режиссера по колену.
Мордюкова даже хотела купить билет до Москвы и просто уехать. Но именно в таком состоянии ей и удалось произнести ту самую фразу в нужной манере. Некоторое время они вообще друг с другом не разговаривали, но спустя несколько часов актриса и режиссер помирились, и с тех пор больше никогда не ссорились.
Ресторан, в котором проходили съемки, был только недавно построен и еще не работал. В этой сцене, помимо режиссера, сыгравшего официанта, появились и другие члены съемочной группы, такие как оператор, художник (Александр Адабашьян) и др.
А роль молодого работника ресторана сыграла ассистентка режиссера Тамара Кудрина. Чтобы сделать из нее молодого человека, ей наклеили усики.
Во время съемки сцены с танцами Нонне Мордюковой стало плохо, из-за чего ее увезли на скорой. Съемки пришлось приостановить на несколько дней, но благо всё обошлось.
Основную часть фильма снимали в Днепропетровске. Этот город в качества места съемок предложил брат Виктора Мережко - Юрий. Режиссеру разрешили снимать фильм в городе, но при условии, что он не будет снимать режимные объекты.
Квартиру же для съемок выбирали с учетом того, чтобы из нее можно было видеть стадион. Причем, сняли не одну, а аж две соседних квартиры - двухкомнатная и трехкомнатная. Но в итоге к трехкомнатной квартире даже не притронулись и все съемки проводились только в двухкомнатной квартире.
Как это часто бывало в советское время, чиновникам из "Госкино" фильм не понравился. Цензоры решили, что данная картина не соответствует советской действительности, из-за чего ее решено было запретить, если режиссер не внесет огромное количество правок.
Чиновникам не понравилось, что в фильме показаны солдаты, уезжающие в Афганистан, что девочка (Федор Стуков) слушает западную музыку и многое другое.
Режиссер монтажа Элеонора Праксина считала, что причиной всему стала личная неприязнь чиновников из "Госкино" к Никите Михалкову. Но когда все "плохие" сцены были вырезаны и заменены, картину все же приняли, но не спешили допускать ее к показу, из-за чего картина 1,5 года пролежала на полке.
Но как это опять же часто бывает, картина попалась на глаза тогдашнему генсеку Юрию Андропову, который посмотрел фильм и остался в полном восторге. После этого у чиновников просто не осталось выбора, кроме как дать фильму первую категорию и пустить его на большие экраны. И в июне 1982 года фильм наконец-таки вышел.
Источник