Пётр впервые приехал в Воронеж в 1696 году. Город ему не понравился. Деревянная крепость, построенная ещё при сыне Ивана Грозного, тихо ветшала. Вокруг неё размещались просторные земельные наделы с пастбищами, огородами и птичниками. Окинув панораму критическим взглядом, государь изрёк: «Много пустопорожнего места».
Стоит отметить, что это место имеет богатую историю. В XVII-XVIII веках здесь располагались стратегически важные пункты: цейхгауз (склад военного имущества), Адмиралтейство, парусный двор, цитадель и деревянные дворцы государя и его сподвижников - Меньшикова и Апраксина. Все эти постройки, как и сам остров, который был затоплен при создании Воронежского водохранилища, до наших дней не сохранились. Пётр впервые приехал в Воронеж в 1696 году. Город ему не понравился. Деревянная крепость, построенная ещё при сыне Ивана Грозного, тихо ветшала. Вокруг неё размещались просторные земельные наделы с пастбищами, огородами и птичниками. Окинув панораму критическим взглядом, государь изрёк: «Много пустопорожнего места». Работа закипела. К весне 1696 года на Воронежской верфи были построено 23 галеры, четыре брандера (судна, которые поджигали для совершения тарана), два многопушечных корабля «Апостол Пётр» и «Апостол Павел» и более 1000 стругов. 3 мая того же года царь, разместившийся на галере «Принципиум», отправился с головной группой из восьми галер на Азов. За флотом по суше двинулся отряд сухопутных войск под командованием Алексея Шеина. Российские войска окружили Азов с моря и суши, и после месячной осады, 19 июля 1696 года, город сдался. Прибывший на выручку турецкий флот с четырьмя тысячами десантниками, наткнулся на решительно направлявшиеся к нему русские паруса и ушёл в Турцию, не принимая боя. Алексей Шеин стал первым в истории России генералиссимусом, а Петр, которому не удалось получить выход к морю через Керченский пролив, принял решение о продолжении строительства флота. В 1698 году Петром был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» (Божье предвидение) с особой конструкцией киля, им предложенной. Корабль был построен мастером Феодосеем Скляевым и спущен на воду в 1700 году, поразив всех присутствующих на его открытии (членов царской семьи, многочисленных почётных гостей и западных послов) своей красотой и став первым российским линейным кораблём. Из-за унизительного договора 1711 года, после неудачного Прутского похода, Петру пришлось вернуть туркам Азов и ликвидировать Воронежские верфи. Часть кораблей были проданы, остальные сожжены. Памятник Императору Петру Великому, установленный в 1860 году стал первым памятником Воронежа, а после ВОВ, когда немцы увезли старый монумент на переплавку, первым и единственным памятником царю, установленным в Советское время. Памятник, который сейчас стоит на Проспекте Революции (бывшая Большая Дворянская) почти в точности воспроизводит оригинал. Помимо некоторых деталей одежды, изменениям подверглось лицо царя. Лицо прежнего памятника было слеплено с посмертной маски, чтобы не допустить ошибки. «Новый Пётр» стал «моложе», что соответствует исторической правде (государь впервые приехал в Воронеж в 24 года). Ещё один интересный факт, связанный с памятником, заключается в положении его рук. Правой он держит саблю, а левой, по замыслу скульптора, должен был указывать на Азов. Однако тогда Пётр стоял бы боком к центральной улице. Так что сейчас он показывает на запад, в сторону Швеции. Если поставить воронежский памятник Петру I и копенгагенский - императору Карлу XII на одной улице, с соблюдением географической направленности, они будут указывать друг на друга. Император пробыл в Воронеже около 500 дней, во время которых наш город являлся фактической столицей России. Пётр «построил» на Воронежских верфях 118 кораблей, в том числе, корабль «Воронеж», с загадочной эмблемой - три горы и три пальмы на них и девизом «Со временем». Источник