Либеральный дауншифтинг или почему в России не будет своей Скании
Jan 25, 2016 14:30
В Подмосковье, есть такая фирма Тонар. Начинала она свою деятельность в 90х с производства легковых прицепов и автолавок. Добившись неплохих результатов в этой области, фирма начала осваивать нишу прицепов для грузовых автомобилей, став в итоге крупнейшим производителем этой продукции в России. На достигнутом они не стали останавливаться и задумали было организовать производство тяжелых грузовиков.
Коллектив там очень хороший подобрался, что называется с руками и головой, дело у них спорилось. Первые образцы грузовиков показали журналистам в 2008 г., одновременно с этим шли сертификационные испытания, и уже через год состоялась официальная презентация.
Однако, тут вмешалась невидимая рука рынка. И не какая-то там абстрактная, а очень даже человеческая шаловливая такая ручонка нашего брата либерала. К этому времени в правительстве успели подготовить программу развития отечественного автопрома, которую для нас разработала американская консалтинговая компания Boston Consulting Group (куда же без них). Программа эта, по сути, подразумевала замещение отечественного производства отверточной сборкой иномарок. Иностранным компаниям создали всевозможные преференции: от налоговых льгот, до прямого госфинансирования, чем они не преминули воспользоваться, открыв в стране более 20 сборочных заводиков. Разумеется в этих и без того не равных условиях у отечественного производителя шансов, увы, не было. В итоге мы полностью отдали рынок иностранным компаниям, которые мало того что выводят прибыть из страны, но теперь, когда поток нефтедолларов существенно обмелел и выводить стало нечего, они на правах отечественного производителя затребовали госдотаций. В прошлом году на их поддержку из бюджета выплатили 40 млрд. рублей, в этом году заплатят 50 млрд. Вполне естественно, что при таких ценах на нефть механизм обмена золота на бусы стал давать сбои ибо как вы понимаете, с нефтяной иглы мы даже и не пытались слезть.
В других отраслях намечается примерно та же тенденция. Пока не всё так безнадёжно, но судя по телодвижениям правительства, в других секторах экономики правительство стремится повторить «успех» «нашей» автопромышленности. В общем "расти" есть куда.
Фирма Тонар, как мы знаем, так и не стала русской Сканией. И разумеется не потому, что там работают криворукие дауншифтеры. Предприятие без всякой господдержки таки запустило производство грузовиков, и даже умудряется продавать технику в дальнее зарубежье. Но производство у них мелкосерийное, работают они под заказ, и шансов на то, что они станут крупным национальным производителем, увы, нет. Ещё один производитель ростовский ТАГаз, начавший в 90х производство легковых автомобилей, был признан банкротом в 2014 году.
Любопытно, было читать в каком-нибудь Комерсанте отзывы либеральных экономистов, которые на правах всезнающих экспертов комментировали это событие. Со всем своим надменным скепсисом либеральным, они прямо едва ли не злорадствуя, заявляли: ребята, ну куда вы рыпаетесь. Со следующего года у нас MAN откроет производство мощностью 10 тыс. грузовиков в год. С кем вы тягаться собрались? Занимайтесь лучше прицепами, а ещё лучше автолавками для ларёчной торговли.