Перед Анатолием Демидовым в Париже были открыты двери лучших домов. Еще бы, ведь наследник уральских горнозаводчиков и владелец миллионного состояния слыл одним из самых завидных женихов. В женщинах он не знал недостатка. Расставшись с очередной красавицей, тут же загорался страстью к другой. Но жениться не торопился, отчего в скором времени за ним закрепилась репутация закоренелого холостяка.
Женить Казанову
Светская кокетка Адель Эррио казалась Анатолю неземным существом - яркая, недоступная, неординарно мыслящая, изобретательная, смелая… Говорить о ней и ее достоинствах он мог бесконечно. Впрочем, она и впрямь была достойна всех этих похвал. Красотою превосходила многих женщин, умом и отвагой - многих мужчин. Да и авантюризма ей было не занимать. Поклонники окружали ее с утра до вечера, но она не торопилась с выбором, все ждала, когда ветреный Анатоль проникнется к ней настоящей страстью и сделает предложение.
В томительном ожидании прошло несколько месяцев, но все было по-прежнему. Он клялся в любви, одаривал дорогими подарками, жарко ласкал и целовал в постели, а потом уезжал в свой роскошный особняк, оставляя Адель в растерянности.
Пару раз она даже намекнула ему на то, что в ее возрасте все приличные женщины обзаводятся мужем и детьми. Анатоль только рассмеялся.
- Ты мечтаешь о замужестве? Никогда бы не подумал… Мне казалось, столь яркой и соблазнительной особе это должно быть скучно и противно…
Адель, сбитая с толку, предпочла тогда сменить тему разговора. Но через месяц, узнав о том, что носит под сердцем ребенка, поставила перед собой цель - во что бы то ни стало женить Анатоля на себе.
Фамильная тайна
Задача была сложной, а потому мудрая Адель принялась для начала собирать сведения о друзьях и родственниках возлюбленного, о его детстве и юности. Какое-то шестое чувство подсказывало девушке, что это - верное направление.
Вскоре она узнала, что мать Анатоля Елизавета Демидова скоропостижно скончалась, когда мальчику едва исполнилось четыре года. А его отец Николай Демидов, замаливая грехи перед безвременно ушедшей женой, воздвиг ей на кладбище Пер-Лашез великолепный мемориал, да и сам поселился в Париже, чтобы быть поближе к покойной, которую при жизни не слишком баловал любовью и вниманием.
Эта история настолько поразила девушку, что она рассказала о ней своей тетушке. Пожилая дама как-то вмиг помрачнела, отчего ее крошечное, все покрытое морщинами лицо, сделалось еще меньше.
- Держись от этого Анатоля подальше, не твоего он полета птица…
- Но почему, тетушка? - сделала обиженные глаза Адель.
- Не спорь со мной. Я знаю, что говорю. Имела счастье лично знать и мать его, и отца... А яблоко от яблони недалеко падает.
- А чем же вам не угодили родители Анатоля?
- Странные они были, вот и весь сказ. А тут еще эти слухи про фамильный склеп княгини… Врут, конечно, люди, а все одно - страшно.
- Что за слухи, тетушка, расскажите, сделайте милость.
- Да болтают, будто княгиня Демидова оставила тайное завещание: она, мол, скажет, где хранится сундук с золотом тому, кто проведет в ее склепе ночь. Смельчаки тут же объявились. К каждому из них являлся призрак Елизаветы Демидовой и предсказывал им будущее. Но все они плохо кончили. Башмачнику Жаку, например, княгиня напророчила, что жить ему осталось всего месяц. И через тридцать дней он действительно отдал Богу душу. А мсье Луи, который держит шляпную мастерскую на углу, покойница наказала вина в рот не брать. Он не послушался, напился и свалился с моста в воду.
Откровения призрака
Рассказ тетки не оставил равнодушной впечатлительную Адель. Ночью, лежа в постели без сна, они приняла твердое решение - провести ночь в склепе и получить от покойницы совет, как выйти замуж за ее сына.
Поздно вечером у кладбища остановился одинокий экипаж. Из него вышла отважная мадемуазель, закутанная в темный плащ с капюшоном, и быстрым шагом направилась к усыпальнице.
Несколько часов все было тихо, красавица Адель, поборов страх, уже начала было дремать, но вдруг почувствовала легкое движение воздуха. Над саркофагом Елизаветы Демидовой появился туман, а затем и призрак княгини.
- У тебя будет много мужчин. Но замужем быть тебе не суждено. Обращай внимание на старых холостяков с туго набитыми карманами. Особенно русских, - шептал ей призрак.
- Но я люблю Анатоля и хочу быть с ним, - осмелела Адель.
- Его забудь, он твой брат. Дитя греха не сохраняй, не сохраняй…
Адель выбежала из склепа вся в слезах. Не разбирая дороги, бежала она к дому тетушки, потому что чувствовала - она знает правду. Старуха, встревоженная рассказом племянницы, решила ничего больше не скрывать от нее.
- Да, Николай Демидов действительно был любовником твоей распутной матушки, упокой Господь ее грешную душу… И твоим отцом. После ее смерти он еще долго тайком передавал мне деньги на твое содержание. А потом и сам отправился на небеса.
Как по писаному
Стараниями повитух дитя запретной любви так и не появилось на свет. Адель перестала принимать поклонников и выходить в свет. Дни напролет она проводила дома, в одиночестве. И лишь иногда посещала оперу, до которой была большая поклонница.
Именно там она познакомилась с князем Тюфякиным - камергером и директором императорских театров и одним из богатейших людей России. Когда дряхлый поклонник Мельпомены и молоденьких актрис стал ухаживать за Аделью, она сразу догадалась, что он и есть тот «старый холостяк с туго набитыми карманами», о котором говорил призрак Демидовой.
Предложение нового поклонника оказалось более чем заманчивым. Он попросил Адель стать не только его любовницей, но и директрисой новой театральной труппы. О последнем она - страстная поклонница театра - не могла и мечтать! Платил ей 100 тысяч франков в год, осыпал драгоценностями, покупал наряды...
Что же касается интимной стороны вопроса, то тут от Адели многого не требовалось. Два раза в неделю она должна была ужинать с князем и оставаться на ночь - подбадривать его во время приступов астмы и подагры.
- Дорогая, об одном лишь попрошу вас. Остерегайтесь кокетничать с молодыми людьми. Я даю вам полную свободу, но с условием, что сам я ничего не увижу и не узнаю. Нервные расстройства убийственно действуют на мое здоровье.
После смерти Тюфякина, подле которого Адель находилась до последнего, она вышла замуж за разорившегося французского аристократа. Но их брак продлился недолго. Непривыкшая к супружеской жизни Адель пустилась в путешествия и попала в гарем к турецкому султану. Оттуда бежала в Россию, стала помещицей и уехала на Кавказ, где, согласно документальным свидетельствам, за ней ухаживал сам Михаил Лермонтов...
…А что же Анатоль Демидов? После рассказа Адели он тоже решился провести ночь в склепе. Услышав голос безвременно ушедшей матери, расплакался как ребенок. Княгиня же умоляла сына не жениться на «особе императорской крови». Демидов ничего толком не понял, но, растроганный случившимся, обещание дал. А в 1840 году женился на принцессе Матильде, дочери Иеронима Бонапарта, брата Наполеона.
Известие об этом привело в гнев русского царя, который и так точил зуб на Демидова. Николай I был в бешенстве от того, что потомок знатного российского рода взял в жены родственницу Наполеона, заклятого врага России. Он немедля затребовал чересчур самостоятельного Демидова в Санкт-Петербург. И вскоре брак между Анатолем Демидовым и Матильдой Бонапарт был расторгнут.
Юлия Агафонова
http://www.oracle-today.ru/articles/24271/