Откуда взялся "гамельнский крысолов"

Jul 11, 2016 09:26




В истории человеческой цивилизации есть несколько архетипических образов, которые всем известны и которые кочуют по фольклору, по сказкам и легендам, по произведениям искусства - картинам, романам, операм и даже мультфильмам. Одним из таких образов является образ Крысолова.

Крысы сопровождали человека на всем пути его развития. По словам зоологов, крысы жили еще во времена динозавров, и их не брало ничего: ни ледниковый период, ни яды, ни даже последствия ядерного взрыва. Они были истинным бичом человека, страшной проблемой, особенно во времена Средневековья, когда люди очень плотно жили в маленьких грязных городах. Понятное дело, что там крысам было истинное раздолье. Крыса всегда вызывала у человека неодолимый страх, хотя практически всегда жила рядом с ним, мог-бы привыкнуть за тысячи-то лет... Боялись из-за укусов, из-за нападений на младенцев, из-за пожирания съестных припасов и другого вреда. Упоминания о вреде, причиняемым крысами, часто встречаются в легендах и хрониках. Так, например, Базельские анналы отмечают еще в 1271 году: «Крысы уничтожают зерно, сильный голод».
Впрочем, Европа голодала на всем протяжении своей истории. В очень познавательной книге Фрица Куршмана о голоде в Средние века собраны сотни текстов из хроник вплоть до великого голода 1315-1317 годов. В этих текстах разворачивается бесконечное траурное шествие стихийных бедствий, голодных лет и эпидемий с их ужасающими эпизодами, включая каннибализм, и неизбежной развязкой - мором и традиционными жертвами - бедняками. Вот знаменитый текст из хроники Рауля Глабера за 1032-1034 годы: «Голод принялся за свое опустошительное дело, и можно было опасаться, что исчезнет почти весь человеческий род...»
Но голод был не единственной проблемой, связанной с крысами. Когда в Европе было принято христианство, то кошки были объявлены «бесовскими отродьями» и были практически поголовно уничтожены. Благодаря этому «мудрому» деянию первых христиан расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Так что страх перед крысами - старый страх. Не зная ничего о бациллах, микробах и вирусах, люди в Средние века просто заметили, поняли на основе эмпирического опыта, что вслед за крысами в город приходила чума. Но так как причину со следствием увязать еще не умели, то крысы считались вестниками беды и смерти. А так как кошки, как «бесовские отродья», были христианами практически изведены и с крысами бороться стало некому, то спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова.
При дворе Якова I, который правил в 1603-1625 годах, в состав Королевской палаты входило большое количество придворных слуг, представителей разного рода профессий, которые подчинялись непосредственно лорду-камергеру. Среди них значились не только сундучник, сапожник, часовщик, но и придворный крысолов (ratcatcher). Но охотники на крыс были отнюдь не только во дворцах. В Средние века появилось множество странствующих крысоловов. Эта профессия стала распространенной и общественно значимой, хотя считалась неуважаемой. Потому в ту пору, изводя крыс повсюду, крысоловы бродили из города в город. На шестах они несли связки крысиных трупов, на лотках - ловушки и яды. Цену за свои услуги они требовали немалую. Придя в деревню или в город, такие специалисты хвастались своими победами над крысами там-то и там-то, показывали дипломы неведомых университетов и уверяли, что именно их метод уничтожения грызунов самый эффективный. Если крысолову удавалось произвести впечатление на измученных крысиной напастью горожан, то тогда заключались договоры с отдельными хозяевами домов и лавок, и крысолов приступал к работе. Но, несмотря на старания крысоловов, размножение грызунов в городах и впрямь походило на нашествие. А реальное событие - сожжение города епископом ради избавления от крыс - впоследствии стало легендой и народной балладой.
Рукопись 1430 года - «Книга о чуде» - содержит сцены обрядов и заклинаний для изгнания крыс. Людей, занимающихся этим, называли заклинателями. Некоторые из них, подобно гамельнскому крысолову, уводили крыс с помощью музыки, другие читали заклинания или молитвы. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому Церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы. В России крысоловов называли повелителями или хозяевами крыс. Их услугами часто пользовались владельцы мельниц, где серых грызунов водились целые полчища. Считалось, что «хозяин крыс» мог не только увести надоедливых соседей, но и натравить их на неугодных ему людей.
С крысоловами были связаны различные суеверия, их боялись, и этот страх нашел отражение и в фольклоре. Вот какие строки есть, например, в старинной немецкой балладе:

Кто там в плаще явился пестром,
Сверля прохожих взглядом острым,
На странной дудочке свистя?..
Господь, спаси мое дитя!

Старая жутковатая немецкая легенда о гамельнском Крысолове, владевшем магической дудочкой, хорошо известна во всем мире.
Она стала основой для множества поверий и сказок. О Крысолове сложены народные баллады. Многих прославленных поэтов и писателей вдохновила эта легенда: великих немецких поэтов Гёте и Гейне, английского поэта Броунинга, шведскую писательницу Сельму Лагерлёф, русскую поэтессу Марину Цветаеву. Вспомним и нашествие крыс на старинный замок в сказочной повести Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» - этот эпизод почти полностью повторяет первую часть легенды о Крысолове: маленький Нильс с помощью волшебной дудочки с семью дырочками выводит из замка всех крыс.
Со временем образ Крысолова стал мифом, начинал отделяться от средневековой фабулы и создавать новые, созвучные времени сюжеты. В голодном 1920 году в Петрограде Александр Грин написал мрачный и загадочный рассказ «Крысолов». Чудом спасшийся герой повествования рассказывает о крысах-оборотнях, способных принимать любой человеческий облик.
«Крысолов», «Дудка Крысолова» - эти слова стали нарицательными. «Дудкой Крысолова» люди называют лживые обещания, увлекающие на погибель. И это несмотря на то, что в первоначальной версии легенды Крысолов никого не обманул...
Так что же там случилось в этом немецком городке Гамельне, что гамельнский крысолов стал чуть ли не нарицательным персонажем?
В красивой горной местности на берегу большой реки Везер на севере Германии расположился тихий городок Гамельн, больше известный теперь как Город Крысолова. В конце XIII века в этот город пришла все та же беда, что и в большинство европейских городов - крысы. В сказке братьев Гримм, которые опирались на старинную немецкую легенду, это описывается так: «В Гамельне всегда было много крыс, но опасности они не представляли, поскольку кошки всегда решали эту проблему обычным способом - убивая их. Однако, внезапно что-то случилось, и крысы начали бешено размножаться. И вскоре черное море крыс заполонило весь город...»
Обратите внимание на характерный момент: «Все, что нам нужно - это армия котов! Но все кошки были мертвы...». Почему все кошки были мертвы и что с ними случилось, в сказке, конечно, не говорится. И долгое время для всех детей это оставалось загадкой. Впоследствии церковь поняла, что сильно погорячилось, а признаться вслух о своих ошибках было невозможно, поэтому церковники постарались вымарать из памяти людской причину, по которой с кошками что-то случилось.
Вместо этого церковь пыталась бороться с крысами, но, как всегда, своим любимым и привычным способом - вызвала крыс на суд. И не надо смеяться! Церковь с удручающей регулярностью вызывала в суд различных провинившихся животных: собак, ослов, волков, быков и особенно свиней. Животных приводили, долго читали им нотации, требовали признания своей вины. И все это делалось на полном серьезе. Потом им выносился приговор, зачастую смертный, и несчастное животное, не признавшее своей вины - по причине бессловесности - торжественно казнили, чаще всего на костре.
Что касается вызова в суд крыс, то в назначенный день судебного заседания люди собрались в ратуше и ждали, что на суд прибудет сам Крысиный Король. Ходили слухи, что у него пятнадцать голов и одно тело - куда там Змею Горынычу с его жалкими тремя головами. Наглый Крысиный Король суд почему-то проигнорировал и, как обычно повелось в таких случаях, приговор пришлось выносить заочно. Суд огласил крысам приговор на выселение: «Посему приказываем и повелеваем: всем упомянутым крысам, а также королю всего крысиного племени к полудню завтрашнего дня под страхом смертной казни покинуть наш славный город, а также все земли, принадлежащие ему». Это постановление суда также вынесли на полном серьезе. И это при условии, что все это делали не дети лет семи-восьми, а взрослые мужи! Становится буквально жутко, когда представишь себе ту веселенькую атмосферку, в какой довелось жить предкам современных европейцев.
После этого постановления суда крысы в ответ даже хвостом не повели, а продолжали опустошать дома, сараи и склады, сжирая все, что было сделано не из железа - в отличие от убегавших в страхе от таких приговоров жуков и гусениц в соседних городах. (В это христиане свято верили.) Так что город продолжал пребывать в ужасе и панике.
И вот однажды, а точнее 26 июня 1284 года, в славном городе Гамельне, заполоненном полчищами крыс, объявился незнакомец в диковинном пестром наряде, пообещавший избавить жителей от напасти. Перед жителями забрезжил слабый огонек последней надежды, и они решили заплатить даже куда больше требуемой цены. Таинственный пришелец заиграл на дудочке и привлеченные ее звуками крысы вылезли из нор и пошли за музыкантом к реке Везер, где благополучно и утонули. Город был спасен. Но жадные горожане отказались заплатить чужеземцу не только повышенную, но и оговоренную сумму. «Вы горько пожалеете о том, что нарушили обещание» - сказал Крысолов и ...исчез, растворился в воздухе.
А вскоре над городом снова разлилась мелодия флейты. Завороженные роковой мелодией, множество детей выбежали из домов и пошли за крысоловом по направлению к горе, расположенной возле Гамельна, где бесследно исчезли навсегда, словно их никогда и не было...
Достаточно полно эта история изложена Йобусом Финцелиусом в 1556 году в книге «Чудесные знамения. Правдивые описания событий необыкновенных и чудесных»: «Нужно сообщить совершенно необыкновенное происшествие, свершившееся в городке Гамельне, в епархии Минденер, в лето господне 1284-е, в день святых Петра и Павла. Некий молодец лет тридцати, прекрасно одетый, так, что видевшие его любовались им, перешел по мосту через Везер и вошел в городские ворота. Он имел серебряную дудку странного вида и начал свистеть по всему городу. И все дети, услышав ту дудку, числом около ста тридцати, последовали за ним вон из города, ушли и исчезли, так что никто не смог впоследствии узнать, уцелел ли хоть один из них. Матери бродили от города к городу и не находили никого».
Старинный немецкий городок Гамельн хранит память о тех событиях до наших дней. Появление Крысолова в Гамельне и исчезновение ста тридцати детей зафиксированы как достоверный факт. Позолоченная надпись на здании старинной ратуши, прозванной Домом Крысолова, гласит: «В год 1284, в день святых Петра и Павла 26 июня Пестрый Дудочник завлек сто тридцать детей на гору Коппен в окрестностях Гамельна, где они исчезли». Улица, по которой Пестрый Дудочник увел детей, называется улицей Молчания - здесь и сегодня запрещено бить в барабан. Около 1375 года описание «исхода детей» было внесено в хронику города Гамельна, а фигура Крысолова была изображена на церковном витраже рядом с гербом города. Туристы теперь могут также полюбоваться на памятник музыканту, уводящему крыс и мышей из города и попробовать вкусные булочки-мышки. Три раза в день в стене старинного здания открывается дверца, из которой появляется дудочник. Сначала он уводит из города крыс, а затем детей. Но в разыгрываемых механическими фигурками сценах (как и во многих поздних сказках) все заканчивается благополучно: музыкант получает сполна за свой труд, и дети возвращаются домой.
В сочинении Финцелиуса высказывалось убеждение, что Крысолов - демон или сам Дьявол. Один автор XVI века даже записал Крысолова в вампиры. «История о гамельнском крысолове-флейтисте, - утверждает писатель Ле Гофф в своей книге «Средневековая цивилизация», - примешивает фольклорный мотив к реальной борьбе против зловредных грызунов».
У знаменитого гамельнского крысолова, очаровавшего крыс игрой на флейте, были предшественники. В краеведческом музее Гамельна хранится множество свидетельств: документов, гравюр, офортов XVII-XVIII веков. Но мир, благодаря пропавшим детям, запомнил именно этого Крысолова.
Вот что на эту тему написал в 1998 году седьмой номер журнала «Знание - Сила»: «С тех пор это предание не дает покоя историкам. На разные лады они объясняют его. Какую только подоплеку ни пытаются найти! Может быть, дети отправились в крестовый поход? Или в городе разразилась страшная эпидемия, погубившая более сотни подростков? Или произошло ужасное стихийное бедствие? Или совершилось некое ритуальное убийство?»
Так что же на самом деле случилось в городе? «Пестрый Дудочник из Гамельна», человек, одетый в яркую разноцветную одежду. Для начала отвлечемся и зададимся вопросом, отчего в средневековых городах было так много юродивых, одержимых, свидетелей всяческих «пришествий» и «явлений» и вообще психически неполноценных людей? Ученые выдвинули версию, что все дело в массовых отравлениях веществом типа ЛСД, содержащимся, в том числе, и в спорынье. А ведь доказанный факт, что пшеница в Средневековье была практически везде поражена этой заразой. У ЛСД есть определенное направленное действие, в том числе и в виде изменения цветовосприятия. Также при отравлении спорыньей возникает галлюциногенная симптоматика и массовые галлюцинации.
Так вот, гамельнский крысолов, когда понял, что его намерены обмануть, исчез, растворился на глазах у изумленной публики. Это наводит на мысль - не был ли и Дудочник просто галлюцинацией? Сходные версии уже давно озвучены в десятке книжек о Крысолове. Первой была книга «Что случилось в Гамельне?», написанная Глорией Скурзински в 1979 году. Повествование ведется от лица четырнадцатилетнего помощника хлебопека, мечтающего освободится от тяжкой средневековой жизни и обрести новую жизнь волынщика. Примерно в то же время, когда Линда Капроэл исследовала связь салемских процессов над ведьмами и эрготизмом, Глория Скурзински взглянула на спорынью с точки зрения романиста. Ловцы крыс и обезумевшие дети четырнадцатого столетия...
Эта же версия тех событий описана в книге «Дыхание» Донна Джо Наполи. В аннотации читаем: «Читатели, не знакомые с психотропным действием отравления спорыньей, могут быть также мистифицированы сюжетом, как и жители средневекового городка». Характерно, что герой - двенадцатилетний мальчик, не потребляющий спорынью - стал для обезумевших горожан главным подозреваемым в их напастях.
Но возникает вопрос: если Дудочник - просто галлюцинация, то, как он «увел» детей, это, возможно, и объясняет. Но как он до этого увел крыс? В принципе, ответ может быть простым. Крыс в Гамельне, как и повсюду в Германии, было, естественно, множество. Но покрывшее город «черное море» жутких крыс «жрущих все подряд, кроме железа», как описано в сказке братьев Гримм - что это? Обычная сказочная гипербола или это тоже галлюцинация? Возможно, эта простая мысль еще никому в голову не приходила. А она как раз объясняет веру в «крысоловов с дудочками» - ведь тогда их было множество, и крыс они успешно «уводили», только детей не трогали. Слухи о таких крысоловах и вера в них, как и паническая боязнь крысиного нашествия - готовая «установка» для «бэд-трипа». Стоило только еще немного ухудшить «обстановку» (реальное увеличение поголовья крыс из-за уничтожения кошек, например), как этот спусковой крючок сработал. Галлюцинирующие люди увидели то самое упомянутое «черное море крыс» точно так же, как они видели летающих ведьм, бесов, оборотней и вампиров на протяжении всех Средних веков.
Реальный крысолов, вероятно, действительно приходил в город. И в городе действительно были крысы, хоть и не «черное море», но, как и всюду в Европе, их было предостаточно. Возможно также, что одежда крысолова на самом деле была необычна. Он выполнил свою работу, как выполняли ее все крысоловы в то время - потравил крыс ядом. Но многие крысоловы были также фокусниками, «артистами» в своем ремесле. Если не сопровождать отравление крыс «магическими ритуалами» а-ля Дэвид Копперфилд, то вряд ли было возможно получать за работу желаемые суммы, которые, как мы уже упомянули, обычно были не малыми. Дудочки служили лишь для мистификации горожан и крестьян, иначе «клиенты» бы решили, что дешевле самим купить яда и потравить крыс, чем платить вдесятеро крысоловам. На помощь крысоловам в их тонком ремесле приходила невежественность и мифологичность мышления населения, которому крысы представлялись не просто животными, с которыми можно бороться «бытовыми способами», а посланниками Диавола, предвестниками Армагеддона. Эти крысы подчинялись только Крысиному Королю, который был так силен, что посмел не явиться в Церковь на суд, куда его в лучших христианских традициях вызывал местный епископ. Соответственно, без привлечения магии с крысами не справиться.

Источник: "Интересная газета. Мир непознанного" №7 2014 г.

http://x-files.org.ua/articles.php?article_id=3570























































старинные открытки, история, города

Previous post Next post
Up