Отзыв на статью «Микроэлектроника и макропроблематика», СВ №176.
В своей
статье Сергей Волковой поднимает проблему технологического отставания России от Запада на примере микроэлектронных изделий и микроэлектронной промышленности. Автор показывает важность восстановления микроэлектронной отрасли, необходимость государственного участия в таком восстановлении, причины возникновения существующего отставания, принципиальные подходы к исправлению ситуации.
Несмотря на то, что микроэлектронная промышленность оказалась, по-видимому, в ряду наиболее пострадавших отраслей, в других областях наукоемкого производства дело, зачастую, обстоит не намного лучше.
Например, в сфере моей профессиональной деятельности - криминалистической идентификации личности путем анализа ДНК - доля использования произведенных на рубежом реактивов, расходных материалов и оборудования в количественном, а уж тем более в ценовом пересчете, близка к 100 %. При этом перечень отечественных применяемых материалов ограничивается наиболее простыми средствами, такими как, посуда, вата, марля и обычные химические реактивы. В кругу коллег мы не раз обсуждали вопрос о том, что если уровень конфронтации с Западом будет нарастать, и в США примут решение о прекращении поставок реактивов в Россию, то это просто «выключит» на длительный срок для нашей страны возможности широкого применения генетических исследований для нужд криминалистики, что гарантировано скажется на уровне раскрываемости преступлений, включая категорию тяжких и особо тяжких.
Необходимо отметить, что в России существуют наработки по импортозамещению в области ДНК-идентификации. Существуют даже варианты коммерческих предложений от отечественных компаний. Цены на наши реактивы на порядок ниже, чем на американские. Однако, производители отечественных реактивов не находят надлежащей государственной поддержки и не могут пока довести качество своей продукции до уровня западных образцов. Государство отказывает отечественным наукоёмким производствам в поддержке, хотя в дальнейшем вынуждено идти на перерасход бюджетных средств. Так по нашим, вероятностным, скорее всего заниженным, оценкам только на покупку американских реактивов для ПЦР-идентификации для нужд криминалистики из бюджета тратиться не менее 1,5 млрд рублей ежегодно. Аналогичным образом обстоит ситуация и с оборудованием для генетических исследований.
Вопрос о причинах, побуждающих государство вести столь непродуманную промышленную политику, остается и для меня и для моих коллег безответным. Хотя, понятно, что ответ на него лежит в границах от преступной беспечности (мягко названной автором статьи «легкомысленным пренебрежением») курирующих этот вопрос чиновников, до «криминальных «шалостей»» тех же чиновников в виде лоббирования интересов крупных американских биотехнологических компаний.
К сожалению, из личных бесед с товарищами и знакомыми, становиться ясно, что не только генетическая криминалистика находится в таком «забытом» государством состоянии. Товарищи, работающие в стоматологии и в медицинской диагностике, в сфере применения высокотехнологичных станков и в области биологических наук, говорят о схожем положении дел.
Таким образом, технологическое отставание охватывает широкие области производства. В пору говорить об утрате Россией части технологического суверенитета. В этом, на мой взгляд, и состоит главная «макропроблема», отмеченная в статье.
Анализируя возможности преодоления технологического отставания и возвращения полноты технологического суверенитета, Сергей Волковой диагностирует наличие у российской элиты «ступора», из которого она не может выйти, ограничиваясь речами, похожими на заклинания, о необходимости «слезть с сырьевой иглы», «стиснуть зубы» и «опереться на индустрию».
В чем же причины этого «ступора», не позволяющего создать даже удовлетворительные проекты восстановления высокотехнологичных областей промышленности, «ступора», отнимающего надежду на восстановление нашей страной технологической субъектности, а значит, в недалеком будущем, и на сохранение субъектности военной и политической?
На мой взгляд, причину такого «ступора» российской элиты, нужно искать в области идеологии, в области ценностей и смыслов. Дело в том, что с периода позднего СССР мы теряем ценностный, идеологический, мировоззренческий суверенитет. А потеряв в главном нельзя не потерять в том, что является производным от главного.
Таким образом, обретение обществом смыслового, ценностного и мировоззренческого суверенитета - вот то, что должно предварить возвращение стране суверенитета научного, технического и промышленного.
https://gazeta.eot.su/article/mikroelektronika-i-makroproblematika