(отзыв на статью "Последователь" СВ № 172)
Значение работ философа К. Поппера и в первую очередь его книги «Открытое общество и его враги» для демонизации Советского Союза и коммунистического строя в глазах западного читателя в настоящее время в той или иной мере обсуждается в российском обществе.
Очень важным является рассмотрение современных последователей «дела Поппера». Наиболее влиятельным из таких последователей, занимающихся публичной деятельностью, является, по видимому, Джордж Сорос.
Рассмотрению фигуры Дж. Сороса и его деятельности посвящен
цикл статьей Марины Борисенко и Анны Кудиновой.
Обсуждая деятельность Дж. Сороса прежде всего нужно сказать, что он является последовательным врагом России, врагом умным, хитрым, способным к тонкой игре, способным скрывать от окружающих свои истинные намерения, обладающим крупными финансовыми и информационными возможностями.
Причем, как показывает практика постсоветского времени, врагом российского общества Дж. Сорос является вне зависимости от наличествующей государственно-политической модели в России. И авторы статьи это доказательно показывают, представляя, как высказывания Сороса по украинским событиям, так и другие, касающиеся постсоветской российской жизни. Единственный вариант для России и для российского общества, с которым Сорос согласен, это вариант их умирания. Такое умирание общества и государства происходит в современной Украине, где Дж. Сорос очень быстро стал большим другом и мудрым правительственным советником.
Таким образом, если не политическое устройство и не господствующая идеология, существующие в нашем обществе, являются нетерпимыми для Дж. Сороса; если политическая организация и социальное устройство государства все таки вторичны, то, что же, по-настоящему, делает Россию «закрытым обществом» и врагом в глазах Дж. Сороса? Представляется, что истинно враждебным Соросу является русское мировоззрение, русский образ построения жизни и взаимодействия с окружающим миром, та совокупность представлений об идеальном, о благе, о должном, которые можно в целом обозначить как русское культурное ядро или культурная матрица мировоззрения.
Таким образом, Дж. Сорос называет врагом и ведет войну не с отдельными меняющимися во времени проявлениями и чертами российского общества, а с фундаментальными его константами и характеристиками.
Такое описание действительности не кажется надуманным, если вглядеться в ту среду, в которой сформировался и из которой вышел Сорос. Авторы статьи достаточно подробно описывают эту среду в своей статье. Центральное место в этой среде занимает альма-матер Сороса - Лондонская школа экономики и политической науки (LSE). Именно там и произошла встреча Дж. Сороса и К. Поппера; там, по-видимому, и произошло вовлечение молодого Сороса в определенную традицию.
Наследуя Попперу, в главном, в ненависти к коммунизму, к России, Сорос больше сконцентрирован на практике войны с постсоветскими обществами. Свою практическую борьбу он основывает на попперовских идеологических и концептуальных околонаучных основаниях. Но Сорос также и развивает их. Как показывают авторы статьи, свое внимание он уделяет подходам к управлению представлением людей об окружающей действительности и открывающимся при этом возможностям менять эту действительность. Естественно, что наиболее результативной такая работа по управлению восприятием является при влиянии на молодежь, у которой картина мира еще только складывается. В принципе, в этом нет ничего нового, восточная мудрость гласит: «Хочешь победить врага - воспитай его детей».
Когда имеются представления об этой внутренней, «теоретической» составляющей деятельности Сороса, то совсем по-другому начинает восприниматься «благотворительная», «меценатская» и «просветительная» его активность. Такую активность Дж. Сорос бурно развернул начиная с 90-х годов прошлого века на территории стран-участниц бывшего СССР. Надо признать, что в то время работа фондов Сороса в России воспринималась людьми науки, образования и культуры, которых постсовесткое государство бросило на произвол судьбы, как «манна небесная». Мало кто задумывался, над тем, что у этих «подарков» есть «второе дно». И что они призваны в дальнейшем сыграть свою деструктивную роль. Мало кто вдумывался, в значение «волка в овечьей шкуре» - странного символа Фабианского общества. Того общества, которое основало «Лондонскую школу экономики и политической науки», в которой учился Дж. Сорос и в которой преподавал К. Поппер.
Говоря об этой деструктивной роли, нужно сказать, что Соросу во многом удалась реализация проекта по управлению общественным мировоззрением. Спустя годы об этом пишут уже не только российские, но и западные специалисты. Так 16 апреля этого года на аналитическом и новостном ресурсе «Новое восточное обозрение» вышла в свет статья известного западного политического аналитика и журналиста Фила Батлера, посвященная роли Дж. Сороса и подконтрольных ему НКО в подготовке «оранжевых революций». Как отмечает Ф. Батлер ««бизнес» по покупке будущего некогда суверенных государств, который ведет Джордж Сорос, одновременно бесчеловечен и дьявольски эффективен. Схема этого бизнеса проста - создание политической элиты, которая была бы не только продажной, но и зомбированной настолько, чтобы быть лояльной своим создателям.» Ф. Батлер в статье показывает, как воспитанные на попперовских идеях «открытого общества», прошедшие через модные программы зарубежного обучения представители новой волны грузинской элиты способствовали осуществлению в стране «революции роз» и последующих за ней потери Грузией значительной части суверенитета, сдачей национальных интересов грузинского народа и переходом страны под американский протекторат.
По информации из интернета в конце 2013 года Дж. Сорос официально свернул финансовую поддержку своей благотворительной деятельности в России. 30 ноября 2015 года Генеральная прокуратура Российской Федерации признала фонд нежелательной организацией на территории России. Таким образов российская власть пусть с опозданием в 20 лет, но увидела в деятельности Дж. Сороса вредоносное для страны начало.
Абсолютно ясно, что с закрытием в нашей стране представительств фонда, антироссийская активность Сороса не прекратиться, хотя, конечно, проводить её в жизнь станет гораздо сложнее. Также понятно, что не прекратит своего существования и определенная традиция, одним из звеньев в которой является американский финансист и «филантроп» Дж. Сорос.