Большая советская энциклопедия
Трансцендентальный (от лат. transcendens, родительный падеж transcendentis - перешагивающий, выходящий за пределы), 1) в схоластике - предельно общие понятия (единое, истинное, доброе и др.). 2) В философии И. Канта - априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание. В этом смысле трансцендентальны формы чувственности - пространство и время, категории - субстанция, причинность и др. Кант называл Т. "?всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori" (Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 121). В марксистской философии понятие Т. не употребляется.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Трансцендентальный и трансцендентный, философск. термины, введенные Кантом. Первый из них означает: определяющий априорные условия возможного опыта; в этом смысле выражение "Т. философия" почти равносильно современ. термину: теория познания. Второй означает: переступающий границы возможного опыта (в противоположность термину имманентный); поэтому "трансцендентная философия" все равно, что метафизика.
Большая советская энциклопедия
Эмпиризм(от греч. empeiría - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму, в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
ЭМПИРИЗМ (м. греч.) слепой опыт, без разумного примененья теории и вообще науки. -рический, основанный на одном опыте, не на учении. Эмпирик, противопол. теорик; кто следует одному опыту, практике, отвергая рассужденье и науку..
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Эмпиризм, греч., философское направление, которое усматривает в опыте (внешнем и внутреннем) единственный источник познания. Различают имманентный Э. (состав познания объясняется из комбинации ощущений и представлений) и трансцендентный Э. (иначе материализм, принимающий вещественный мир за истинную реальность и объект опыта). Гл. представители: Бэкон, Локк (сенсуализм) Юм. Кондильяк. Милль, Спенсер, Вэн.
Энциклопедия «История философии»
ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. При этом, другая познавательная способность человека - разум - рассматривается в Э. только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане Э. - это принцип, согласно которому жизненная практика, мораль и наука должны базироваться исключительно на соответствующем опыте. В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17-18 вв. В истории философии Э. выступал как идеалистический (Юм, Беркли, Мах, Авенариус, современный логический Э. и т.д.), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения, представления), и как материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк и др.), считавший, что источником чувственного опыта является объективно существующий мир. Противоположен Э. - рационализм.
Новейший философский словарь
ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. При этом, другая познавательная способность человека - разум - рассматривается в Э. только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане Э. - это принцип, согласно которому жизненная практика, мораль и наука должны базироваться исключительно на соответствующем опыте. В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17-18 вв. В истории философии Э. выступал как идеалистический (Юм, Беркли, Мах, Авенариус, современный логический Э. и т.д.), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения, представления), и как материалистический Э. (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк и др.), считавший, что источником чувственного опыта является объективно существующий мир. Противоположен Э. - рационализм.
Словарь по общественным наукам
Эмпиризм - направление в теории познания, рассматривающее:
- чувственный опыт как важнейший источник и критерий познания; а
- формы мышления как исключительно субъективный способ систематизации представлений.
Толковый словарь русского языка Ушакова
МЕНТОР, а, м. (книжн. устар., теперь ирон.) - наставник, воспитатель.
МЕНТОРСКИЙ, ая, ое (книжн., устар., теперь ирон.). М. тон - наставительный тон с сознанием превосходства, свысока.