Из деревенского прошлого...

Apr 07, 2015 14:38



Часть 1. Мой Битюг

Голубая гладь реки.

В травах тропки узкие.

До чего ж вы хороши,

Дали прибитюжские!

Д. Попов

Сегодня я решила изменить свой родине. А именно городу Волгограду... Спрашивается, чего ради? Ради родины своего отца. Ради маленького поселка Зеленый луг на Тамбовщине.

Деревушка эта настолько маленькая - две с половиной улочки да один переулочек, - что ее, пожалуй, не найти ни на одной карте России. Но для меня она вмещает целый мир, начиная с ж/д станции «Оборона», включая небольшой райцентр Мордово, поселковую агломерацию «Новопокровский сахзавод», сам поселок Зеленый луг и, конечно же, милую мою речушку со сказочным названием Битюг и ее окрестности.

…Тамбовщина, сердце России. Места здесь испокон веку были заповедные, дикие. В тамбовских лесах да степях в любое время затеряться было легче легкого. Вот и прадед мой Лазарь Осипович, медведицкий казак, когда раскулачили его да сослали куда-то на север, бежал по дороге и осел здесь, в небольшом поселке при Новопокровском сахзаводе на речке Битюге.

Вот, пожалуй, с самых истоков, с истории этой реки я и начну свой рассказ.


Совсем-совсем немного я писала уже о своих детских впечатлениях от зимнего Битюга. Сегодня вспомню его в летних, знойных днях школьных каникул.

…Речка была от дедушкиного дома всего-то в 4-6 сотнях метров. Надо было лишь перейти, казавшийся мне тогда большим, зеленый луг, собственно, и давший название небольшому поселку, и можно было с разбегу броситься с невысокого обрывистого бережка в самый омут прозрачной ледяной воды.




(все современные, цветные фото взяты из закрытой группы "Новопокровка" вКонтакте - т.о. это РЕАЛЬНЫЕ окрестности "нашей" деревни)

Поселок стоял на левом, низком берегу, а потому часто по весне вода из маленькой, но оч своенравной реки подходила вплотную к деревенским огородам. Правда, я ни разу не застала этого впечатляющего, судя по рассказам деда, зрелища, ведь приезжала в гости уже летом, когда своевольный Битюг удавалось вернуть в его русло с помощью небольшой заводской плотины и насыпной дамбы. И тогда он спокойно и вольготно лежал в зеленых своих берегах, принимая на вольный простор бесчисленные стайки деревенских уток, гусей, стрекоз и… городских отпускников :о)))


А о прошедшем «буйстве стихии» напоминали лишь небольшие озерца-затоки, глубиной не выше детского колена, с теплой, прогретой солнышком до самого дна прозрачной водой. Это были самые настоящие лягушатники! Ибо наполнены они были маленькими юркими головастиками и мальками, весело шнырявшими среди густой травы.


Но иногда после особенно снежных зим речка, всего-то пробегавшая с полсотни километров от своего истока, срывала все преграды на своем пути. И уносилась дальше вниз по течению, здесь превращаясь в милый пасторальный ручеек шириной не более трех метров.

Битюг летом 1990г.





Это были самые неудачные наши лета - о бесчисленных веселых купаниях можно было забыть. Но рыбную ловлю, охоту на раков, как и прогулки вдоль реки к «Римскому мосту» или Мельгуновской плотине, никто отменить не мог. Что это были за чудесные часы!

Как правило, пораньше утром, когда солнце еще не жгло спины, мы уходили с братом в плотную тень клонящихся к воде прибрежных деревьев. Он внимательно следил за пляшущими поплавками, а я… Я просто пьянела от запаха реки и мокрого песка. Любовалась веселой рябью на воде. Слушала едва различимый сквозь стрекот кузнечиков и жужжание шмелей плеск волны. Собирала бесчисленные речные ракушки.

Домой мы всегда возвращались не с пустыми руками. Карасики, пескари, колючие ерши неизменно плескались в нашем небольшом ведерке. Иногда улов был настолько «обилен», что бабушка, весело подтрунивая над нашими трофеями, бросала рыбешку не потроша на сковороду и подавала вместе с молодой жареной картошечкой. Клянусь, вкуснее тех пескариков я рыбы не едала во всю мою жизнь! :о)) Но чаще всего наш улов уходил на стол старой кошке Мурке, а потом к сменившие ее Чернушке.


Впрочем, «гастрономическая» сторона рыбалки нас с братом всегда занимала в меньшей степени. Нам просто нравился этот полумистический ритуал копки червей, похода по сонному селу, разворачивания и прилаживания снастей, прикорма рыбы, поклевки и проч., и проч., и проч. К тому же было приятно хоть на часок-другой почувствовать себя взрослыми, оставшись без строго пригляда на речке одним. А еще - увидеть что-нибудь необычное. Например, маленьких рачат, смешным строем перебиравшихся из одной прогретой солнцем лужицы в другую. Или юрких пескариков, заплутавших среди коровьих следов на мелководье и оказавшихся запертыми в какой-нибудь неглубокой ямке…


Свои «сюрпризы» преподносил и старый, проржавевший и разрушенный Римский мост. Почему он так назван, не помнили даже старожилы. А остатки старой узкоколейки говорили о том, что некогда по мосту на завод перевозили сахарную свеклу. Впрочем, в мои детские годы мост давно уже не использовался. Зато однажды под ним мы с отцом нашли небольшой родник, робким ключом бивший на берегу среди камней и травы. Помню, мы аккуратно расчистили его, оформили и потом каждый год ходили навещать и подправлять. И всегда он встречал нас веселым журчанием и отчаянно ледяной и безумно вкусной водой.

А еще, сидя под мостом, я обожала любоваться речной растительностью. Неизвестные мне водоросли напоминали волосы таинственных русалок, в голове рождались сказочные сюжеты и только грозный окрик брата, призывавшего не засматриваться чересчур на бегущую воду, возвращал к реальности.







Впрочем, все это - лирика, мои детские воспоминания о Битюге. А что может рассказать о нем всезнающий интернет? Признаться, я была поражена и потрясена до глубины души тем, что мне удалось выведать у него. Собранная по крупицам скудная информация, но какая потрясающая история, какая удивительная судьба оказалась у этой маленькой, практически безвестной речушки! О ней стоит рассказать более подробно. Но только уже в следующий раз :о)

Черноземье

Previous post Next post
Up