Перечитывая классиков

Nov 13, 2013 17:02

  
Мой книжный Ритмикс все никак не удается починить. Поэтому снова читаю хорошо знакомое. Вот, наример, давно собиралась вернуться к Гоголю, а тут и повод появился. Так сказать - не было бы счастья, да несчастье помогло :о))
   Обычно, когда я читаю книгу, мне всегда интересно узнать, насколько верно я поняла замысел автора. Уловила ли основное звучание этого произведения. Поэтому, после прочтения, стараюсь найти критические отзывы о книге разных людей. И частенько оказывается, что мое мнение идет вразрез с общепринятой трактовкой произведения.
   Впервые это чувство возникло у меня после того, как еще в школьные годы я  прочитала гоголевского «Тараса Бульбу». Помню, как взволновала меня эта повесть. Помню свое недоумение по поводу необъяснимой жестокости и непонятной мне разгульности казаков, по поводу убийства Андрия. И как искренне негодовала я, когда на уроке учитель литературы стала объяснять нам, какой герой и патриот этот Тарас.
   Прошли годы. Недавно по этой повести сняли очередной многобюджетный блокбастер. И снова зазвучали оды и гимны казацкой удали, любви к родине, а заодно и работе режиссеров с актерами. Помня свои детские ощущения, я решила еще раз перечитать повесть - может быть, с возрастом, с жизненным опытом изменилось и мое отношение к Бульбе? Может быть, в силу детской наивности я чего-то не поняла, недооценила тогда?


Но нет! Я снова и снова испытывала те же эмоции и чувства по тем же самым поводам. Я не изменила своих взглядов и, как и прежде, характер и поступки Тараса вызывают во мне то же недоумение и негодование. И главное, укрепилось во мне убеждение, что повесть у Николая Васильевича не так проста, как кажется на первый взгляд.


Исполненные пафоса высокопарности и трагизма речи казаков, наверное, должны вызывать уважение. И поиск врагов там, где их пока нет, видимо, естественное состояние воина, а не простого землепашца. И отсутствие гуманности, и неприятие инакомыслия, и отрада в подсчетах кровавых смертей товарищей, скорее всего, признак беззаветной любви к родине… Или просто стиль жизни того времени.

  Но я не могу воспринимать этого героя в том свете и под тем соусом, как преподносят его все вокруг - и учителя литературы, и критики, и все прочие знатоки Гоголя. Ну не вижу я восхищения в словах Николая Васильевича относительно этого персонажа и его боевых соратников. Красота слога, юмор, сарказм, отчасти уважение - да! Но нет для меня в этом герое ничего героического (прошу прощения за тавтологию).
   И основная мысль этого произведения, по-моему, не только и не столько в восхвалении сомнительного патриотизма казаков, а в том, что все беды Тараса начинаются с момента СЫНОУБИЙСТВА. По-моему, именно этот момент - кульминация всей повести. Не успело тело Андрия упасть к ногам отца, как в ту же секунду с разных сторон стали приносить Тарасу вести о том, что его «армию» разбивают подоспевшие на помощь к осажденным войска. Дальше - больше: Остапа берут в плен и после жесточайших пыток казнят вместе с другими казаками. Да и сам Бульба теряет себя от всех бед, свалившихся на его голову - он просто несет смерть всем правым и неправым, словно сошедший с ума. И сам ищет смерти. Не в этом ли основной посыл гоголевской повести?
   Во всяком случае, для меня Тарас Бульба - еще одна фигура в ряду других знаменитых детоубийц: Иван Грозный, Петр Первый, Иосиф Сталин… Все они отдали жизни своих сыновей за «благоденствие и процветание Родины». Сложно, на первый взгляд, увидеть в этом прямую зависимость, но чем окончилось правление этих владык? Гибелью всех их царств, их стараний, их мечтаний и стремлений. Дело жизни каждого из них (достойное уважения или осуждения - это другой вопрос) переходило в руки, мягко сказать, бездарных продолжателей…
   Так может быть, именно об этом говорит Гоголь в своей повести? Что стоит вся любовь к Родине, если рожденного тобой человека ты обрекаешь на гибель. Кому передашь ты созданное тобой Царство, если не сможешь, не захочешь понять собственного ребенка? И не верю я в любовь и патриотизм тех, кто своих детей посылает на костер, на крест или на плаху во искупление или в расплату за грехи - свои или чужие, очевидные или мнимые.

Прочитано и не забыто

Previous post Next post
Up