Епархиальное Собрание Южно-Российской Епархии глазами участницы Собрания
О том, что мы с рабой Божией Еленой поедем в марте на Епархиальное Собрание о.Валерий сообщил нам заблаговременно. Среди мирских забот и хлопот мы ожидали эту поездку. И так пришлось, что незадолго до поездки мы посетили Божией милостью Почаевскую лавру, где пребывает Чудотворная Почаевская икона Божией Матери. И помолились перед чудотворной иконой о том, чтобы наше Епархиальное Собрание оказалось плодотворным.
По приезду в лавру, узнав, что перед Почаевской иконой Божией матери молятся о устранении церковных расколов и нестроений, мы подумали , что не случайно оказались на святом месте у великой святыни, которая пока, к сожалению, пребывает в плену сергианской-экуменической Московской Патриархии.
В лавру мы прибыли в прощенное воскресение 26 февраля , как раз в день св. Фотинии , на мои именины. Мы знали, что в этот день наш батюшка, совершая Литургию, молиться о нас путешествующих, а мы в этот момент, желая соприкоснуться с благодатью святого места и святынь, главным для себя считали избежать насколько это возможно общения с сергианами , тем более молитвенного общения. Но кто тогда проведет нас по лавре и позволит соприкоснуться со святынями, без участвуя в службах и без обращения за благословением к священникам МП? Словно отвечая на наши мысли вдруг к нам двоим подошла благочестивая женщина, которая представилась Марией, и в полном соответствии с нашими желаниями и настроением, не требуя никакой оплаты, предложила свои услуги.
Марию, которая провела нас по лавре, рассказала о том, что здесь недалеко находится еще и бывший монашеский скит, монашеское кладбище, где расстреливали верующих во времена гонений после революции. Рассказала нам о необыкновенном колодце, который ископали монахи глубиною в 100 метров и о том, что до сих пор ученые не могут объяснить - как это было сделано. Предел глубины в подобных случаях для копателей колодцев 60 метров, и то с особыми приспособлениями и техникой. А глубже воздуха нет. Как ископали остальные 40 метров - никто не знает. Подойдя к колодцу, мы испили этой воды, и наблюдали за прибывшими туристами, которым экскурсовод тоже рассказывал о колодце.
День был очень ветреный, падал сырой снег, было промозгло. А мы еще собирались проехать на источник св. Анны,, что бы окунуться в святом источнике, где явилась икона св. Анны - Матери Пресвятой Богородицы но засомневались , и сказали что не поедем, ибо холодно. Мария, с любовью посмотрела на нас, и сказала: «Девочки не говорите так… Надо иметь решимость»…. Промолчав и взглянув как то проникновенно в глаза еще раз тихо сказала: «Запомните девочки - решимость»…
Уже уехав из лавры, мы позвонили своему батюшке, чтобы поделиться впечатлениями и вдруг обнаружили, что больше рассказываем ему не о том, как посетили место явления Почаевской Иконы Матери Божией, как приложились к иконе, к мощам Иова Почаевского, к другим святыням, а о удивительно доброй и участливой спутнице, благодаря которой мы всюду успели. Вспоминая необыкновенную радость от общения с ней, мы даже грешным делом подумали о том, о чем и говорить страшно, о чем о. Валерий запретил даже думать, сказав, что вероятнее всего это была простая благочестивая женщина, которую послал Бог по молитвам Матери Божией.
Из лавры мы привезли икону Почаевской Матери Божией, приложенную к чудотворному образу, чтобы взять ее с собою в монастырь, где было намечено проведение Епархиального Собрания Южно-Российской епархии, участниками которого мы с сестрой являлись.
Дни пролетели быстро, и вот уже погрузив вещи в машину, направляем свой путь в Ростов на Епархиальное Собрание. В моей машине сестра и о. Валерий. В других двух машинах о. Вячеслав и о. Владимир с представителями от мирян. Все батюшки из Курска, но окормлять им приходится приходы РПЦЗ не только в Курске но и в Москве, Санкт-Петербурге, но и в других городах России, в том числе в Ростове, где батюшки перед Епархиальным Собранием намеревались отслужить молебен Святым Новомученикам и Исповедникам Российским. Навигатор нам указывал, что проехать предстоит около семисот километров.
И вот многие сотни километров позади, и мы подъезжаем к Новочеркасску, где нас уже ожидают прихожане из Ростова и Новочеркасска. Конечно, город этот совершенно необыкновенный. Здесь все дышит историей сопротивления богоборческой власти, историей казачества , начиная с Атаманского дворца , который посетили многие Российские Императоры. В советские годы в Атаманском дворце располагался райком компартии, напротив которого памятный камень - место расстрела мирных жителей 2 июня 1962 года. Мы слушали рассказ о тех трагических событиях, содрогаясь от жестокости убийц и молясь об убиенных, среди которых было много детей и женщин. На следующий день 9 марта, мы поехали в Ростов, где батюшки соборно отслужили молебен и пообщались с прихожанами городов Ростова и Новочеркасска. После молебна донцы для гостей из Курска и Белгорода приготовили замечательное постное угощение, спели песни белых офицеров и после гимна «Боже Царя храни» предложили посетить могилу протоиерея Иоанна Домовского, почившего в 1930 году, на которого, как нам сказали, еще Святой Иоанн Кронштадтский указывал как на праведника.
Могила старца находилась на армянском кладбище, где старец был перезахоронен второй раз , как и предсказывал еще при жизни. Перезахоронили батюшку в связи с тем , что власти в советские годы испугались паломничества - огромного числа людей к могиле старца. И что бы уничтожить память о нем , кладбище сравняли с землей ,а на том месте был построен стадион «Трудовые Резервы». На могиле старца стоит деревянный крест , постоянно горят свечи и лежат живые цветы. И только когда трое Курских батюшек стали служить панихиду, вдруг обратили внимание на день преставления прот. Иоанна Домовских - 9 марта 1930 года! А мы стояли на его могиле 9 марта 2012 года, т.е. в день его смерти! К концу панихиды откуда-то собрались люди, а потом все с удивлением отметили, что деревянный крест благоухает. Благоухание было настолько сильным и необычным, что его невозможно было сравнить ни с чем - ни с запахом свеч, ни с духами, ни с чем-либо еще. Отец Владимир заметил, что благоухание чем- то напоминает запах от камня миропомазания на Гробе Господнем, где ему довелось быть. А отец Валерий, ссылаясь на то, что ни чего не знает о батюшке, по которому служил панихиду , попросил у какой-то женщины самиздатскую книгу жития местно чтимого протоиерея Иоанна Домовского, но женщина не дала, сославшись на то, что у нее нет второго экземпляра. И только когда все вышли за территорию кладбища, женщина догнала батюшку, сунула ему в руки книгу и сказала: «Это Вам от Святого прот. Иоанна Домовскиого». Мы были удивлены. А когда приехали в Монастырь Успения Матери Божией, то с радостью услышали о том, что в первый же день Епархиального Собрания (9 марта), собравшиеся в Еремеевке батюшки решили, что давно уже назрела необходимость ходатайствовать перед Архиерейским Собором о канонизации таких давно чтимых молитвенников Божиих как Феодосий Кавказский, Иоанн Домовский, Павел Таганрогский и др.
Епархиальное Собрание проходило километрах в пятидесяти от Ростова-на территории женского монастыря, где расположены два храма: в честь Успения Матери Божией и в честь Св. Прп. Антония и Феодосия Киевопечерских. В день заезда священники и мужчины сразу направились на ужин прямо к Владыке Мартину и к настоятелю о. Дамаскину, а женщин пригласили на трапезу с монахинями и послушницами. Там мы познакомились с рабой Божией Ксенией , и другими насельницами монастыря, которые приготовляли пищу, а так же с прихожанкой из Москвы - Еленой Александровной. Затем нас разместили в монастырские келии, предложив отдохнуть и предупредили, что будет немного прохладно и что служба в храме начнется в 4 часа утра.
Вот тут то и проявилась наша духовная слабость и роптание. В келье нас было четверо. Мы (трое молодых женщин) улеглись спать с роптанием, не снимая верхней одежды и укрываясь всеми одеялами, которые были под рукой. А Елена Александровна (пожилая прихожанка из Москвы) смиренно улеглась спать и только попросила укрыть ей мерзнущие ноги. В то время как мы ворчали, перед нами был смиреннейший пример поведения Елены Александровны, которая тихо и безропотно (как и все насельницы монастыря) переносила не большой холод и наши вопли, при этом она не укоряла нас ни в чем, хотя мы говорили громко, не выключая свет. В 4 утра, Ксения стукнула нам в келью - надо было идти на службу. Мы еще роптали, не привыкшие к таким условиям. В храме мы узнали, что надо разуться ,и стоять на службе без обуви , так как кругом был ковролин, чистый и теплый. Обращаясь ко мне, Ксения сказала, что даст тапочки переобуться. Я стала с ней пререкаться, говоря, что ноги у меня замерзнут и что такого я нигде не видела ,чтоб стоять на службе в носках. И снова повторила, что замерзну. А Ксения тихо улыбнулась и сказала: « А ты молись, и не замерзнешь». Видно враг по моей немощи борол меня и гнал из монастыря. Почему то я ужасно боялась увидеть настоятеля монастыря о. Дамаскина…
Когда началась служба, казалось еще была ночь. Электрическое освящение в храме не включалось, но горели большие свечи. И вдруг я увидела в храме детей от 4 лет и старше, которые не просто смиренно стоят и молятся, но участвуют в службе вместе со всеми. И мне стало стыдно за то, что мы взрослые такие ворчливые и немощные в сравнении с ними. Потом мы спросили имена некоторых детей: Варсонофий, Парфирий, Евгений и др. В притворе храма я увидела старенькую схимонахиню Парфению. Какая-то необыкновенная сила исходила даже от ее одежды - такое у меня было ощущение. Подошла к ней поближе и мне сразу стало легко и радостно на душе. Так дети и старица вернули меня в нормальное расположение духа. И я уже не боялась иеромонаха Дамаскина, который вел службу в престольный праздник Св. Преп. Антония и Феодосия Киевопечерских
Литургия кончилась когда солнце было уже высоко. Немного спустя нас всех пригласили в трапезную. Горячий монасрырский борщ - это наверно лучшая еда, которую когда либо вкушала! А постные пирожки, из необыкновенно легкого теста! И множество других удивительных блюд, которые, наверное, можно приготовить только в монастыре с молитвами, ибо в миру вкус другой.
Небольшой промежуток времени после монастырской трапезы каждый использовал как хотел: кто решил отдохнуть, кто решил осмотреть монастырское хозяйство. А посмотреть было на что - кони, пони, козы, ослики, павлины и даже верблюд. Но до верблюда и другой монастырской живности добираться не было времени - они были в другом месте. Надо отдать должное отцу Дамаскину за то, что ему не только удалось построить монастырскую жизнь на самообеспечении, но Бог дал даже возможность оказать помощь своим собратьям. Зная нужду некоторых батюшек, о.Дамаскин дарил им священнические одежды, сосуды, подсвечники и т. д. Он уже не казался мне грозным, но добрым..
Заседание Епархиального Собрания началось с молитвы призвания Святаго Духа: «Царю небесный…». Владыка Мартин сел во главу стола, а батюшки разместились вокруг, и по второму ряду вместе с мужчинами. Женщины разместились в третьем ряду.
Во вступительном слове Владыка произнес речь о целях и задачах Епархиального Собрания. На Собрании были учреждены благочиния, Епархиальный Совет, Епархиальный Суд. Епархиальное Собрание рассматривало вопросы связанные с духовным окормлением молодежи. Участники Собрания говорили о необходимости противостояния электронной паспортизации, которая намечается в России. Заседание Епархиального Собрания завершилось молитвой.
На улице потеплело. Светило солнце. Пахло весной. Нас вновь пригласили на трапезу, после которой мы могли отдохнуть, а могли и потрудиться на благо монастыря. Я с другими женщинами решила отдохнуть, ссылаясь на то, что еще предстоит всенощное богослужение с 10 часов вечера и до утра. А сестра Елена с огромной радостью пошла общаться с матушками и попросила себе послушания. Ей досталось очень радостное послушание - ухаживание за лошадками! Ей помогала дочь Ксении Мария - девушка радостная, общительная, и очень трудолюбивая, как и все насельницы монастыря, несущие трудовой и молитвенный подвиг.
В субботу, в 10 вечера, мы отправились в храм на вечернюю службу. На службе чувствовался особый молитвенный настрой. Еще бы - архиерей и столько священников в церкви! Молились все… И все молитвы сводились в одну - так мне казалось. А когда все священники вышли на середину храма со свечами и пропели величание, то казалось, что Небо опустилось на землю! Казалось, что нет времени, что грань времен и веков стерлась, и что вся Святая Русь молится вместе с нами,а мы с нею. Мне представлялось, что здесь рядом в храме с нами и Святые Преподобные отцы Киевопечерские и святой Александр Невский и Святые Царственные мученики и Новомученики и Исповедники Российские.
Казалось, что все они стоят рядом с нами и молятся за нас грешных перед Пресвятой Богородицей и перед Господом. Литургию Владыка Мартин служил в сослужении с собором священников. На службе в иподиаконы был поставлен раб Божий Леонид.
Архиерейская служба - это особая служба. Проповедь архиерея была приурочена к Неделе Григория Паламы и посвящена была нетварным энергиям Божества, посредством которых Бог управляет тварными силами и энергиями и всем тварным миром. После службы предложено было сделать на память несколько общих фотографий, потому что на службе в монастыре снимать запрещено.
На трапезе Владыко Мартин от себя лично и от имени всего духовенства поблагодарил настоятеля монастыря, о . Дамаскина, за хорошую организацию всего, что касалось службы и Епархиального Собрания. В ответном слове о. Дамаскин поблагодарил Владыку и всех участников Епархиального Собрания за то, что посетили их монастырь, за то что общая молитва всех духовно укрепила. И действительно на протяжении всего Собрания между Владыкой и священниками чувствовалась любовь и взаимопонимание - от этого согревались наши души. Разъезжались из монастыря все, укрепившись в мире, радости и любви с верой, что Епархиальное Собрание Южно-Российской Епархии принесет добрые плоды.
Верещагина Фотиния
Г. Белгород
15.03.12
День Державной Иконы Божией Матери