(no subject)

Oct 09, 2014 18:25

О  прославлении в лике праведных угодников Божиих протоиерея Иоанна Домовских  (годы жизни 1840 - 1930)

Свидетельства праведной жизни и служения протоиерея  Иоанна Домовского,  его проповеди  и наставления, говорят о нем  как о прекрасно образованном  священнике (он был преподавателем православной гимназии)  и прозорливом старце.  О нем  Святой Праведный Иоанн Кронштадтский говорил приезжающим к нему с Юга России: «Зачем вы приезжаете ко мне - у вас свой Иван есть». В смутное время революционных событий отец Иоанн проявил себя  стойким ревнителем  Православия и Православной Монархии.  В государственном архиве Ростовской области  в уголовном деле, заведенном на  протоиерея Петра Зиборовского, обвиняемого по статье 58 за антисоветскую агитацию,  в вину священнику  вменяется   почитание отца Иоанна Домовских: « В Ростове-на -Дону  до 1917 года проживал священник Иоанн Домовский - известный монархист. Так вот П. С. Зиборовский является почитателем этого монархиста, организовывал и лично проводил панихиды в честь его памяти. Причем П. С. Зиборовский настраивает верующих  и приближенных  к нему почитать  Домовского» (Выписка из доноса на о. Петра).
       В Последние годы жизни  батюшка совершал службы на дому. Свидетельств о том, что он имел молитвенное общение с обновленцами или сергианами  не обнаружено. Хотя  на основании одного факта косвенно можно предположить, что в неразберихе 20 годов, будучи уже глубоким старцем протоиерей Иоанн Домовский  мог допустить по неведению какое-то общение с обновленцами. Но даже этот  косвенный факт, дающий повод предполагать о каком-то пересечении старца с  обновленцами,   больше говорит не о принятии  им обновленчества, а о категорическом  его отрицании. В своих воспоминаниях протоиерей Стефан Ляшевский, создатель Таганрогского молодежного Православного братства пишет: «Мы с братьями были арестованы и вместе с епископами Юга России отправлены в концлагеря… В 1922 году я вышел на свободу и побывал в тюрьме у Епископа Арсения. В Ростове было полное смятение. Там в это время жил прозорливый старец о. Иоанн Домовский... Владыка Арсений попросил меня, во время моего посещения, зайти к о. Иоанну и рассказать ему, о том, кто такие «живоцерковники»… Войдя в келью о. Иоанна, я передал ему слова Владыки. Отец Иоанн заплакал и сказал: «Передайте Владыке, что я не знал всего и хочу умереть православным».
      Об отношении отца Иоанна к обновленцам говорит Т. В. Маршалова: «Моя мама была не грамотной и, не разбираясь в сути обновленчества, окрестила братца моего Павлушу у «обновленца». Узнав об этом, хозяйка дома, в котором мы жили, повела нас с мамой к о. Иоанну… Отец Иоанн принял нас очень ласково и велел моей маме окрестить Павлушу у православного священника…». 
     В связи с перечисленными фактами может возникнуть вопрос - если протоиерей Иоанн Домовский  был противником  обновленчества и сергианства, то почему тогда он в смутное время не принял мученическую смерть как другие  Новомученики и Исповедники Российские? Очевидно, этого не произошло по трем основные причинам:
      Во-первых, он был глубоким старцем. Например, на момент появления сергианской декларации  ему было 87 лет,  и возиться со стариком чекисты посчитали, очивидно, для себя делом унизительным  в глазах народа.
      Во-вторых, расправляться со старцем богоборцы возможно не решались еще и потому, чтобы не возбуждать особую религиозную ревность среди верующих.
      В-третьих,  Господь мог  промыслительно сохранить праведника до его мирного  упокоения, чтобы в наше время явить его примером ревностного служения Православию для  современных верующих  в условиях притеснений со стороны официальной власти и официальной церкви. Во времена  сергианства, экуменизма и всяческого модернизма его праведная жизнь, несомненно, является  примером стойкого служения Господу.

О житии Праведного Иоанна Домовского

Отец Иоанн Домовский родился в 1840 году. Проживал в Нахичевани-на-Дону. Семья его переехала сюда из Мариуполя в 1907 году, когда батюшке было  65 лет. Вместе с ним переехала его младшая дочь Варвара. Старшая дочь Анна осталась жить в Мариуполе. Матушка отца Иоанна  (тоже - Анна), скончалась еще до переезда семьи на Дон. Отец Иоанн хотел было уйти в монастырь, но дочери отговорили, и на то был промысел Божий.
       До революции о. Иоанн Домовский служил настоятелем Александро-Невского храма в Нахичевани. В Епархиальной книге Екатеринославской епархии за 1914 год записано: «Александро-Невская церковь - каменная, устроена в 1897 году. Двухпрестольная. Второй престол освящен во имя святой праведной Анны - матери Пресвятой Богородицы. Прихожан: 1336 мужского пола и 1346 женского пола. Церковной земли нет. Причт: 2 священника и 2 псаломщика. Настоятель: протоиерей Иоанн Алексеев Домовский - 74 года. Окончил Духовную семинарию. Священник с 1866 года. Орден Анны 2-й степени с 1910 года. Адрес храма: Нахичеван на Дону».
       Отец Иоанн Домовский до 1918 года преподавал Закон Божий в Нахичеванской женской гимназии . Среди учениц батюшки были две будущие тайные монахини - Сергия и Татьяна.
       Вспоминая годы учебы в Нахичеванской женской гимназии, монахиня Сергия пишет: «Я закончила с медалью Нахичеванскую женскую гимназию. Это была гимназия в Нахичевани на Дону, в которой Закон Божий преподавал прозорливый старец отец Иоанн Домовский. О нем отец Иоанн Кронштадский говорил приезжающим к нему с Юга России: «Зачем вы приезжаете ко мне - у вас свой Иван есть». Иной раз гимназистки не были готовы отвечать урок по Закону Божьему, они просили своего преподавателя рассказать им что-нибудь из Священного Писания, и батюшка так впечатляюще пересказывал им  библейские события, как будто сам был их участником».
      К дому отца  Иоанна на 2-й Георгиевской непрерывно шли люди, съезжались подводы, посетители шли к батюшке за духовным советом, утешением, исцелением. В отдельных случаях известны имена исцеленных. Например, батюшкой была исцелена от нервных припадков Раиса Данилова. Припадки стали происходить у нее после 1918 года, когда на ее глазах революционная толпа разорвала на части человека (он оказался священником).
      Прихожанка Свято-Александрийского храма Александра Морозова вспоминала об исцелении ее тети, Ангелины, сломавшей руку. Сломанная рука сильно болела, вспухла и покраснела. Ангелина, плача, обратилась к батюшке. Тот помолился, осенил больную руку крестным знамением и сказал: «Иди, Ангелина, твоя рука здорова». И действительно, опухоль тут же исчезла, и перелома как не бывало.
    Среди исцеленных были, как и совершенно незнакомые батюшке люди, так и его прямые родственники. Описанный случай относится к 1920-му году. Именно тогда в Ростове вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Пострадала и внучка отца Иоанна Маруся (ее матерью была старшая дочь батюшки Анна). В то время ей было всего 11 лет. Очень высоко поднялась температура, начался бред. Положение было критическим. «Батюшка помолился у себя в келии, взял Казанскую икону Божией Матери, которой он исцелял больных, принес ее Марусе и сказал: «Если можешь, смотри и молись». К утру температура спала и началось выздоровление» (по воспоминаниям Е. Н. Сахаджиевой) .
     У батюшки испрашивали духовного совета, как поступить в том или ином случае, и он отвечал с мудрой прозорливостью. Причем часто батюшка предвидел грядущие события, советовал предпринять тот или иной жизненный шаг, оберегая от опасности. Так, он посоветовал своей духовной дочери Юлии увезти из Ростова своих дочерей. Юлия не послушалась его совета, и в результате произошла трагическая история. В ее младшую дочь Татьяну влюбился юноша-юнкер и добивался взаимности, но безуспешно. Это обстоятельство привело его в отчаяние, и однажды он застрелил Татьяну и застрелился сам. Юлия горько раскаивалась в непослушании, но было уже поздно.
      Еще одно свидетельство прозорливости батюшки. У духовной дочери отца Иоанна Юлии было два сына. Старший в первые годы советской власти оказался на Кавказе, а младший во Франции. Он был в учебном плавании, и тут случилась революция. Капитан с учениками и командой оказались за границей. Юлия обратилась к отцу Иоанну за советом, так как долго не имела вести от сыновей. Отец Иоанн усердно помолился перед иконами и сказал: «Который на Кавказе - молись о упокоении, а который во Франции - молись о здравии». Все так и было: старший был убит на Кавказе, а младший, Михаил, долго жил во Франции, скучал по России и незадолго до войны вернулся в Ростов, а  вскоре был отправлен на 25 лет в лагеря.
       Некоторые посетители приходили к батюшке из простого любопытства. Но батюшка угадывал их тайные мысли и желания. Так, однажды пришли к нему два комсомольца - «поболтать». Отец Иоанн налил им чая в стаканы и сказал: «Болтайте, сколько вам хочется». Парни пали на колени, просили прощения.
       Один из духовных детей отца Иоанна долго уговаривал своего сына-студента, неверующего человека, пойти к отцу Иоанну. Тот пошел, но по пути подумал: «Если отец Иоанн действительно прозорлив, то пусть угадает имя святого Трифона». Заходит в келию. Видит батюшку, стоящим у окна и повторяющим: «Трифон, Трифон, Трифон». Молодой человек устыдился своего неверия и вскоре начал новую жизнь. Еще один памятный эпизод произошел в доме батюшки. О нем вспоминала правнучка отца Иоанна Г. Н. Курбатова-Савицкая.
      В годы гражданской войны на постой в дом к батюшке были определены два красноармейца. Зная, что это дом священника, один из них, тем не менее, все время богохульствовал. Дело дошло до того, что он позволил дерзко сказать батюшке: «Если бы был Бог, то я бы после таких слов онемел». Отец Иоанн молча взглянул на него, и у него отнялся дар речи. Он с плачем рухнул на колени и стал показывать на шею (просил крещения). После крещения заговорил вновь.
      Посетителей часто выбирал и заводил к батюшке юродивый Емельян, который жил при доме. Он высматривал в толпе наиболее, по его мнению, страждущего и, поддерживая под локоть, заводил в дом. А некоторых и вовсе не пускал на порог, бросал в них камни и кричал: «А вас не пущу, косорогие!».
       В своих воспоминаниях протоиерей Стефан Ляшевский, создатель Таганрогского молодежного Православного братства пишет: «Мы с братьями были арестованы и вместе с епископами Юга России отправлены в концлагеря… В 1922 году я вышел на свободу и побывал в тюрьме у Епископа Арсения. В Ростове было полное смятение. Там в это время жил прозорливый старец о. Иоанн Домовский. .. Владыка Арсений попросил меня, во время моего посещения, зайти к о. Иоанну и рассказать ему, о том, кто такие «живоцерковники»…Войдя в келью о. Иоанна, я передал ему слова Владыки. Отец Иоанн заплакал и сказал: «Передайте Владыке, что я не знал всего и хочу умереть православным».
      Об отношении отца Иоанна к обновленцам говорит Т. В. Маршалова: «Моя мама была не грамотной и, не разбираясь в сути обновленчества, окрестила братца моего Павлушу у «обновленца». Узнав об этом, хозяйка дома, в котором мы жили, повела нас с мамой к о. Иоанну… Отец Иоанн принял нас очень ласково и велел моей маме окрестить Павлушу у православного священника…»
        К концу 20-х годов многие храмы Ростова и Нахичевани были закрыты, а в открытых произростало сергианство. Верные Богу люди собирались в доме батюшки. В воскресные и праздничные дни в его келие торжественно и чинно совершались богослужения. Пел хор, которым управлял сам о. Иоанн. Внук о. Иоанна прислуживал ему во время богослужения, а во время входа нес свечу.
      Поток верующих у дома батюшки вызвал подозрение со стороны ЧК, и однажды батюшку увезли на допрос. Из воспоминаний О. Литвиновой: «Оставшись наедине со следователем, о. Иоанн сказал: «Я отсюда никуда не уйду, а вот вам сейчас надо быть дома». Следователь усмехнулся, но домой все-таки поехал и застал такую картину: жена стирала на кухне, а на балконе, на примусе готовился обед. Балконная дверь была открыта, дома в колыбели спал его сын. Ветром дверную занавеску унесло к примусу, она вспыхнула, и когда следователь вошел в комнату, пылающая занавеска приближалась к колыбели. Опоздай он на минуту, и пожар был бы неминуем. Вернувшись в кабинет, следователь сказал: «Идите домой, батюшка, вас никто больше не тронет». Вот таким чудесным образом Господь спас Своего угодника» 
      В доме вместе с батюшкой жила его дочь Варвара с мужем Иваном Яковлевичем Курбатовым, известным в Ростове хирургом. Иван  Курбатов происходил из духовного сословия. Отец его, Яков Иванович, служил священником в Воронежской епархии, а сам доктор, до получения медицинского образования, учился в Воронежской духовной семинарии. У Варвары Ивановны и Ивана Яковлевича было двое сыновей: Георгий (родился 31 декабря 1907 г.) и Николай (родился в 1923 г.). Кроме них, в доме жили три послушницы: Анна Антиповна, горбатенькая Дуня и Ульяна, а частой гостьей в доме была духовная дочь батюшки Василиса Захаровна Коваленко. Люди,  общавшиеся с батюшкой, свидетельствовали, что он заранее знал о своей кончине. Отец Иоанн говорил: «Умру в Великий пост». И еще он предсказал, что хоронить его будут дважды.
     Умер отец Иоанн Домовский  9 марта 1930 года. Батюшка был похоронен на Софиевском кладбище, в склепе Александровской часовни. Но когда кладбище закрывали (на его месте ныне находится завод «Сантарм», бывший радиаторный им. Ченцова, и стадион «Трудовые резервы»), Варвара Ивановна и Василиса Захаровна (родная дочь и духовная) долго ходили по всем инстанциям с просьбой о перезахоронении. Перезахоронить разрешили, с наказом, чтоб об этом никто не узнал.
      Гроб с телом отца Иоанна перевозили ночью. Когда гроб грузили на дроги, он треснул, и стали видны нетленные руки и ноги, но открыть гроб не решились. Вторым местом захоронения батюшки, как он и предсказывал, стало Армянское кладбище. «Как умру, приходите ко мне на могилку, помогу вам», - говорил отец Иоанн Домовский. Не иссякает поток людей, идущих за молитвенной помощью к месту последнего упокоения батюшки.
      Много чудесных явлений замечено на могиле отца Иоанна. Об одном из них  рассказала Людмила Николаевна Ртвелиашвили: «Мы с подругой собрались на могилку к отцу Иоанну, взяли с собой свечи, но не подумали о спичках. И каково было наше изумление, когда мы, придя на могилу отца Иоанна, увидели на могилке огонь, зажгли от него свечки и стали молиться Богу. Пока мы молились, огонь горел, и свечи наши не гасли, несмотря на то, что дул сильный ветер. Лишь только тогда, когда мы закончили молиться, огонь погас...» .
      Удивительный случай произошел в 2012 году, когда священникам, проезжавшим через Ростов на Епархиальное Собрание Южно-Русской Епархии РПЦЗ, было предложено посетить могилу о Иоанна Домовского. Никто заранее  специально не планировал приезд на армянское кладбище и служение панихиды у могилы отца Иоанна. Священники были не местные и ничего не знали об о нем. Решение поехать на армянское кладбище возникло внезапно в процессе беседы с ростовскими прихожанами РПЦЗ о примерах духовной стойкости людей, противостоявших обновленчеству и сергианству, среди которых был упомянут протоиерей Иоанн Домовский.  Когда  приехали к его могиле, то  вдруг обнаружилось, что приезд священников РПЦЗ  на могилу батюшки совпал с днем его упокоения (9 марта н. с.), о чем узнали из надписи на надгробном кресте. Видно над праведником, не принимавшим  обновленчество в любых формах, суждено было отслужить панихиду представителями канонической Церкви, незапятнанной обновленческими ересями сергианства и экуменизма. Служили три курских священника - Прот. Валерий Рожнов, прот. Вячеслав Лебедев, иерей Владимир Борзыкин. На панихиде присутствовали  делегированные на Епархиальное Собрание прихожане РПЦЗ из Белгорода, Курска и Ростова. При этом от креста над могилой батюшки исходило сильное благоухание, которое чувствовали все присутствовавшие. Один из служивших священников,  имевший с детства такое притупленное обоняние, что даже запах сильных духов не  чувствовал, вдруг тоже ощутил аромат.  Неожиданно сильное благоухание, исходящее от креста, удивило этого священника, словно слепого прозрение. Батюшка подумал: «Хорошо было бы подробнее  ознакомиться с  подвижническим служением и с праведной жизнью  о. Иоанна Домовского из какого-либо источника». В это время к могиле о. Иоанна пришла незнакомая женщина с самиздатским сборником воспоминаний  и свидетельство праведной жизни  батюшки. Но видно несшитые странички были так дороги женщине, что она не откликнулась на просьбу священника дать ему почитать их хотя бы на время. Однако уже на выходе с кладбища женщина, молившаяся на могиле,  догнала батюшку и подарила ему самиздатскую книгу жития отца  Иоанна, со словами, что так нужно, и что дарит она по воле того, о ком совершалась  панихида. И действительно эти записи оказались востребованными на  Епархиальном Собрании  Южно-Российской епархии (Еремеевка, 2012), когда правящий Архиерей благословил изучить и подготовить к следующему Епархиальному  Собранию материалы о возможной канонизации некоторых святых, в том числе протоиерея Иоанна Домовского . Подарок женщины оказался очень кстати. На Епархиальном Собрании староста ростовской общины РПЦЗ  также рассказал о местном почитании прот. Иоанна Домовсого, на могиле которого постоянно горят свечи, и не оскудевает поток молящихся.
                         

Молитва Праведному Иоанну Домовскому

Святый праведный  отче Иоанне, Ростова на Дону светильниче, чадолюбивый наставниче Слова Божия, Царей Православных радетелю, обновленчества и безбожия обличителю, моли милостиваго и всещедраго Бога,  да исполнит всеми дарами благости Своей Церковь Русскую и да утвердит на земле российстей Царей благоверных, насадителей всякаго добра и благочестия во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Previous post Next post
Up