Сайт Австралийской епархии «Зарубежного округа»
как и обещалось разместил «Указ Архиерейского Собора Зарубежного Округа РПЦЗ о правилах приёма в нашу Церковь переходящих из Московской Патриархии или прочих церквей Мирового Православия»:
В Символе Веры мы исповедуем «едино крещение во оставление грехов». Таинство крещения не может быть повторено. Но, по учению св. Отцов, таинства, действительные и спасительные, совершаются только в Церкви. В еретических и раскольнических обществах не может быть действительных таинств.
Тем не менее, Церковь издревле допускала приём некоторых еретиков и раскольников без нового крещения ради икономии, т. е. по пастырской снисходительности, в том случае, если это могло облегчить им переход из заблуждения в истинную Церковь.
При этом пастыри Церкви обращали внимание на форму совершения крещения в данном еретическом сообществе. Таинства Церкви имеют как видимую сторону, так и духовную, благодатную, которую мы можем воспринимать только очами веры. Хотя в крещении, совершенном вне Церкви, отсутствует духовная сторона таинства, но если внешне крещение было совершено правильно, по уставу св. Церкви, св. Отцы допускали принимать крещенных таким образом без повторного крещения.
По обстоятельствам Церковь может изменять правила приёма отпавших от неё, если это может послужить к духовной пользе. В прежние десятилетия в РПЦЗ принимали прихожан МП через исповедь и причащение. Однако, времена меняются. МП всё более уклоняется от истинной Церкви и движется в сторону полной апостасии. Также, по мере этого меняется и отношение к МП среди нашего духовенства и паствы. Назрела необходимость ввести более строгие правила приема.
В силу этих обстоятельств, Архиереи Зарубежного Округа РПЦЗ сделали следующее решение о порядке приёма в нашу Церковь тех, кто получил крещение в Московской Патриархии или прочих церквах Мирового Православия:
В том случае, если крещение было совершено в три погружения, во имя Отца и Сына и Св. Духа, мы должны совершить лишь миропомазание, согласно Требнику («Чин еже како миром помазати…»)
Если крещение было совершено через обливание или окропление, то нужно совершить полное крещение и миропомазание.
Разумеется, речь идет о тех, кто в будущем пожелает присоединиться к нашей Церкви, а не о тех, кто уже являются нашими прихожанами.
Только в необходимых случаях, с разрешения епископа, в духе икономии, допускается принимать прихожан МП в нашу Церковь по прежнему чину, через исповедь и причащение.
1/14 дек. 2024 г. Память св. Филарета, митр. Нью-Йоркского
+Архиепископ Андроник [Котлров]
+Епископ Андрей [Ерастов]
(ссылка)
----------------------
Насколько я могу судить, в Православии, что в «каноническом», что в «истинном», нет объективных критериев измерения степени отступничества тех сообществ и конфессий, из которых принимают людей в православие. По идее, такие чины приятия не должны зависеть от каких-то личных обид в верхах или степени вражды в низах. Но по факту это именно так и происходит! А критерии отдалённости от Православия той или иной конфессии или сообщества определяются в каждый исторический момент определяются, по сути, на глаз, исходя из текущего положения и текущих нужд. Если отношения более-менее хорошие, то принимаем через покаяние. Если совсем уж плохие - перекрещиваем. Как и правилом хорошего тона среди «очень православных», причём вне зависимости от того, «истинное» это Православие или «мировое», считается настаивание на том, что среди отступников и еретиков никакой благодати быть не может по определению. И выходит, что всякий раз из века в век тема благодати в неправославных сообществах или в сообществах, отколовшихся от той православной юрисдикции, в которой состоит автор, решается не в целом, а конкретно под текущую ситуацию. Иногда эти тексты пытаются собрать вместе и систематизировать, но ясной и непротиворечивой картины всё же не получается. Да и не может получится, так как этот вопрос является частью более общего вопроса границ Церкви, который исключительно сложен для решения.
Что же касается зависимости выбора чина принятия от того, был ли человек крещён в три погружения или обливательно, то такая практика принята сегодня у старообрядцев-поповцев, в частности РПСЦ. Беспоповцы же перекрещивают вообще всех без исключения. Уж не у старообрядцев ли всё это позаимствовано? Особо интересна формула «с разрешения епископа, в духе икономии, допускается принимать прихожан МП в нашу Церковь по прежнему чину, через исповедь и причащение». То есть личная вкусовщина в вопросе о принятии из Московского Патриархата, а он является главной кузницей кадров для всех «осколков», теперь официально возведена в абсолют. Но всё это только добавит, по моему убеждению, бардака в «Зарубежном округе».