К вопросу об истинно-православных апокрифах...

Apr 05, 2024 11:33

И. И. Осипова в своей книге «Сквозь огнь мучений и воды слез...: Гонения на Истинно-Православныю Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключённых», изданной в 1998 году, пишет:

«Конец войны для многих общин ИПЦ был трагичен. Когда началось наступление Красной Армии и освобождение ею оккупированных территорий от немецких войск, во многих ожесточенных боях, развернувшихся при освобождении городов Курска, Орла (Комендантом города был русский эмигрант, часто посещавший богослужения в храме ИПЦ.), Харькова, поддержка немцев катакомбниками была очень сильной, ведь население едва ли могло забыть массовые расстрелы верующих в 1937-1938. Потому число беженцев, уходящих с немецкими войсками на Запад, с каждым оставленным городом увеличивалось. Тогда покинули города и области большие общины ИПХ, а вооружённые мужчины, находясь в арьергарде войск, помогали уходить как можно большему числу верующих. Клирики ИПЦ участвовали в ожесточённых боях, своим мужеством подбадривая бойцов и не позволяя им сдаваться в плен.

В Прибалтике, после окончания войны, в отрядах «лесных братьев» против подразделений НКВД воевало много ИПХ. Они жили в лесных подземных «схоронах», имели там походные церкви, часто вели богослужения в дебрях леса, используя в качестве престола раскладные столики либо широкие пни. Перед каждым боем молились и причащались, готовясь к возможной гибели.

Репрессии, проводимые СМЕРШем в освобождённых районах против ИПХ, выявлению которых помогали клирики-сергиевцы, ужесточились. Например, в 1944 на Северном Кавказе была расстреляна группа отшельников-монахов за оказанную ими помощь раненым немцам, эвакуацию их по тайным тропам и условную сигнализацию лётчикам. Более 100 клириков и активистов-катакомбников, арестованных в советской зоне в Германии или выданных американцами и англичанами, были расстреляны, остальные отправлены на 25 лет в каторжные лагеря. Заметим, что с 1945 арестованных клириков ИПЦ ждал утончённый вид казни - их стали распинать на крестах... (Были распяты на кресте: о.Моисей и о.Фёдор - под Ригой, о.Герман - в Польше, о.Алексий - в Бреслау, о.Виктор, о.Иринарх и о.Павел - в Восточной Пруссии, 4 казачьих священника - в Австрии...)».

--------------
Скорее всего, ничего из того, что написано в этом отрывке относится к Церкви, действительности не соответствует. Приведённые тут данные, вопреки заглавию книги, взяты Осиповой у Амвросия (Сиверса) aka Алексея Смирнова, который в 1990-е годы активно занимался фабрикацией материалов о катакомбной церкви. Причём фабриковал он их таким образом, чтобы оправдать свои пронацистские взгляды. Теперь, учитывая работы историков, активно публиковавших и публикующих свои работы по этой теме на основе данных архивов, уже совершенно точно можно сказать, что никого советская власть не распинала. Уж если и надо было казнить кого-то, то предпочитали расстреливать. Но в 1990-е годы добротных исторических исследований было очень мало. Их заменяла публицистика, часто очень пристрастная и недобросовестная. Так что, учитывая церковно-историческую неграмотность людей, можно было писать всё, что угодно.

И, надо заметить, в истинно-православных юрисдикциях подобного рода мифы держатся дольше, чем в «официальных» церквах. Так как истинно-православные склонны не доверять «вражеской» информации (а представителей Московского патриархата они воспринимают не иначе, чем вражеских пропагандистов), но отнюдь не располагают своими научно-историческими школами. Так данный отрывок я взял у будущего главы Бостонского Синода митрополита Григория (Бабунашвили), который воспроизвёл его у себя в ЖЖ без малейшей критики. Тем не менее, такие писания всё же представляют научный инетерс, но только не как научное исследование, а как исторический источник по бурной церковной истории 90-х.

Григорий (Бабунашвили), катакомбники, Амвросий (Сиверс)

Previous post Next post
Up