Мартиниан (Панасюк) о катакомбном «миссионерстве». Материал 2014 года

Feb 18, 2024 12:00

Методы катакомбного «миссионерства» сегодня.

К сожалению, в наши дни практика церковно-приходской жизни осуществляется на чуждых апостольскому пониманию основаниях. Впрочем, общины гонимой в советское время Катакомбной Церкви тоже были обустроены далеко не лучшим образом, но это можно объяснить тем хаосом, в который окунулись «благополучные» христиане. Важно увидеть здесь не только их достоинства (они очевидны), но в большей степени недостатки, которые были допущены катакомбниками в вопросе организации приходов, иначе мы наступим на те же грабли. Старокатакомбное поколение, дожившее до этих дней и передавшее «эстафетную палочку» истинного православия нам, частично показало, на каких фундаментах была построена общинная жизнь их приходов в советское время. Священники, столкнувшиеся сегодня с приходской жизнью в «старокатакомбной» среде, знают, насколько этот мир сложен и непрост. Он даёт нам бесплатный урок, и наше дело - выучить его или нет.

Многие из духовенства, не сделав никаких выводов из очевидных вещей, продолжают поощрять т.н. «катакомбное миссионерство». Они доказывают «истинность» через «неистинность» и все своё «свободное» время отдают на размышления о том, «что мы имеем против» того или иного ИПЦ-синода. Это и называется сегодня «миссионерством», ведь нет никакого лучшего доказательства своей правоты, чем чужая неправота. Такая «миссионерская» практика стала в чём-то традиционной, имеющей даже свою «школу», такой подход оказался достаточно продуктивным. А сводится он к тому, чтобы ездить «по знакомым» катакомбным приходам, переманивая чужих прихожан на свою сторону, часто за спиной у местного священника спекулируя на всяких отвлечённых вещах (антихристах, шестерках, ИННах, телефонах, компьютерах и т.д.), пользуясь человеческой простотой.

Об этом хорошо сказал катакомбный епископ сщмч. Нектарий Яранский: «Меня больше духовно убивают те раздоры и нестроения, кои терзают верующих людей нашей противосергианской ориентации. Здесь что не голова, то своя отдельная вера: патенщики - безпатенщики, регистратчики и безх[р]амовцы, паспортники - бездокуменщики или просто безпоповцы; так что не узнать кто из моей паствы, стада. Ибо друг друга обзывают безблагодатными и угрожают неисполнением . А о пастырях, что и говорить: получается так, что овцы пасут своих пастырей, а не пастыри овец. Кое-кого из таких батей прямо следовало бы гнать метлой с прихода. Несколько священников спекулируют на антихристе, хотя такой еще не пришел; зная эту слабую струнку верующих и живя на птичьих правах во всю агитируют <…> что епископ Нектарий сам свихнулся с истинного пути и т.п. Такой провокатор Сергий Сухоруков, бывший городищенский Никита, слезоточивый Петр Терехов, изувер Никифор, отчасти лисинский Иванушка неразумно проповедуют об антихристе; усердствуют Комаровская Наталия, корляковская Мария Егошина - сами ничего не понимают. Особенно большим почетом среди верующих пользуются пустосвяты, проходимцы, жулики, тайные агенты НКВД, умеющие подделаться к крестьянам, изображая из себя советников и ревнителей, как, например, Иван Павлович. Всю эту мрачную картину я предвидел еще в 1929 г. И отписал все это в письме, и послал яранцам через <моего?> ставленника священника Иоанна для распространения отцу Иоанну Мамаеву в село Душкино. Но этот батя, проходимец, спец по обтяпыванию кооперации, утаил и уничтожил это мое письмо, никому не показал» (4).

Таким образом, мы видим, что миссионерский подход, практикуемый сегодня катакомбными юрисдикциями, не новый. Этим «миссионерам» не стоит забывать, что, кроме «синодального» вопроса, существует ряд не менее важных вопросов, относящихся к спасению собственной души и просветительской (в контексте изучения Священного Писания и Предания) внутриприходской работы. Они делают это не потому, что между их синодами и другими есть какая-то разница в догматическом или каноническом отношении (часто такая разница действительно есть, но они делают это не потому), а затем, что хотят принять более серьёзный и важный вид в глазах других синодов. Это принцип «надувного шара», который сам о себе заявляет: «Я большой». Такое «заманчивое» (от слова «заманивать») «миссионерство» - неблагодарное дело, которое наглядно показывает всю несерьёзность катакомбных течений, озабоченных собственным лицом, а отнюдь не спасением вверенных им людей и просвещением столь большой жатвы. Эти «отцы» любят поживиться за счёт тяжкого труда других, действительных миссионеров, и, разрушая другие приходы, пополняют свои ряды по принципу: «беру, чего не клал, и жну, чего не сеял» (Лк. 19:22). Кстати, с этим столкнулся и сам апостол Павел, называя таких «миссионеров», действующих за его спиной, «лжеапостолами, лукавыми делателями, принимающими вид Апостолов Христовых» (2Кор. 11:13). Хотелось бы, чтобы потенциальные миссионеры использовали свои силы более рационально, ведь «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). В наше время многие люди даже и не слышали о существовании катакомбной Церкви, к ним-то и следует идти, а не ходить вокруг и около людей, которые «в теме».

Я думаю, что залог соединения ИПЦ-синодов заключается в качественном очищении отдельных приходов, а не в количественном умножении с помощью вышеуказанных методов. Разные общины, стремящиеся к одному и тому же, уже потенциально соединяются.

Моё видение миссионерства зиждется на таком построении внутриприходской, общинной жизни, в которой каждый человек реализовался бы как часть общины, сохраняя свою индивидуальность. Основной упор нужно делать на просветительскую работу с людьми через систематическое изучение Священного Писания и отцов Церкви. Очень важно, чтобы те акценты, которые делаются в ходе этой работы, были бы актуальными и жизненными. Именно такой практический подход повысит интерес людей к изучению Писания и Предания и сможет дать людям то, ради чего стоит остаться в Церкви.

-------------------
Данный текст представляет собой вторую часть доклада «Экклезиологические тезисы апостола Павла в Первом послании к Коринфянам и их практическое значение для ИПЦ сегодня» иеромонаха Мартиниана (Панасюка), клирика «Украинской Автономной Истинно-Православной Церкви», на т. н. «II Мятлевских чтениях», прошедших 24-25 февраля 2014 года. Первая часть получилась несколько несуразной и не осоо интересной, так что я её не привожу. Что это за деятель, откуда он взялся и куда делся, я сказать не могу. Но нарисованная им картина в ИПЦ весьма примечательна.

багословие, катакомбники

Previous post Next post
Up