Никто кроме нас!

Apr 26, 2023 00:13

На сайте Западно-Европейской епархии РИПЦ размещён материал: «Имеют ли раскольники (или тем более те, кто годами в общении с еретиками) благодать Святого Духа?» на английском языке. Цитаты митрополита Филарета (Вознесенского) приводятся в русскоязычных оригиналах, остальные - в переводе с английского. То есть я не стал специально искать русскоязычные переводы этих текстов, желая сохранить стилистику оригинала:

“Такой раскол (продолжительный), - говорит святой Василий, - уже во всём подобен ереси, и к таким раскольникам нужно относиться как к еретикам, не допуская никакого общения с ними”.

Святой Иоанн Златоуст говорит: “Ты говоришь: “Мы все одинаковы - они служат, молятся и учат тому же, что и мы”. Очень хорошо - почему же тогда они не с нами? Один Господь, одна вера, одно Крещение! Они откололись - в таком случае должно быть одно из двух: либо у нас всё хорошо, и они в бедственном положении, либо у них всё хорошо, а мы в беде!

Говоря о вышеупомянутой цитате, святитель Филарет Нью-Йоркский говорит нам: “Эти ясные и категоричные слова святого Отца что означают? Не что иное, как указание на то, что раскол - безблагодатен. Христос не разделился и благодать Его едина. Если верить в «благодатность» раскола, то нужно или признать, что у нас благодати нет, её унесли отколовшиеся - или признать, что есть две благодати и, очевидно, две истинные Церкви, т.к. благодать даётся только в истинной Церкви”.

Священномученик Игнатий Богоносец в послании к филадельфийцам пишет: “Не заблуждайтесь, братья мои. Если кто последует за тем, кто вносит раскол в Церковь, он не наследует Царства Божьего”. Святой Иоанн Златоуст, наконец, делает свой вывод - неизбежный и неопровержимый: “Я действительно говорю и утверждаю, что раскол так же страшен и зол, как и ересь”.

Блаженный Августин уверен, что раскольники не в Церкви: “Мы верим в Святую Церковь. Ибо и еретики, и раскольники называют свои общины “церквями”. Но еретики, придерживаясь ложных мнений о Боге, наносят вред самой вере; в то время как раскольники, с другой стороны, в нечестивых разделениях порывают с братским милосердием, хотя они могут верить именно в то, во что верим мы. Посему ни еретики не принадлежат к кафолической Церкви, которая любит Бога, ни раскольники не являются Eё частью”. (“О вере и символе веры”)

И снова святитель Филарет Нью-Йоркский выступает за то, чтобы называть вещи своими именами, “ибо именно из-за этого не было указано сразу и ясно, где истина, а где ложь (ибо двух истин быть не может), где белое, а где чёрное, где свет а где тьма, какой путь правильный, а какой неправильный - сейчас не существовало бы этой “межведомственной мешанины” и реальность была бы ясна… И мы уже видели, что святые отцы приравнивают упорный и затяжной раскол к ереси.”

Святитель Филарет в своём послании игуменье Магдалине [Граббе agafa_aggel] говорит: “Основную мою мысль Вы, Матушка, вероятно, уловили. Я считаю (говорю, конечно, только от себя), что у раскольников - американских и парижских [имеется ввиду ПЦА и Парижский экзархат - agafa_aggel] - благодати нет, ибо иначе нужно допустить абсурд - существование нескольких истинных Церквей, друг друга не признающих и духовного общения не имеющих. Сие абсурдно уже потому, что Божественный Основатель Церкви сказал - “Созижду Церковь Мою”, а не “Церкви Мои”. К такому убеждению меня привели как слова древних Свв. Отцев (приведенные мною), так и слова Аввы Антония [Храповицкого - agafa_aggel] о кажущемся совершении таинств у тех, кто откололся от истинной Церкви. И я настолько не верю в благодатность раскольничьих “манипуляций”, что в случае, если бы я умирал и нужно было бы напутствие, я ни от “парижанина”, ни от американского лжеавтокефалиста его не принял бы, дабы вместо Св. Тайн не проглотить кусочек хлеба с вином”.

Святой Киприан Карфагенский говорит: "Всякий, кто отделён от Церкви и присоединяется к блуднице [раскольнической церкви], отделён от обетований Церкви, и тот, кто оставляет Церковь Христову, не достигнет награды Христовой. Он пришелец, мирянин и враг. Тот не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь” (Единство Вселенской Церкви, 6, 1-е изд. [251 год н.э.]).

Святой Киприан Карфагенский учит нас: “Если они не сохранят единство и общение с Церковью, то никакое преобразование столь большой важности не может быть осуществлена ими, которая компенсировала бы вред, причинённый их расколом. Даже если такие люди становятся мучениками за имя Христа, их пятно не смывается. Непростительный тяжкий грех раздора не очищается страданием. Вы не можете быть мучеником вне Церкви. Ты не можешь войти в царство, если избегаешь тех, кто будет там царствовать”.

Святой Иероним говорит нам: “Тем не менее, нет такого раскола, который не выдумывал бы ересь, чтобы оправдать свой отход от Церкви” (Комментарий к Титу 3:10-11 [386 г.н.э.]).

----------------------

Абсолютно ясно, что этот текст, составленный по большей части из фрагментов двух писем митрополита Филарета (Вознесенского), размещён с той целью, чтобы убедить читателей сайта trueorthodox.eu, что никакой благодати вне РИПЦ нет. Тем более (!) её нет у тех, кто «кто годами в общении с еретиками», то есть всеми, кто хоть в чём-то не разделяет ригоризм нынешней РИПЦ.

Но на меня это всё производит совсем другое впечатление. И впечатление это весьма печальное. Ведь дарованная Богом свобода привела в конечном итоге к тому, что христианство, в том числе даже православное, отнюдь не едино. Христиане расколоты на великое множество различных деноминаций и объединений. И история показывает, что раскалываться намного легче, чем объединяться. А соответствующие священные цитатки, подтверждающие такой вот образ мысли цитирующего, очень легко всплывают в памяти.

И напротив, тот, кто захочет увидеть что-то хорошее в «чужом лагере», должен заранее опасаться гнева «ревнителей», которые, вооружившись праведным гневом, ничтоже сумняшеся закидают такого «предателя» правильными цитатами. И так продолжается из века в век, и конца этому не видно. Но если в прежние века церкви были более-менее крупными и росли за счёт естественного прироста населения, то «осколки» РПЦЗ, с самого своего появления, были малочисленны и лишены сколь бы то ни было авторитетных лидеров и перспектив на расширение. В итоге мы имеем полтора-два десятка практически никому не известных групп, каждая из которых настаивает на том, что именно она является той самой истинной церковью, и к ней должны все присоединяться.

багословие, РИПЦ, Филарет (Вознесенский)

Previous post Next post
Up