Заметки на полях статьи Андрея (Ерастова)

Dec 28, 2022 18:44

Епископ Андрей (Ерастов) опубликовал у себя на сайте текст "О прославлении Брата Иосифа Муньоз в лике Мучеников" следующего содержания:

"В день св. Николая Чудотворца, 19 декабря состоялось совещание Комиссии по Канонизации. В ходе длительной беседы члены Комиссии делились своими мыслями и воспоминаниями о Бр. Иосифе.

В древней Церкви не существовало особой процедуры прославления мучеников за Христа. Сам факт того, что мученик был убит за веру, был достаточен для церковного почитания его как святого. Однако, тогда подвиг мучеников, их страдания за веру Христа были для всех очевидны.

В отношении убиенного Бр. Иосифа можно сказать с уверенностью, что он сподобился мученической кончины. Мы не знаем, кто были его убийцы, но очевидно, что он был замучен не как частное лицо, а с целью положить конец его церковному служению. Если мы вспомним, что время его убиения совпало с началом процесса объединения Зарубежной Церкви с Московской Патриархией, то можно предположить, что его твердая позиция непринятия МП стала мешать врагам Церкви, и было решено его устранить.

В годы, предшествующие его кончине, он неоднократно получал угрозы, и знал, что его жизнь была в опасности, но он бесстрашно прошел свой путь до мученического конца.

Прославление нового святого - это исключительное право той Церкви, к которой принадлежал этот святой. Брат Иосиф был сыном Русской Зарубежной Церкви, и поэтому только РПЦЗ имеет право и обязанность прославить его в лике святых. Это ответ тем, кто стал бы утверждать, что наша Церковь слишком мала, чтобы совершить прославление святого.

Прославление Бр. Иосифа должно быть совершено всей Зарубежной Церковью, а не одной ее частью. К сожалению, наша Зарубежная Церковь пребывает в раздробленном состоянии. Но по нашему глубокому убеждению, эта раздробленность лишь внешняя, поскольку в духовном плане группы РПЦЗ, не принимающие экуменизма и сергианства, едины. Потому мы и протягиваем к предстоятелям этих групп руку общения, что мы убеждены, что нас ничто не разделяет, кроме человеческих заблуждений и страстей, а возможно, и тайных происков врагов Церкви.

Прославление святых - это дело всей Церкви. Хотя решение о канонизации делается собором Архиереев, но как это обычно происходило, в церковном народе еще до официального прославления стихийно возникало почитание святого, которое впоследствии утверждалось церковной властью.

Мы можем утверждать, что несмотря на 25 лет, протекшие со дня смерти Бр. Иосифа, память о нем не угасает. Его почитают в различных странах мира и даже там, где он не бывал при жизни, как например в России или Грузии.

Нет человека без греха, поэтому как бы ни был праведен человек, Церковь сопровождает его кончину молитвой о нем ко Господу. Когда же общее убеждение в святости усопшего увенчивается торжественным церковным прославлением его, тогда уже прекращаются молитвы о прощении его грехов, уступая место восхвалению его подвигов во Христе и просьбам к нему, чтобы он молился о нас.

В эти дни, когда наша Церковь готовит прославление Бр. Иосифа в лике мучеников, нам нужно усилить наши молитвы о упокоении его души, с верой, что и он в ответ молится о каждом, кто совершает его память, и о всей нашей Церкви.

На интернете имеется немало материалов о Бр. Иосифе, но по мнению хорошо знавших его, не все эти сведения достоверны. По этой причине Комиссией по Канонизации предложено заняться сбором подлинных, от первого лица, свидетельств о Бр. Иосифе. Эти воспоминания помогут воссоздать его подлинный образ.

Был зарегистрирован адрес электронной почты , чтобы желающие поделиться воспоминаниями о Бр. Иосифе и свидетельствами о чудесах по его молитвам могли переслать эти материалы Комиссии по Канонизации.

canonizationcommission@gmail.com

Еп. Андрей"

-------------------

Всё-таки брат Иосиф Муньос-Кортес - не классический мучник, а, скорее, страстотерпец. Классических мучников в Римской империи убивали открыто за отказ принять участие в государственном языческом культе. Брат Иосиф был убит тайно, и едва ли от него требовали отречения от веры.

Утверждения, что «время его убиения совпало с началом процесса объединения Зарубежной Церкви с Московской Патриархией», то можно предположить, что его твердая позиция непринятия МП стала мешать врагам Церкви, и было решено его устранить - это неправда, хотя бы потому, что брат Иосиф никаких официальных постов не занимал, и возможности влиять на церковное руководство у него были крайне ограничены. Да и «процесс объединения» начался позже, уже при митрополите Лавре. Главным, чья позиция мешала сближению с Московским Патриархатом тогда, в 90-е годы, был митрополит Виталий (Устинов), но его убить никто не пытался (хотя в его окружении и были страхи насчёт этого). Вообще, в житийной литературе есть склонность преувеличивать роль прославляемого святого в исторических событиях. Видим мы это и здесь. Хотя брата Иосифа ещё не канонизировали, но ему уже пишется житие, и его самого воспринимают в житийном ключе. Всё бы ничего, но на основе ничем не доказанных предположений Московский Патриархат клеветнически обвиняют, пусть и завуалированно, в организации убийства брата Иосифа.

Далее идёт самопротиворечивое утверждение: «К сожалению, наша Зарубежная Церковь пребывает в раздробленном состоянии. Но, по нашему глубокому убеждению, эта раздробленность - лишь внешняя, поскольку в духовном плане группы РПЦЗ, не принимающие экуменизма и сергианства, едины». Дело в том, что дораскольная РПЦЗ так и не договорилась о том, что читать экуменизмом и сергианством. То есть не были даны этому чёткие, недвусмысленные определения, принятые всей РПЦЗ. Под экуменизмом можно понимать и контакты с инославными, и «теорию ветвей», и просто заявления о том, что инославные нам не враги, а друзья. Наконец, в лоне греческого старостильничества родилось ещё одно определение экуменизма, согласно которому еретиками-экуменистами являются все, кто не согласен, что только в моей юрисдикции (читай «секте») и у тех, кто с ней общается, есть божественная благодать. С сергианством то же самое - это просто дурное поведение, которое является личным грехом поступающих так (так, в конечном итоге, решили большинство в РПЦЗ) или это экклезиологическая ересь, полностью лишающая исповедующих ещё права называться церковными людьми. Серьёзных богословских работ на эту тему в РПЦЗ не было. Таким образом, причины раскола - это не просто какие-то личные тёрки (хотя и без этого не обошлось), а нерешённость богословских вопросов в дораскольной РПЦЗ. Каждый выбирал то, что ему ближе, считая при этом, что он придерживается наиболее правильной позиции, начиная обвинять сторонников других взглядов в отступлениях.

Касаемо фразы «мы убеждены, что нас ничто не разделяет, кроме человеческих заблуждений и страстей». Тоже не соглашусь. Вас разделяет экклесиология митрополита Антония (Храповицкого), который мыслил наличие высшего церковного управления как вещь, без которой Церковь не может существовать. Получился такой коллективно-непогрешимый папа римский. Такую идеологию от митрополита Антония перенял и его ученик Сергий (Страгородский). Попытка любой ценой спасти высшее церковное управление (а вовсе не любовь к советской власти, как думают некоторые) и привела к известным компромиссам митрополита Сергия с советской властью. И вот у большинства «осколков» есть такие правые во всём синоды/соборы, перед которыми только и можно делать, что каяться, осознавая свои заблуждения, и получать обязательные к исполнению указы. И пока экклесиология митрополита Антония не будет пересмотрена, ситуация с мёртвой точки не двинется.

Ну а вообще брат Иосиф, конечно, человек очень достойный. И я поддерживаю идею его канонизации.

Андрей (Ерастов), сергианство, собирание осколков, Иосиф Муньос-Кортес

Previous post Next post
Up