«На основании Истины Христовой...»

Sep 03, 2022 20:03

"Зарубежный округ" опубликовал на своём официальном сайте rocana.org текст за авторством протоиерея Никиты Григорьева с собственной апологией и рядом стандартных для любого «осколка» РПЦЗ обвинений в адрес Московского Патриархата. Я не знаю, сколь долго просуществует этот сайт, а потому выкладываю этот текст у себя полностью с охранением оригинальной орфографии.


--------------------
В мае 2006 года Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) созвала собор в Сан-Франциско, США, для обсуждения возможности вступления РПЦЗ в Евхаристическое общение с Московским Патриархатом (МП). После четырехдневного обсуждения Собор принял решение пока не вступать в Евхаристическое общение с МП.

Вот цитата из постановления Четвертого Всезарубежного Собора РПЦЗ в Сан-Франциско от 11 мая 2006 г.: «Нашу Пасхальную радость воспополняет великая надежда на то, что в свое время, единство Русской Церкви будет восстановлено на основах Истины Христовой, открывая нам возможность вместе служить и причащаться из одной Чаши».

Почему Собор решил, что сейчас неподходящее время для объединения с МП на основании Истины Христовой? Причина указана в заявлении Архиерейского Собора, последовавшего сразу после IV Всезарубежного Собора.

Вот реальная цитата из отчёта Архиерейского Собора РПЦЗ: «Обсуждался проект Акта о каноническом общении. Этот проект был принят и одобрен в принципе, хотя и с оговоркой о разрешении некоторых пунктов».

Принципиально важно понимать, что тогда и по сей день эти препятствия для объединения с МП не устранены и даже не обсуждались, а просто проигнорированы.

Первый из этих «некоторых пунктов» относится к сергианской доктрине полного единства целей с атеистическим режимом, которая заложила основу для группы, именуемой сейчас Московской Патриархией, и, как следствие, экуменизма, в котором находилась МП - и до сих пор находится, несмотря на то, что они пытаются преуменьшить значение этого факта.

Очень важно понять: Русская Православная Церковь Заграницей тогда не согласилась на унию, и Архиерейский Собор не дал согласия на объединение, не благословил его тогда. Союз с Московской Патриархией был навязан, нелегально и тайно, главным образом Митрополитом Лавром и Архиепископом Марком во время заседания Синода в Нью-Йорке.

Также важно понимать, что Синод не имеет полномочий принимать такие решения самостоятельно. Синод подчиняется власти Архиерейского Собора, который, в свою очередь, должен подчиняться и отражать решение и волю Всезарубежного Собора. А эти органы решили, что сейчас не время объединяться с МП из-за нерешенных вопросов.

Тем не менее, Синод РПЦЗ решил самостоятельно объединить РПЦЗ с МП. Это была явная узурпация власти и нарушение фундаментальных церковных правил. Это можно по праву назвать нео-сергианством. На том судьбоносном заседании Синода не было даже кворума, необходимого для принятия каких-либо обоснованных решений. Присутствовали только Митрополит Лавр, Архиепископ Марк и Епископ Гавриил (Манхэттенский, который писал тогда, что не согласен с этим, но позже был убежден согласиться), которые были членами Синода.

Епископ Петр Кливлендский присутствовал, но он не был членом Синода и не имел права голоса, а епископ Иларион заболел и не присутствовал.

При присутствии только трех членов Синода не было кворума для принятия каких-либо решений, тем более решения о судьбе всей РПЦЗ, что противоречило решению Всезарубежного Собора РПЦЗ и Архиерейского Собора.

Причина, по которой формулировки постановлений Всезарубежного Собора были такими расплывчатыми и туманными, заключалась в том, что на некоторых ключевых членов духовенства РПЦЗ оказывалось сильное давление, чтобы они как можно быстрее способствовали объединению. Это давление на РПЦЗ, с целью её капитуляции, оказывалось с самого основания РПЦЗ в 1920 году. Но оно внезапно значительно усилилось в сентябре 2003 года.

Митрополит Лавр находился в своем кабинете в Джорданвилле, когда ему неожиданно позвонил представитель Владимира Путина. Митрополиту Лавру сказали, что г-н Путин будет в Нью-Йорке и встретится с ним и Синодом его епископов в штаб-квартире Синода на Манхэттене.

25 сентября 2003 года состоялась встреча Президента Путина с митрополитом Лавром, архиепископом Марком, архиепископом Кириллом и некоторыми другими.

http://en.kremlin.ru/events/president/news/29418

Вот цитата с сайта по ссылке выше: «Г-н Путин подчеркнул исключительную важность сближения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Это имеет чрезвычайно важное значение для интеграции России в мировое сообщество и для РПЦЗ».

Почему «сближение МП с РПЦЗ» имело «чрезвычайное значение для интеграции России в мировое сообщество»?

Незадолго до этой встречи Митрополит Лавр сделал редкое публичное заявление после воскресной литургии в Свято-Троицком соборе в Джорданвилле. Он сказал, что недавно без предупреждения ездил в Россию, чтобы посмотреть, как там обстоят дела с Московским Патриархатом. Он поразил всех в соборе, сказав, что теперь понимает, что никакой союз с Московской Патриархией невозможен и мы должны теперь готовиться к возможному мученичеству. Шок от того, что он сказал, никогда не забудется многими присутствовашими. Люди едва могли поверить своим ушам, потому что Митрополит Лавр обычно был очень мягок и дипломатичен.

Однако вскоре после этого дрейф в сторону союза с МП стал ускоряться, несмотря на то, что Митрополит Лавр провозгласил в соборе. Затем, после встречи с президентом Путиным в Нью-Йорке, стремление к союзу стало лихорадочным. Создавалось впечатление, что этот союз крайне необходим и должен состояться как можно скорее, во что бы то ни стало.

Почему Митрополит Лавр так резко изменил свое мнение относительно союза с МП? Ответ на этот вопрос можно услышать в ответе Митрополита Лавра адвокату, который допрашивал его в качестве свидетеля. Когда адвокат спросил Митрополита Лавра: «Что было бы, если бы вы отказались объединиться с МП?» Митрополит Лавр решительно ответил, стукнув кулаком по скамейке: «Они бы убили нас!» Адвокат переспросил: «Что вы имеете в виду под «убили нас»? Митрополит ответил: «Они бы проглотили нас».

Мирополит Лавр, похоже, верил, что Московская Патриархия так или иначе захватит РПЦЗ, независимо от того, согласится РПЦЗ или нет. Он считал, что для РПЦЗ было бы гораздо меньше вреда, если бы она подчинилась мирно. По натуре он был противником любой конфронтации. Похоже, Митрополит Лавр истолковывал по-своему слова Христа:

«Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет прежде и не посоветуется, силён ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство просить о мире». (Лк 14:31-32).

Всего через два с половиной месяца после того, как г-н Путин посетил Синод и убедил архиереев РПЦЗ в неотложности их союза с МП, администрация РПЦЗ организовала Всезарубежное пастырское совещание в Нияк, Нью Йорк. Целью этой конференции было явно не столько обсудить, возможно ли объединение с МП и каким образом, сколько убедить духовенство РПЦЗ в том, что реальных препятствий для объединения с МП больше нет и пришло время для объединения.

С этой целью на пастырскую конференцию в Нияке, штат Нью-Йорк, были приглашены три высокопоставленных священнослужителя МП [архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Георгий Митрофанов и протоиерей Максим Козлов - agafa-aggel], чтобы продвигать МП как «Матерь-Церковь», от которой РПЦЗ отделилась и теперь должна была «воссоединиться» (на самом деле, Русская Православная Церковь никогда не объединялась с сергианами, а отвергала их). Каждому из этих троих было дано время для пространных речей, чтобы донести послание МП до духовенства РПЦЗ. Несколько архиереев РПЦЗ, которые теперь были полностью сторонниками унии, также выступили с длинными речами.

Остальным священнослужителям РПЦЗ было предоставлено не более трех минут на выступление. Первоначальная причина раскола 1927 года не обсуждалась. Почему старшие архиереи Русской Православной Церкви, Митр. Кирилл Казанский, Митр. Петр Крутицкий и большинство других архиереев и клириков отказывались служить с Митрополитом Сергием и предостерегали других от следования за ним? Все попытки обсудить фундаментальную причину отделения Митр. Сергия и его последователей от Русской Православной Церкви игнорировались. Те самые причины, по которым Русская Православная Церковь отвергла Сергия в 1927 году, не только существуют сегодня, но и укрепились со временем.

Эта Всезарубежная Конференция духовенства была формальным мероприятием по началу подготовки духовенства РПЦЗ к унии, так как решение об объединении с МП уже было принято, несмотря на то, что Митр. Лавр говорил всем обратное.

Еще одним результатом этой конференции стало формирование «переговорной комиссии» для согласования с МП условий союза.

Перед началом первого заседания, сторона МП чётко заявила «переговорной комиссии» РПЦЗ, что никаких дискуссий о сергианстве и о причинах непризнания сергиан РПЦ не будет. Более того, не разрешалось никакого упоминания имени Митр. Сергия. Таким образом, главная причина разделения с МП должна была быть проигнорирована и забыта.

Несколько видных священнослужителей РПЦЗ, которые до сих пор были явными противниками союза с МП, вдруг стали активно его пропагандировать. Те, кто все еще придерживался традиционного взгляда Русской Православной Церкви на Митрополита Сергия и его группу революционеров «Живой церкви», были подвергнуты изгнанию и отстранению. Все это было подготовкой к IV Всезарубежному Собору, на котором решение об объединении с МП нужно было проталкивать любыми средствами.

С этой целью многие из духовенства и даже некоторые миряне, выступавшие за унию, были приглашены для чтения речей, пропагандирующих унию, тогда как тем, кто привел бы внятные доводы, почему эта уния не может состояться, не было позволено даже присутствовать.

Примечательно, что первоначальное Постановление IV Всезарубежного Собора было подготовлено заранее. Однако когда оно было представлено на Соборе, раздался такой вопль сопротивления, что оно было отозвано. Также, окончательная резолюция никогда не голосовалась целиком, а скорее кусочно и по частям.

То, что в итоге было представлено как Постановление IV Всезарубежного Собора, было тщательно составленным документом с достаточной двусмысленностью, чтобы обе стороны понимали его каждая по-своему. Следующие цитаты являются некоторыми примерами.

«…выражаем соборное согласие на необходимость подтверждения канонического статуса Русской Зарубежной Церкви на будущее как самоуправляющейся части Поместной Русской Церкви, в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви Заграницей, действующим в настоящее время».

Русская Зарубежная Церковь всегда считала себя частью Поместной Русской Церкви. Каноническим основанием для этого был и остается Указ № 362 Патриарха Тихона. Это понятно и абсолютно приемлемо для членов РПЦЗ. Под Поместной Русской Церковью никогда не понималось РПЦЗ в смысле нынешнего Московского Патриархата, который был раскольнической группой, созданной безбожными большевиками, чтобы уничтожить Поместную Русскую Церковь, а затем заменить ее.

Однако после интенсивной кампании пропаганды и идеологической обработки, предшествующей этому Собору, сторонники союза начали продвигать МП не только как традиционную Поместную Русскую Православную Церковь, но даже как «Матерь-Церковь», странный, но полезный в пропагандистских целях лозунг.

Еще одна цитата из Постановления касалась активной роли МП в экуменическом движении, которое РПЦЗ под руководством Митрополита Филарета объявила ересью:

«Из обсуждений на Соборе видно, что участие Русской Православной Церкви Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей вызывает недоумение у нашего духовенства и паствы. С сердечной болью просим иерархов Русской Православной Церкви Московского Патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого искушения».

Большинство людей РПЦЗ, понимающих природу МП, понимают, что просить МП прекратить свою экуменическую деятельность сродни тому, чтобы просить рыбу перестать плавать в воде. Самой целью создания МП атеистическим режимом было проникновение, сбор информации и контроль.

В заключительном пункте Постановления говорится: «Надеемся, что предстоящий Поместный Собор Единой Русской Церкви решит оставшиеся нерешенными церковные проблемы».

Эти «оставшиеся нерешенными церковные проблемы» нужно было решить тогда, и они всё ещё должны быть разрешены, на Поместном Соборе Единой Русской Церкви. Определённо, как заявил Совет, они должны быть разрешены до любого союза с МП. Под «Поместным Собором Единой Русской Церкви» понимался подлинный и истинный Собор всей Русской Православной Церкви.

Сюда нужно было включить РПЦЗ, Русскую православную катакомбную церковь и МП. Все должны были быть правильно и справедливо представлены. Затем Поместному Собору необходимо было изучить решение Митр. Сергия об объединении с атеистической советской властью и последующее создание Сталиным МП, их историю и современное положение, а также положение и историю РПЦЗ и положение и историю Катакомбной Церкви.

Нечего и говорить, что МП нисколько не была заинтересована в таком Соборе, ибо они прекрасно знали, что их основатель Митр. Сергий незаконно узурпировал власть в Церкви и всецело сотрудничал с НКВД, стремясь подчинить себе и уничтожить настоящую Поместную Русскую Церковь, в том числе РПЦЗ и Катакомбную Церковь.

«Надежда» на то, что Собор Единой Русской Церкви действительно «близится», была во многом выдаванием желаемого за действительное, больше похожей на молитву о чуде. На самом деле это не сильно отличалось от надежды на то, что фарисеи времен Христа проведут открытый совет с апостолами, чтобы обсудить, почему они решили распять Христа.

Нет сомнения, что Поместная Русская Церковь нуждается в объединении. Мы, как православные христиане, верим в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Но для того, чтобы быть Единой, Церковь обязана быть Святой. Вот тут-то и вступает в силу то положение IV Всезарубежного Собора об объединении «на основе Правды Христовой». Правда Христова есть Дух Святой, Дух Истины.

Церковь живет Духом Святым, Духом Истины. В Церкви не может быть ни лжи, ни обмана, ни лукавства, ни какого-либо компромисса с ложью, ибо Церковь есть основание и столп Истины.

Нынешняя проблема разделения в Церкви проистекает из того, что существуют два очень разных взгляда на то, чем на самом деле является Церковь Христова: равнодушия к Истине Христовой или абсолютной необходимости взять свой крест, чтобы истинно следовать за Христом, - путь, которым всегда шла настоящая Церковь Христова. Большинство людей рассматривает Церковь как человеческий институт, который можно изменять или приспосабливать к изменяющимся обстоятельствам по мере необходимости.

Традиционная, святоотеческая и истинно Православная Церковь - это на самом деле живой организм, состоящий из Бога, Святого Духа, а также человека. Этот брак Бога и людей является новым духовным и физическим организмом, который Бог создал сошествием Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Святая Христова Церковь есть брак Бога и человека, где Христос - жених, а человек - невеста.

Таким образом, настоящая Церковь Христова, Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, имеет Самого Иисуса Христа Главой Церкви. Он всегда с нами, как Он и обещал, защищая и наставляя Свою Святую Церковь Духом Святым. Этой Церкви Он обещал абсолютную непобедимость, даже против врат ада.

Поскольку врата ада поглощают теперь почти весь мир, мы, как православные христиане, должны более чем когда-либо дорожить словами Христа: «Смотрите, чтобы кто не прельстил вас. (Мф. 24:5б) Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24:24) (Смотри также Мк 13:5-22).

Как православные христиане мы никогда не должны забывать, что Святая Православная Церковь не наша, чтобы вести переговоры или идти на компромисс с кем-либо. Ею руководит Святой Дух, Который исходит от Бога Отца. Это Дух Истины, и Он не потерпит никакого компромисса с ложью или искажением Истины. Как только ложь, искажения или компромиссы сознательно принимаются, Святой Дух покидает тех, кто их принял.

Христос уже победил сатану и ад. Ему дана вся власть на небе и на земле. Сатана бессилен что-либо сделать без разрешения Христа. Нам не нужно беспокоиться о спасении Церкви от ее врагов или от исчезновения. Христос уже сделал это, и обещание это неизменно.

Нам нужно более всего заботиться о том, чтобы оставаться верными Христу и Его Истине. Никто не может следовать за Христом, если он не отвергнет себя и не возьмет свой крест, чтобы следовать за Христом. Ибо многие будут обмануты и отвращены от Христа и Его Святой Церкви, потому что во многих охладеет Любовь. Апатия и равнодушие к Истине Христовой - вот главная причина, по которой люди могут быть обманутыми и отпасть от истинной Церкви Христовой.

Многие попадают в факсимильные церкви, потому что любят что-то или кого-то больше, чем Христа. Христос сказал, что всякий, кто любит своего отца, или мать, или брата, или сестру, или сына, или дочь больше, чем Его, недостоин Его. Это, конечно, включает также любовь к своей карьере, своим друзьям и обществу, своему образу жизни или даже своей стране больше, чем Христу, и сатана определенно будет использовать это, чтобы отделить вас от Христа.

Отсюда те страшные слова Христа: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф 7:22-23).

Христос также сказал, что к концу времен Его Церковь будет становиться все меньше и меньше. Он даже сказал: «Когда я вернусь, найду ли я веру на земле?» Но Его Святая Церковь обязательно останется, пусть очень малой и гонимой, но полной Истинной Веры, чтобы приветствовать Его, когда Он вернется под трубные звуки и в окружении славы бесчисленных Ангелов.

Христос сказал в Ветхом Завете: «Жизнь и смерть предложил Я вам… изберите Жизнь». (Второзаконие 30:19б) Теперь, в том же духе Он предлагает нам Жизнь, которая есть Истина Христова, или смерть, которая есть обман и коварство сатаны. Выберем же Жизнь в Истине Христовой. Истину Христову выбрала Русская Зарубежная Церковь и Архиерейский Собор в Сан-Франциско в мае 2006 года, отвергнув тогда унию именно потому, что она не была «на основании Истины Христовой».

Истинная Русская Православная Церковь Заграницей остается такой, какой она была. Она продолжает по-прежнему служить только Христу Богу, а не сильным мира сего. В мае 2007 года почти три четверти членов Церкви были втянуты в неканонический и незаконный союз с церковью, руководство которой служит только гражданским властям и до сих пор преследует Русскую Православную Церковь, будь то за границей или в России.

Эта статья написана в ответ на многочисленные просьбы о фактическом историческом изложении, основанном на документах и свидетельствах очевидцев. Это было написано не для тех, кто уже определился и их устраивает вступление в МП.

Это было написано для тех, чья совесть не в ладах с союзом с МП и кому достаточно важно знать правду о том, что и как произошло. Многие в 2007 году считали, что уния с МП была поспешной и осуществленной под давлением, что это было больше похоже на враждебный захват, чем на волю Божию и не с согласия и благословения Русской Зарубежной Церкви. Они правы.

Кое-кто до сих пор сомневается и даже сожалеет о том, что был охвачен оптимизмом по поводу объединения Русской Православной Церкви в том виде, в каком оно было представлено в 2007 году. У некоторых наступает раскаяние покупателя, когда они видят плоды этого поглощения. Эти люди должны знать, что Истинная Русская Православная Церковь Заграницей все еще здесь и, хотя и намного меньше по численности, тем не менее по-прежнему верна Христу и Своей зарубежной миссии.

Это та Церковь, которую они оставили, чтобы присоединиться к МП, и эта Церковь ждет и молится об их возвращении. Нет большей радости, чем когда душа возвращается в стадо Христово.

Единственный способ помочь России - это восстановить Церковь в России - Истинную Русскую Православную Церковь Патриарха Тихона.

Нынешняя МП - это определённо не Русская Православная Церковь, а ложная церковь, созданная большевистской безбожной властью для уничтожения настоящей Русской Православной Церкви и замены ее. Слова Христа, сказанные Им фарисеям, в полной мере относятся к ним и сейчас: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Ибо вы затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». (Мф 23:13б)

Русская Православная Церковь Заграницей по-прежнему является Светочом для мира, потому что тьма не может уничтожить Свет. Ложь, коррупцию и лицемерие нельзя победить, присоединившись к ним. Христос уже победил их Своей крестной смертью и славным Воскресением. Чтобы рассеять ложь и лицемерие князя мира сего, мы должны отвергнуться себя, взять свой Крест и следовать за Христом.

Таков тернистый и узкий путь, по которому идет истинная Русская Православная Церковь Заграницей, и она призывает всех своих верных членов, а также уведённых и заблудших твердо стоять со Христом в Его Истине. Спасение только в Истине Христовой.

---------------
Что я могу сказать на это? Тут и в самом деле путь любого «осколка» РПЦЗ, в том числе «Зарубежного округа», и в самом деле оказывается узким и тернистым. И приводит этот путь к маргинализации. Судите сами: когда-то была большая дореволюционная Русская Православная Церковь (она же Православная Российская Церковь). После революции часть клира и паствы пока ещё единой Церкви (несколько миллионов человек) бежали за границу. В 1922 году произошёл обновленческий раскол. В 1925 году - григорианский раскол. В 1927 году произошло разделение: от «истинной Церкви» (по версии самой «истинной Церкви») отделились сторонники митрополита Сергия (Страгородского), «евлогиане» и Северо-Американский митрополичий округ. В 1940-е годы значительная часть клира и паствы РПЦЗ перешла в Московский Патриархат, а многим оставшимся пришлось бежать в западные страны, правда, клир и паства РПЦЗ пополнилась эмигрантами второй волны. После этого процесс маргинализации и численного уменьшения РПЦЗ продолжился. Лишь в начале 1990-х РПЦЗ смогла численно пополниться благодаря потоку трудовых мигрантов и открытию своих приходов на территории бывшего СССР, но уже в 1994 году значительная их часть была потеряна с уходом Валентина (Русанцова) и его сторонников. В 2001 году от РПЦЗ отделилась РПЦЗ(В). В 2007 году три четверти клира и паствы, как указывается в процитированной статье, перешли в Московский Патриархат. Остались те, кто последовал за епископом Агафангелом (Пашковским). Но в 2014 году от него ушли ряд приходов, недовольных его антирусской риторикой, а в 2015 году уже те, кто впоследствии сформировал «зарубежный округ», обособились в самостоятельную юрисдикцию. Малость их юрисдикции была в какой-то степени компенсирована объединением с епархией Стефана (Сабельника) в 2017 году и установлением евхаристического общения с СПИЦ в 2020 году.

Конечно же, я излагаю уже всем известные вещи. Но именно такова «своя зарубежная миссия», верность которой в «Зарубежном округе» декларируется наравне с верностью Христу. Но достаточно сравнить поместную Русскую Церковь образца 1917 года с нынешним «Зарубежным округом», пусть и имеющим общение с СПИЦ и Софронием (Мусиенко), и станет ясно, что путь, проложенный ещё в старой РПЦЗ и продолженный в её «осколках», ведёт к умалению и в конце концов исчезновению этих «осколков». Повторюсь, «Зарубежный округ» - совсем не то же самое, что Русская церковь при Патриархе Тихоне. И не случайно они призывают «восстановить Церковь в России - Истинную Русскую Православную Церковь Патриарха Тихона». Стоит отметить, что маргинализации, по крайней мере в русском зарубежье, можно было бы избежать, если бы руководство РПЦЗ с самого начала не пыталось жёстко объединить вокруг себя абсолютно всю русскую эмиграцию, навязывая при этом право-монархическую идеологию с примесью черносотенства. Но всё пошло так, как пошло. Данная идеология сначала маргинализировала РПЦЗ, рассорив её со всем остальным миром, а потом и вовсе привела к расколу на сторонников урегулирования канонического положения и сторонников прежнего изоляционистско-маргинализирующего пути. Хоть путей было и 2, но это не привело к появлению двух РПЦЗ. РПЦЗ, как и раньше, осталась одна, но при этом появилось множество «осколков», каждый из которых претендовал на то, что он и есть истинная РПЦЗ. В процитированной статье ничего не сказано, как среди этих «осколков» найти истинный. Видимо, каждый должен выбирать по своему вкусу, правда, без надежды иметь евхаристическое общение с прихожанами и клириками других «осколков».

Когда-то в самом начале христианства апостолов было совсем немного: 12 ближайших учеников Христа и ещё апостолы от 70-ти. Но им и их последователям удалось в конечном итоге изменить весь мир. Они не боялись идти на контакт с кем угодно. И хотя апостол Павел сказал: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10), но ведь первое и второе вразумление было, а значит, апостолы не запирались внутри себя, они готовы были идти на контакт с кем угодно, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Так было при апостолах, но в современном православии всё не так. Увы, но современные православные слишком любят терзать друг друга. Тут можно вспомнить и разногласия Московского и Константинопольского патриархатов, каждый из которых преследует свой интерес, но не интересы православия как такового. Эта же болезнь пронизывает и «истинное православие», где нет никакого единства между объединениями ревнителей, вроде бы ратующими за общее для них неприятие экуменизма. Но разве так вели себя апостолы? Да, они активно спорили между собой, но им и в голову не приходило разрывать общение между собой. Они активно шли в синагоги и проповедовали там, не считая для себя опасным быть рядом с иудеями. Затем они шли к язычникам, отнюдь не рассматривая их как угрозу себе. И даже против языческого римского государства они не пытались выступать, а пытались, насколько это возможно, подружиться с ним. Их оптимизм был настолько велик, что, пожалуй, они непременно попытались бы ликвидировать ложь, коррупцию и лицемерие, «присоединившись к ним», то есть войдя туда, где всё плохо, и попытавшись это исправить. Они были очень настойчивы, и лишь там отрясали прах с ног своих (Мф. 10:14; Мк. 6:11; Лк. 9:5; Деян. 13:51), где их выгоняли. Они были уверены, что истина Христова обязательно просветит всех, что тьма не устроит рядом со светом (Ин. 1:5). У лидеров «Зарубежного округа» не так - хотя в статье и написано, что «тьма не может уничтожить Свет», но фактически там царит пессимизм и убеждение, что тьма при встрече со светом обязательно его поглотит.

Я пишу эту статью не для того, чтобы поупражняться в злословии. У меня нет враждебных чувств по отношению к «Зарубежному округу» и его деятелям. Но мне горько, что «Истина Христова» для очень многих выродилась лишь в консервацию и апологию своего маргинального положения. И что эта апология нуждается и в том, чтобы непременно кого-то внешнего обвинять во всех грехах. В данном случае - Московский Патриархат. Я, конечно же, не хочу сказать, что всё было безупречно у митрополита Сергия (Страгородского) и что всё безупречно в современном Московском Патриархате. Я о том, что нужно уметь друг друга прощать и слышать, а не видеть друг в друге одни только пороки. Да, для обиды есть немало поводов, но нужно быть способным перепутать через свои обиды хотя бы по отношению к единоверцам, а иначе какое это христианство?

багословие, Никита Григорьев, Зарубежный округ, Лавр (Шкурла)

Previous post Next post
Up