Статья о РПЦЗ(В) 2004 года. Часть I

Oct 07, 2021 12:00

К 20-летию образования РПЦЗ(В) осенью 2001 года, републикую статью, написанную Андреем Рюминым ещё в 2004 году.... Читатель вправе упрекнуть автора (а заодно и меня) за ёрнический стиль статьи. Я могу оправдаться лишь тем, что это документ своей эпохи. Что было, то было. Будем надеяться, что со временем историки опишут эти события по-научному беспристрастно.


------------------------
Оговоримся сразу, что мы никем не уполномочены писать этот ответ на активную пропагандистскую деятельность в мiровой сети Интернет, с помощью которой заинтересованные лица не только морочат головы пылким православным неофитам на просторах бывшего СССР, но и возводят хулу на Самою Церковь. Пишем по собственной инициативе, вспоминая слова А. С. Хомякова о том, что каждый христианин, до которого доходят нападки против Церкви и Веры, обязан, без особого на то уполномочия, принимать их в защиту, “ибо у Церкви нет адвокатов”.

Неважно, что нас разделяет “юрисдикционная принадлежность”. Когда в 1998 нами было выражено твердое убеждение в том, что “в наших глазах Церковь едина, раскол между иерархами (но не в среде народа церковного) искусственно поддерживается и подогревается врагами Русского Православия”, мы подверглись резкой критике со стороны профессиональных борцов с “карловацкими раскольниками”. Наши убеждения неизменны, а вот у подобных “борцов” они меняются в зависимости от “линии” начальства. Есть ли у них вообще какие-либо убеждения, Бог весть.

Лукавые тезисы
Итак, усилия пропагандистов РПЦЗ (В) направлены на внедрение следующих нехитрых тезисов в сознание тех духовно одичавших православных пользователей Интернета, которые возомнили, будто жизнь церковная проходит в виртуальном пространстве.

1. Русская Православная Церковь Заграницей, десятки лет стойко хранившая верность “Белой идее”, якобы распалась в 2001 году на РПЦЗ под омофором Митрополита Виталия - РПЦЗ(В) и РПЦЗ под началом Митрополита Лавра - РПЦЗ(Л).

Произошло это потому, что отступники-архиереи в погоне за благами мiра сего сознательно решились на предательство своей Церкви, приготовившись отдать Ее полностью под контроль “Московской патриархии”. Ради этого они учинили бунт против церковной власти, обманом и насилием сместили пожизненного Первоиерарха РПЦЗ старца-Митрополита Виталия (Устинова), исторгнув у него заявление об уходе на покой и лишив его свободы передвижения. Угрозами они стали вымогать у него право перевести на себя всё имущество и средства РПЦЗ.

2. Однако верные друзья Митрополита якобы помогли ему вырваться из плена и уехать из Нью-Йорка в Канаду. Оказавшийся на свободе Митрополит сразу же взял свое заявление назад и вернул себе права Первоиерарха. Тогда Синод митр. Лавра обрушился на него с гонениями при помощи мирских судов и властей, подвергая его заточению в психиатрическую больницу, клевете и даже избиению (со стороны еп. Михаила).

3. Вторично оказавшись на свободе, Митрополит Виталий якобы принялся создавать церковную структуру, которая смогла бы продолжать 80-летние традиции РПЦЗ. Были хиротонисаны три новых епископа - Сергий (Киндяков), Владимир (Целищев) и Варфоломей (Воробьёв).

4. Вскоре вышел указ митрополита Виталия о возвращении первоначального юридического “названия нашей Церкви… - Русская Православная Церковь в Изгнании” - РПЦИ, о том, “что все так называемые “лишения санов”, “запрещения”, “заявления”, “определения” и проч. со стороны захвативших власть в Синоде отступников считаются недействительными”.

Однако двумя неделями позже было опубликовано “Заявление Архиерейского Синода РПЦЗ”, в котором говорилось, что “наша Церковь должна именоваться по-прежнему Русской Православной Церковью Заграницей”, с тем, чтобы подчеркнуть, что Митрополит Виталий никуда не уходил, а уходят от традиций РПЦЗ владыка Лавр и те, кто его поддерживает. Для того, чтобы различать их, предложено было использовать РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В) - РПЦЗ "лавровская" и РПЦЗ "витальевская".

5. “РПЦЗ(Л)”, фактически уже якобы объединившись с “отступнической Московской патриархией”, нашла свой бесславный конец. Но среди епископата, клира и мiрян РПЦЗ нашлось некоторое количество верных, готовых продолжать служение Истине, продолжать оставаться чадами Тела Христова - Его Церкви, чем была РПЦЗ в течение своего 80-тилетнего исповедания Веры Православной. И не важно, сколько верных понесут этот крест - "Не в силе Бог, а в правде".

Уходя, уходи…
Однако даже простое изучение опубликованных самим же окружением Митр. Виталия документов показывает, что никакой “РПЦЗ(В)” нет, как бы этого не хотелось нескольким деловым людям и организаторам-вдохновителям проекта “Альтернативное православие”.

13 июня 2001 г митр. Виталий совершенно законно подал прошение Архиерейскому Синоду РПЦЗ прошение об уходе на покой. Иное дело, что причиной его желания уйти было, как он впоследствии выразился, “отсутствие единомыслия” со всеми прочими членами Архиерейского Синода, которые, будто бы, намеревались вот-вот “соединиться с МП”. Но как бы то ни было, факт добровольного ухода на покой самим митрополитом Виталием никогда не отрицался.

Более того, 18 октября 2001 года, за несколько дней до начала работы Чрезвычайного Архиерейского Собора, который должен был избрать нового Первоиерарха РПЦЗ, - прежний Первоиерарх обратился к мiру и к предстоящему Собору с очередным заявлением, в котором, в частности, говорилось: “Я считаю себя законным наследником всех предыдущих митрополитов нашей Святой Зарубежной Церкви: первого, Митрополита Антония, потом Митрополита Анастасия, и, наконец, Митрополита Филарета. Я являюсь четвёртым Митрополитом нашей Русской Православной Зарубежной Церкви и до последнего времени, с Божьей помощью, я продолжал вести сей святой корабль прямым путем по грозным волнам житейского моря, избегая подводные скалы, внезапные мели и глубокие ямы, всасывающие корабли на дно морское.

К сожалению настало судьбоносное время, когда я понял и оценил тот печальный факт, что между мною и другими архиереями нашего Синода больше нет единомыслия и единодушия. Это я им сказал на прошлом Синоде, когда после начала первого заседания я огорчённый, полностью оценив свое одиночество среди других архиереев, ушёл с собрания. На основании этого и только этого, я согласился уйти на покой и буду считаться Митрополитом Русской Православной Зарубежной Церкви на покое (выделено автором статьи). В этой Церкви я родился, был крещён и умру, когда придёт время”.

Здесь память несколько изменила престарелому Митрополиту - он появился на свет в 1910-м году, и, значит, был крещен в Православной Российской Церкви, за 10 с лишним лет до возникновения Церкви Зарубежной. Но, как бы то ни было, Митрополит Виталий сознавал, что уходит (собственно - уже ушел) на покой, и все его действия следует рассматривать в свете именно этого обстоятельства.

* * *
Справка: в соответствии с пар. 8 и 33 Положения о РПЦЗ Первоиерарх избирается Собором Архиереев пожизненно. Однако пар. 14 того же положения предусматривает, в случае ухода Первоиерарха на покой, избрание ему преемника Чрезвычайным Собором. Так, например, произошло в середине 60-х годов, когда на место старца-Митрополита Анастасия был избран Митрополит Филарет (в те дни - младший по хиротонии епископ)

* * *



Основатели РПЦИ 'епископы' Сергий и Варфоломей с основателем 'Церкви Иоанна Богослова', именующим себя 'о. Олег Моленко'.

Итак, в полном согласии с Положением о Русской Зарубежной Церкви прошение было принято - и через пять дней после подписания Митрополитом Виталием процитированного нами заявления, был созван Чрезвычайный Собор, на котором был избран новый Митрополит. Владыка Виталий даже поздравил избранника, пожелал ему всяческих успехов, но потом разобиделся на то, что Синод уволил его “келейницу”-секретаршу, и со скандалом отбыл в Мансонвилль.

Покинул он здание Синода после встречи с группой лиц, среди которых была его изгнанная (скажем сразу же - весьма неразумно, со мстительной и злобной поспешностью) “келейница”-секретарша Л.Д. Роснянская, редактор интернет-узла “Мысли о России” Петр Николаевич Будзилович и, - что значительно менее известно, - зять печально знаменитого гр. Граббе, протоиерей Владимир Шишков, незадолго до этих драматических событий перешедший в группировку суздальских раскольников “РПАЦ”. На его автомобиле Митрополит Виталий покинул Нью-Йорк и, по пути в Канаду, заехал отдохнуть в дом о. протоиерея, где тогда, по “случайному стечению обстоятельств”, находился глава “РПАЦ” - печально знаменитый Валентин Русанцов.

Так или иначе, разгневанный Митрополит Виталий прибыл в свою канадскую резиденцию, где и подписал знаменитое “Чрезвычайное Заявление” (знающие люди в Канаде утверждают, что составил его о. Олег Целищев (он же “епископ Владимир”) о самочинном возвращении себе звания Первоиерерха. Надо ли говорить, что ничего подобного Положением о РПЦЗ не предусматривалось. Ведь, с ведома и согласия ушедшего на покой митрополита Виталия Чрезвычайным Собором уже был избран новый митрополит!..

Бойцы "духовных рукопашных" гибнут за металл…

Можно (и нужно) сколько угодно сочувствовать властному, избалованному и капризному старику-архиерею, впавшему в немощи, и потому обобранному ловкими людишками. Несомненно омерзителен и преступен С.В. Донсков (он же - “епископ Михаил”), пытавшийся грубой силой “переключить на себя денежные потоки”, то бишь любой ценой завладеть Церковным имуществом, которое по властолюбию записывал на свое имя Митрополит Виталий - недвижимостью и суммами всех епархиальных отчислений в Синод РПЦЗ.

Когда старец-митрополит стал “скорбен главою”, за эти деньги и за зарегистрированное на его имя Церковное имущество началась битва не на жизнь, а на смерть. Так что причина “кризиса РПЦЗ” отнюдь не в сложностях ее взаимоотношений с Московским Париархатом - это только предлог, и в этом-то и состоит главная грязная тайна всей этой истории. Наднациональному финансовому директорату, который зачастую несколько расплывчато-романтически именуется “мiровой закулисой”, понадобилось удушить Русскую Зарубежную Церковь физически, лишив Ее средств к существованию.

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что сторонники митр. Лавра тоже не всегда вели себя достойно. Достаточно вспомнить грубое, хамское поведение еп. Михаила (Донскова), доведшего дело чуть ли не до драки. Его, однако, можно по-человечески понять: он разбазарил (иные говорят - растратил) за краткое время своего управления в Канаде более 4,5 миллионов канадских долларов, - и ему надо было как можно скорее покрыть дефицит. Зарубежный Синод при этом удовлетворился лишь удалением еп. Михаила (Донскова) из Канады, но не снял с него панагию, не уволил (хотя бы на покой), даже не принес извинений уж какому ни на есть, но маститому старцу - пребывающему на покое Митрополиту Виталию (потерпевшему, впрочем, от собственного ставленника, от своей же “правой руки”).

Разумеется, если бы это извинение имело место, а Донсков был бы лишен архиерейства - создание “РПЦЗ (В)” было бы делом более затруднительным. Но - Господь не благословил, и у РПЦЗ появилась “рукотворная альтернатива” в образе “Церкви в Изгнании”, точно так же, как несколькими годами ранее появилась так называемая “Российская Православная Автономная Церковь - “альтернатива” Церкви в Отечестве. Обе эти организации - часть единой спецоперации. А то, что в такой операции, как это обыкновенно бывает, на поверхности снуют всякого рода невинно заблуждающиеся церковные непоседы, мелкие жулики, мятежные психопаты, гордецы и тому подобные слабые и страстные (т.е. такие же, как и все мы), неключимые и нерадивые рабы Божии - так в этом нет ничего удивительного.

Удивительнее другое - “РПЦЗ(В)” на глазах разваливается. Если митр. Виталий, которому исполнилось 94 года, отойдет в лучший мир - его преемником будет скорее всего “избран” спившийся с круга 70-летний архимандрит Сергий Киндяков (он же - “еп. Восточно-Канадский и Монреальский”), находящийся под абсолютным контролем своих собутыльников. Тогда “РПЦЗ(В)” рассыплется на мельчайшие частички, поскольку перестанет существовать скрепляющий ее немногочисленных искренних сторонников (а таковые, конечно, существуют) ностальгический сантимент. Однако можно не сомневаться, что закулисные кураторы проекта “РПЦЗ(В)” сделают все, что от них зависит, чтобы хоть как то скрепить эту жалкую, но полезную в общем русофобском стратегическом замысле “альтернативу”.

Вот перед нами список на одну страницу, гордо озаглавленный “Состав Русской Православной Церкви Заграницей под омофором митрополита Виталия [РПЦЗ (В)]. Взят он с официального Интернет-узла рекомой “РПЦЗ(В)”.

При этом немногие - даже среди ее последователей - знают, что юридически такой Церкви вовсе не существует! Зато есть официально зарегистрированная в США и Канаде новая “церковная корпорация "Русская Православная Церковь в Изгнании"”, причем зафиксированные в регистрационных документах фамилии учредителей сильно отличаются от фамилий, указанных в “списке личного состава”. Кстати, около года тому назад “еп. Сергий” Киндяков зарегистрировал в провинции Квебек еще одну религиозную бесприбыльную корпорацию: “Русская Православная Церковь Святого Серафима Саровского”. Президентом-“Первоиерархом” этой конторы является он сам, секретарем - его родная сестра, а казначеем - их общая приятельница. Эта-то кампания и называет себя устами писателя Черкасова не иначе, как “последним Лейб-Гвардии Господним полком, редеющим в духовных рукопашных предантихристовых времен”. Изрядно сказано...

Итак, ежели внимательно прочитать предлагаемый самими “изгнанниками” список приходов, можно легко увидеть, что таковых реально в Канаде всего три, при том, что именно в Канаде-то и находится их центр и, соответственно, основная масса изгнанников. В США таких приходов - четыре. Все остальное - это нечто вроде Елизаветъ Воробей из списка, который Собакевич подсунул Чичикову.

Монастырь в списке один (в Калифорнии). Да и то… Мансонвилль можно, разумеется, назвать монастырем (ибо в основе своей - это Преображенский скит) но при отсутствии там монашествующих, сами изгнанники предпочитают именовать его резиденцией Митрополита Виталия. Успенский скит в Альберте - то же самое: это безлюдный “приход” о. Андрея Кензиса. Храмов как таковых, т.е. церковных зданий, в Канаде всего 4-5, в США - 3-4. Все названное (за исключением домовой церкви в особнячке П.Н Будзиловича) явочным порядком отторгнуто от Синода РПЦЗ, Братства Преп. Иова, Западно-Американской и Канадской Епархий РПЦЗ, и потому частично находится под судом. Это у них называется: “лавровский синод судит пожизненного Первоиерарха Владыку митрополита Виталия” и “пытается отобрать имущество митрополита”.

“Гонимые" сестрицы-миллионерши

Вот пример такого “преследования”.

В Калифорнии недавно завершился внесудебным “полюбовным” соглашением имущественный процесс между РПЦЗ (Зап.-Американская епархия) и независимой корпорацией “Богородице-Владимирский Монастырь”. Некогда этот монастырь был весьма известен. Его настоятельница Иг. Ариадна была духовной дочерью Святителя Иоанна Шанхайского. После ее блаженной кончины в монастыре начались нестроения, произошла массовая смена (точнее - отток) насельниц, и… каким-то образом была произведена продажа/сдача в аренду намоленного, исконного монастырского здания в Сан-Франциско - под предлогом, что район, где он располагался, “стал криминальным”, что было не вполне верно.

Однако вмешиваться никто не стал. Вслед за этим были куплены пустынные земли в одном из самых прекрасных мест на берегу залива. Далее была организована блестящая афера: совет директоров корпорации заявил, что намерен построить на принадлежащих ему землях церковь, новое помещение для сестер (их было тогда девять душ) и странноприимницу.

Однако, даже получив на это разрешение местных властей, сестрицы не стали приступать к строительству, а продали столь милый их сердцам участок за $3,500.000, что в пять раз превысило его первоначальную стоимость (они купили его за $700,000 в 1996 г., а в 2000-м совершили свою успешную сделку). Вскоре выяснилось, что вместе с доходом от двухэтапной земельной спекуляции сестрицы каким-то образом оказались еще владелицами капиталов и недвижимости (2000 акров драгоценной земли в Северной Калифорнии) на сумму более $30,000.000 (!?). При этом “делиться” со своим епархиальным начальством они не хотели, а абсолютная независимость “корпорации”, которую сестрицы предусмотрительно зарегистрировали под присмотром опытных адвокатов, оставляла их правящему архиерею мало простора для маневров.

Разумеется, о возведении каких-либо дорогостоящих златоглавых храмов, что, будто бы, намеревались сделать прежде, они и не заикались более. Им было уже не до монастыря. Потом начались нынешние нестроения, а на место скончавшегося престарелого владыки Антония Западно-Американского был поставлен молодой уроженец Сан-Франциско владыка Кирилл. Он стал помаленьку требовать от сестриц отчетов, ревизий, и даже иерархического подчинения. Тогда инокини объявили о своем переходе под омофор “гонимого” митрополита Виталия.

Начался судебный процесс, суть которого состояла в том, что монастырь (будь он хоть трижды “корпорацией”) есть, по Положению о РПЦЗ, ее неотъемлемая часть и проч., и проч. Синод вынужден был потратить на это очевидное, казалось бы, дело чуть ли не все свои ресурсы, при этом оказавшись под огнем критики за то, что якобы “пытается лишить старух-инокинь нажитого потом и молитвой имущества и религиозной свободы”.

Именно в связи с этим процессом и был недавно тайно вывезен и спрятан Митр. Виталий, которого правоохранительные органы США намеревались пригласить для т.н. “deposition”, а проще говоря, на допрос. Адвокат “гонимых сестриц” дал понять своим клиентам, что подобная беседа закончится для них плачевно. Во-первых, станет ясно состояние здоровья митрополита. Во-вторых, митрополит постоянно повторяет одну и ту же фразу: “Я - митрополит Русской Зарубежной Церкви на покое”. Произнеси он эти роковые слова публично, под аудио- и видеозапись - и все планы “архитекторов” РПЦЗ (В) рухнут!

Судья, ведущий процесс, видимо, прекрасно понял, что к чему. Он призвал представителя “гонимых сестриц” и спросил: хотят ли они, чтобы во имя религиозной свободы им оставили их возлюбленный монастырь, о чем они постоянно твердили сочувствующей англо- и русскоязычной прессе, а ничтожное движимое и недвижимое мiрское имущество - возвратили РПЦЗ? Ведь оно, что ни говори, а все же Церковное? Нет!! - воскликнул представитель.

Но, быть может, спросил судья, РПЦЗ со своей стороны согласится получить монастырь, но дать старушкам (коих общим числом трое, все весьма почтенного возраста) дожить в нем? И у представителя РПЦЗ хватило ума сказать - да, согласны. Тогда судья обратился к “гонимым” и предложил передать РПЦЗ хоть что-нибудь из спорного имущества. Со скрипом “гонимые” согласились продать половину одного из доходных домов, принадлежащих их “корпорации” в Сан-Франциско. Цена же этой самой половины должна составить, ни много, ни мало, полтора миллиона долларов.

Теперь, после столь длинного пересказа истории “преследований шкурловцами старых монахинь”, становится ясна подоплека шумихи, которую подняли “изгнанники”. Действительно, стыд и срам! Забрали 1,5 миллионов долларов у “бедных монахинь...”

Забавно, что в своем заявлении для прессы адвокаты, нанятые “изгнанниками” (Michael Bassi, Frank Sommers, Richard Shearer) сами признают, что “Митрополит Виталий Устинов... оставил РПЦЗ в октябре 2001 г. и уехал в Мансонвилль, Канада, где основал “Русскую Православную Церковь в Изгнании”, РПЦИ. Митрополит Виталий является Митрополитом РПЦИ. Теперешним Митрополитом РПЦЗ является Митрополит Лавр, сменивший Митрополита Виталия в 2001 г.”.

Причины этого странного, на первый взгляд, “недочета” понятны. Можно сколько угодно сотрясать пространство лирическими заявлениями о том, что “митрополит никуда не уходил, а это от него откололись предатели”. Но когда дело слушается в суде и “независимая корпорация” отстаивает свое право на уход вместе со “своим” имуществом из “прежней Церкви” в новую - разумеется, во имя религиозной свободы - то заявлять, что эта новая церковь и есть “та же самая”, просто глупо. Судья может резонно поинтересоваться: позвольте, куда же вы в таком случае уходите, и в чем тогда смысл судебного разбирательства?

Андрей Ломов, Пётр Будзилович, Людмила Роснянская, РПЦЗ(В), Андрей Кензис, Сергий (Киндяков), Владимир (Целищев), Варфоломей (Воробьёв), Андрей Рюмин, Владимир Черкасов-Георгиевский, Владимир Шишков

Previous post Next post
Up