Протокол Архиерейского совещания Зарубежного округа РПЦЗ(АСА). Орфография подлинника сохранена. Совещание проходило по телефону. 8-е и 20-е июля 2020 г.
Повестка совещания:
1. Доклад Архиеп. Андроника
2. Доклад Еп. Андрея
3. Церковная жизнь в настоящее трудное время
4. Празднование 100-летия РПЦЗ
5. Прочие вопросы
Доклад Вл. Андроника [Котлярова].
Недавно Владыка рукоположил в диакона Григория Аксельрода, для храма преп. Сергия в Валлей-Коттедж. После рукоположения в монастыре Св. Новомучеников Российских в Моунтен-Вью диакон о. Григорий совершил 40 литургий, сослужа Вл. Андронику.
Готовится рукоположение в священный сан о. диакона Тимофея Клейдера, который будет совершать своё служение в штате Флорида.
Был принят через хиротесию свящ. Константин из Румынской новокалендарной церкви. В настоящее время о. Константин должен будет выехать в Румынию, так как оканчивается срок действия его иммиграционной визы.
Доклад Вл. Андрея [Ерастова]
Из-за карантина церковная жизнь в Австралии затруднена. Еп. Андрей не может посещать свои приходы в Брисбене и Сиднее, т. к. границы между штатами закрыты. В Мельбурне в церкви не было служб с середины Вел. Поста. Службы проводятся в монастыре Св. Феогния, но из-за карантина прихожанам нелегко приезжать на службы. Полиция устраивает облавы на дорогах и штрафует нарушающих карантин.
В Сиднее о. Даниил Лаптев обслуживает два наших прихода: Арх. Михаила и Казанской Божией Матери. В Брисбене в храме Владимирской Божией Матери прихожане служат мирским чином. О. Пётр Фомин совершает службы в своем домовом храме в 2 часах езды от Брисбена.
В монастыре Св. Феогния начали строить небольшой храм (50 кв. м.).
Церковная жизнь в обстановке коронавирусного кризиса.
В это трудное время прихожане ждут от своих пастырей слова утешения, участия и поддержки. Но что требуется от епископов в первую очередь - это руководство. Епископы поставлены, чтобы быть руководителями, как говорится в молитве хиротонии. Нужно составить послание от лица нашего Архиерейского собора по поводу нынешнего кризиса, в котором изложить наш взгляд на происходящие в мире события.
О. Никита Григорьев из-за перекрытия Канадской границы не может служить в своём приходе в Торонто (его заменяет там другой священник), но он раз в неделю организует встречи со своими прихожанами через Zoom. Во время этих встреч он объясняет им порядок богослужения и отвечает на их вопросы. Такое общение очень благотворно, оно укрепляет связь между пастырем и приходом.
В связи с эпидемией коронавируса некоторые прихожане перестали посещать богослужения из страха заразиться в храме. Таким образом, люди чувствуют себя безопаснее в своём собственном доме, чем в доме Божием. Это свидетельствует о недостатке веры.
Некоторые смущаются из-за способа причащения одной лжицей; также смущает и то, что запивку принимают несколько человек из одного стаканчика.
Пастыри должны убеждать своих прихожан, что такой страх не основан на реальных фактах. Не было ещё случая, чтобы кто-нибудь заболел от причащения Св. Таин. Можно указать, что священник после всех прихожан потребляет чашу, и не было случаев, чтобы кто-либо заразился.
Священник должен напоминать прихожанам, что они причащаются Тела Христова. Невозможно помыслить, что от причащения Тела и Крови Христовых можно получить какой-нибудь вред. Подобный страх происходит от недостатка веры. Священник должен возвышать прихожан примером своей веры, стараться передать свою веру пастве.
Мы не должны ничего менять в нашей церковной практике, потому что любое, даже незначительное, изменение (как например, одноразовые стаканчики для запивки) будет сдачей позиций, проявлением маловерия. С другой стороны, мы должны быть терпеливы по отношению к немощным в вере, но сами мы не можем идти ни на какие компромиссы.
По поводу целования икон и креста: когда мы протираем стекло киота у иконы, мы это делаем, не потому что боимся заразиться от иконы, а из благоговения перед иконой. Это наше служение тому святому, который изображен на иконе. То есть мы протираем икону не для себя, а для святого, изображенного на иконе.
Указы властей в отношении Церкови делают церковную жизнь затруднительной и даже невозможной. Например, в Мельбурне закрыты все церкви даже для частной молитвы. В штате Онтарио недавно власти издали указ запрещающий давать причащение, пение в храме, совместные трапезы и т.п.
Причащение Св. Таин - это центр нашей церковной жизни. Без пения также немыслимо наше богослужение. Мы открыто заявляем, что не соглашаемся с такими действиями властей, мы не признаем подобные указы и считаем их преследованием Церкви. Становится уже реальностью переход на катакомбное существование.
Подготовка празднования 100-летней годовщины основания РПЦЗ.
Хотя нынешние обстоятельства могут помешать нам совершить празднование с должной торжественностью, но мы по силе возможности продолжим работу над подготовкой этого важного церковного события.
Уже пишется юбилейная икона, идёт работа над брошюрой о истории РПЦЗ. Предложено сделать фильм, в котором заснять интервью с людьми, которые имели возможность встречаться с архиереями РПЦЗ и другими замечательными людьми. Этот фильм можно будет показать на празднике.
Нужно начать ставить на наших веб-сайтах материалы по истории РПЦЗ. Это уже делается на веб-сайте Св. Троицкого прихода в Астории.
http://www.astoriaholytrinity.org/ Наши прихожане часто не знают хорошо историю своей Церкви и недостаточно ценят ее значение. Прихожане РПЦЗ в прошлом очень дорожили своей церковью и гордились ей. Сейчас это уже не так. Причина в том, что предательство иерархов в 2007 г., а также неурядицы и расколы последующих лет произвели разочарование и усталость. Многие даже оставили РПЦЗ и перешли в другие поместные церкви.
100-летний юбилей РПЦЗ - это прекрасная возможность напомнить нашим прихожанам, какое духовное сокровище мы имеем в нашей Церкви. Нужно пробудить среди наших прихожан любовь к своей Церкви. Нужно пробудить у них сознание, что несмотря на наши малые силы мы несём ответственность за нашу Церковь.
Наши переговоры с Сербской ИПЦ.
Все сейчас понимают, что мы вошли в критический для Церкви период. В настоящий момент становится особенно важно иметь общение с единомышленниками. Потому было бы очень хорошо, чтобы наши переговоры с Сербскими архиереями увенчались успехом. Перед лицом общей угрозы нужно забыть второстепенные препятствия, и вступить в общение на основе нашей общей позиции против наступления антихристовой власти.
ссылка --------------------------------
Я, разумеется, не могу не написать свой комментарий. Несмотря на 2 новых рукоположения и принятие священника из Румынской православной церкви, общее настроение документа весьма пессимистичное. Пополнение клира неспособно остановить упадок «Зарубежного округа», и это пишут не их враги, а они сами!
Особо отмечается, что «некоторые прихожане перестали посещать богослужения из страха заразиться в храме" и "некоторые смущаются из-за способа причащения одной лжицей; также смущает и то, что запивку принимают несколько человек из одного стаканчика». Борясь с этим, «священник должен напоминать прихожанам, что они причащаются Тела Христова. Невозможно помыслить, что от причащения Тела и Крови Христовых можно получить какой-нибудь вред. Подобный страх происходит от недостатка веры. Священник должен возвышать прихожан примером своей веры, стараться передать свою веру пастве». Всё это много раз говорилось и клириками Московского патриархата в самом начале пандемии, причём очень патетично. Но массовые смерти духовенства от новой болезни остудили большинство горячих голов. И только Сергий (Романов) кричит о том, что никакого коронавируса нет. Конечно, когда говорят, что «от Причастия нельзя заразиться», это звучит очень благочестиво. Но всё же в этой логике есть и немалый изъян. Заключается он в том, что те, кто так говорит, как бы приказывают Богу всегда и при любых условиях освящать Дары. И никакие, даже самые мерзкие прегрешения не должны быть этому препятствием. Но разве прилично для христианина приказывать Богу? И вообще, раз Святые Дары благодатны всегда, несмотря ни на что, зачем же вы уходили из РПЦЗ в 2007 году, а затем и от Агафангела в 2015 году?
Далее говорится: «мы не должны ничего менять в нашей церковной практике, потому что любое, даже незначительное, изменение (как например, одноразовые стаканчики для запивки) будет сдачей позиций, проявлением маловерия». Неправда! Церковь Христова - это живой организм, а не забальзамированный труп. Достаточно даже беглого взгляда на церковную архитектуру, живопись, музыку, философию, чтобы понять, что всё это с течением веков менялось и менялось очень значительно. И это не являлось никакой «сдачей позиций». Это естественное развитие Церкви в истории. Да, в Боге нет и тени перемены, но Церковь - это богочеловеческий организм, а человеческое общество меняется постоянно, а значит, будет меняться и Церковь. И этого не надо бояться, потому что Сам Бог сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20).
Далее говорится: «Мы открыто заявляем, что не соглашаемся с такими действиями властей, мы не признаем подобные указы и считаем их преследованием Церкви. Становится уже реальностью переход на катакомбное существование.» Когда я прочитал эти слова, мне вспомнилось то, что некогда писал Евгений Магеровский о причинах своего ухода из РПЦЗ в 2007 году. Для него едва ли не основной причиной было то, что через объединение РПЦЗ с Московским Патриархатом безбожные российские власти смогут распространять своё влияние на США (между советскими и постсоветскими властями он особой разницы не делал). И вот теперь их «преследует» та власть, которую они пытались защитить от «руки Москвы». За что боролись, на то и напоролись!
Этот момент мне особенно интересен: «Наши прихожане часто не знают хорошо историю своей Церкви и недостаточно ценят ее значение. Прихожане РПЦЗ в прошлом очень дорожили своей церковью и гордились ей. Сейчас это уже не так. Причина в том, что предательство иерархов в 2007 г., а также неурядицы и расколы последующих лет произвели разочарование и усталость. Многие даже оставили РПЦЗ и перешли в другие поместные церкви». Тут не поясняется, что имеется в виду под «другими поместными церквями»: это различные старостильные юрисдикции или официальные поместные церкви. Но в любом случае ясно, что идеология «осколков РПЦЗ» теряет свою притягательность даже для самих прихожан этих «осколков». «Истинное православие» русской традиции зашло в тупик. Это признают и они сами, когда пишут: «мы вошли в критический для Церкви период».