Судьба "истинного православия" на примере одного сайта.

Jul 09, 2020 22:21

Есть в Нидерландах город Арнем. А в городе Арнем есть приход Покрова Пресвятой Богородицы. Кстати, именно там с 1993 по 2013 год настоятельствовал скандально известный протоиерей Николай Семёнов, продавший действовавший православный храм мусульманам под снос. Впрочем, я сейчас не об этом, а о том, как этот приход позиционирует себя на своём официальном сайте https://orthodox-arnhem.nl.

Предлагаю читателям этого блога открыть этот сайт и попытаться ответить на вопрос: сколько времени вам понадобится для определения юрисдикционной принадлежности этого прихода? Я задал этот вопрос не просто так. Я просто хочу понять для себя - что может дать "истинное православие" православию как таковому? В 1990-е и 2000-е (причём, 2000-е я застал лично) в публикациях "истинно-православных" был очень заметен пафос противостояния "официальному" православию, пафос хранения некоей истины, которая "официальная" церковь утратила. И это делалось в крайне резкой форме и, очень часто, с переходом на личности. Но где то с середины 2000-х годов пафос противостояния "апостасийной Московской патриархии" сменился внутренними разладами "истинно-православных" между собой... Теперь они уже были готовы забыть даже про само существование Московского Патриархата, так сильно им хотелось досадить друг другу. А ещё через 10 лет наметилась другая тенденция: "истинно-православные", которые уже, кажется, исчерпали весь запас оскорблений в отношении друг друга, стали как то замолкать... И напротив, в "отступнической Московской патриархии" стало набирать обороты обсуждения, в первую очередь мирянами, самых сложных и животрепещущих вопросов. И по сравнению с этими обсуждениями шаблонные обвинения в "сергианстве" и "экуменизме" стали звучать как то уж совсем несерьёзно.

И в этих условиях кто-то из "истинно-православных" вернулся в Московский патриархат, кто-то вообще оставил служение в священном сане, но большинство, кажется, решили просто тихо мимикрировать под Московский Патриархат. Вот и на главной странице официального сайта прихода в Арнеме нет никаких упоминаний о том, что он не является частью Московского Патриархата и не признаёт последней. Нет такой информации и на других страницах сайта за исключением двух, объединённых в колонку РПЦЗ(В): "К 60-летию православного прихода в Арнеме" и "Материалы к прославлению святителей Антония, Анастасия, Филарета и Виталия". Оба этих текста достаточно большие и только в конце каждого из них содержится информация, позволяющая сделать вывод, что это не приход Московского Патриархата.

В первом тексте те посетители сайта, кто всё же осилят эту страницу полностью, смогут прочитать: "В этот сложный и драматический период для всей Русской Зарубежной Церкви наш приход и его священнослужители сохранили верность своему законному 4-ому Первоиерарху РПЦЗ, Блаженнейшему Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Виталию (Устинову), оставаясь в Истинной Церкви и идя узким царским путём традиционного исповедания Русского церковного Зарубежья, которым шли и наши предшественники, стоявшие у истоков нашего прихода в Арнеме. Глубоко верим и исповедуем, что Матерь Божия, хранившая наш приход все эти годы, покроет нас Своим честным благодатным Покровом и сохранит нас на этом тернистом и спасительном пути. С 2007 г. приходы в Королевстве Нидерландов, как и другие приходы Западно-Европейской епархии РПЦЗ (В) находятся в каноническом подчинении Архиепископа Кишинёвского и Молдовского Антония (Рудея), Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ(В)".

Во втором тексте написано несколько больше, а именно: "Митрополиту Виталию пришлось претерпеть жестокие гонения и хуления от утративших правомыслие архиереев, бывших своих собратьев Зарубежной Церкви, предавших исторический путь и миссию РПЦЗ. Он подвергся жесточайшему преследованию, надругательствам всякого рода, изгнанию из синодальной резиденции в Нью - Йорке, аресту, унизительному медицинскому освидетельствованию, а также унижению и насилию в алтаре, во Святая Святых, монастырского храма Мансонвилле, кротко перенося все допущенные Богом испытания. Врагам Церкви хотелось любым способом удалить и принудить к капитуляции митрополита Виталия, благодаря которому продолжала жить бескомпромиссная Русская Зарубежная Церковь. Но они не учли, что Церковь нерукотворна : Она не создается и не разрушается человеческими руками. До самого конца Блаженнейший Митрополит Виталий стоял у руля непотопляемой Русской Зарубежной Церкви, уже малой Её части, но по словам, прославленного в лике Святых в 1992 г. Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, » малой, но чистой как кристалл «, за что был почтен званием » Блаженнейший » на Архиерейском Соборе РПЦЗ в ноябре 2004 г.: «за многолетнее возглавление Русской Зарубежной Церкви Заграницей и более чем пятидесятилетнее служение в Архиерейском сане»."

Но вот теперь скажите: человек, который не изучал всех перипетий истории РПЦЗ, вообще что-то сможет понять из того, что я процитировал выше. Не говоря уже о том, что какой-нибудь трудовой мигрант из Восточной Европы никогда в жизни не разберётся в "осколках РПЦЗ" и соответствующих аббревиатурах и едва ли полезет в интернет чтобы проверить как зовут первоиерарха РПЦЗ в составе Московского Патриархата и Молдавской православной церкви в составе всё того же Московского Патриархата.

------------------
В качестве послесловия хочу процитировать слова Анатолия Краснова-Левитина из его книги "Очерки по истории русской церковной смуты", посвящённые концу обновленчества: "[обновленческие] архиереи на протяжении [Великой отечественной] войны смирно сидели по местам, произносили патриотические речи, собирали пожертвования на армию и писали почтительные донесения своему Первоиерарху [то есть Александру Введенскому]. Больше всего они боялись упоминания о своем обновленчестве - о нем не говорили ни с церковной кафедры, ни в частных разговорах. Как однажды выразился Александр Иванович [Введенский], обновленчество стало чем-то вроде венерической болезни - о нем неприлично упоминать в обществе, и его пытаются тщательно скрывать. По существу уже в начале Отечественной войны обновленчество умерло, так как обновленцы сами от него отказались - старались как можно меньше отличаться от староцерковников". (Краснов-Левитин А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996. - С 640. - (Материалы по истории Церкви. Книга 9).)

Как можно видеть, упоминать в обществе о своей "истинно-православности" ещё прилично, но тенденция к мимикрии под Московский Патриархат уже налицо...

------------------
upd: 22 июля 2020 года приход перешёл в Западно-Европейскую епархию Русской Зарубежной Церкви Московского Патриархата. Раздел "РПЦЗ(В)" убран с сайта.

ИПЦМ, Западная Европа, Виталий (Устинов), Николай Семёнов, Антоний (Рудей), сайтоблогоаналитика

Previous post Next post
Up