18 марта 1910 года по старому стилю или 13 апреля 1910 года по новому в Санкт-Петербурге в семье морского офицера Петра Константиновича Устинова и Лидии Андреевны, урождённой Стопчанской, родился сын Ростислав, будущий митрополит Виталий. Он был Первоиерархом РПЦЗ с 22 января 1986 по 10 августа 2001 года.
За это время в РПЦЗ очень многое изменилось. Практически окончательно ушло в мир иной поколение основателей РПЦЗ, к которым принадлежал и сам митрополит Виталий. Старых эмигрантов стали заменять трудовые мигранты, прибывшие после распада СССР. С эпохой митрополита Виталия связан резкий взлёт популярности РПЦЗ и вообще белой эмиграции в постсоветской России. По его настоянию в 1990 году было принято решение об открытии приходов РПЦЗ в России. Но при нём же произошло и резкое падение такой популярности, что связано как с сотрудничеством Варнавы (Прокофьева) с обществом «Память», так и с невменяемостью многих российских «зарубежников».
Митрополит Виталий так и не приехал в Россию или любую другую постсоветскую страну. Он не верил в реальность произошедших на постсоветском пространстве изменений. С подачи своего окружения он был убеждён в том, что, если он приедет, то его непременно арестует КГБ. В результате «российские» приходы РПЦЗ остались без должной опеки и контроля. По сути, они были брошены на произвол судьбы руководством РПЦЗ. С середины 1990-х годов количество приходов РПЦЗ на постсоветском пространстве не росло (за исключением, возможно, Украины, где Агафангел (Пашковский) принимал всех без разбора). Напротив, Московский Патриархат, окрепнув после нестроений начала 1990-х, принялся активно открывать приходы как в России, так и в странах дальнего зарубежья. Причём приходы Московского Патриархата в зарубежье создавались именно в расчёте на новых мигрантов из стран бывшего СССР, благодаря чему у Московского Патриархата число приходов прирастало сильно быстрее, чем у РПЦЗ. Следует учесть и то, что в Московском Патриархате в конце 1980-х появилось очень много весьма активных мирян, которых можно было рукополагать в священники. В РПЦЗ такого не было, точнее, она была вынуждена довольствоваться теми, кто переходил из Московского Патриархата. Разумеется, перешедших было недостаточно, чтобы заполнить все священнические вакансии, что сильно тормозило сам процесс открытия новых приходов.
Итак, митрополит Виталий, по сути, отвернулся от постсоветской России, а русское церковное зарубежье никогда не было особенно многочисленно. Это закономерно привело к тому, что даже в местах традиционного пребывания своих приходов и иных структур РПЦЗ стала постепенно проигрывать Московскому патриархату. К этому добавились разногласия среди самих «зарубежников» по поводу отношения к Московскому патриархату, число симпатизантов которого всё более и более возрастало, несмотря на все усилия митрополита Виталия и его ближайшего окружения.
Вообще следует отметить, что большинство маргинальных православных объединений русской традиции появились вследствие расколов именно в РПЦЗ: сначала это был бостонский раскол (1986-1987), затем валентиновский раскол (1994-1995), затем РПЦЗ(В) и РИПЦ (2001). К появлению этих расколов привела неумелая деятельность митрополита Виталия, точнее, его неумение разруливать конфликты. Отмечу ещё, что после того, как в 1966 году скончался Иоанн Шанхайский, архиепископу Виталию (Устинову) поручили опекать галликанские приходы, созданные Иоанном (Ковалевским); естественно, архиепископ Виталий со свойственной ему безапелляционностью потребовал немедленного перехода на старый стиль и полной унификации в богослужении с остальной РПЦЗ. В ответ на это «галликанские» приходы закономерно покинули РПЦЗ.
И вот последние пять лет жизни митрополит Виталий прожил, по сути, под домашним арестом, под который его поместили отнюдь не враги, а как раз пламенные сторонники. О том, как это произошло,
я уже писал. Впрочем, несмотря на авторитет среди них, митрополит Виталий и здесь оказался неспособен погасить конфликты внутри РПЦЗ(В).
Вне зависимости от того, как лично вы относитесь к митрополиту Виталию, основные итоги его архиерейства именно таковы.