истистинно-православная борьба за денежные знаки

Jun 17, 2019 15:13

На сайте ахилла.ру была опубликована статья его главного редактора Алексея Плужникова «Церковная лавка «не от епархии»: возможно ли?», где он в том числе вспоминает о своём опыте взаимодействия с местным приходом РПАЦ и освещение этого конфликта на «Портале-Кредо.ру»:

Насчёт церковных лавок у меня была одна забавная история в 2005 году, в то время я уже год был на своём приходе-вагончике апостолов Петра и Павла. Вот как ту историю подал тогдашний портал Кредо.ру (автор - Роман Лункин):

«В мае 2005 года Волгоградская епархия перешла в активное наступление на альтернативные православные приходы, в частности, на общину Российской Православной Автономной Церкви во имя св. Архистратига Михаила в Волгограде. Для возмущения общественности был использован традиционный в таких случаях прием провокации, инструментом которой стал клирик церкви свв. Апостолов Петра и Павла, входящей в РПЦ МП, отец Алексий Плужников. Вначале свящ. Алексий попытался закрыть иконную лавку, которую прихожане церкви Архистратига Михаила открыли в одном из торговых центров Советского района. Как отмечает настоятель прихода РПАЦ отец Виктор Ульянов, о. Алексий Плужников лично явился в иконную лавку и потребовал от продавщицы Пахомовой Т.А., члена прихода РПАЦ, прекращения её деятельности, „угрожая физической расправой“. В интервью „Порталу-Credo.Ru“ священник Виктор подчеркнул, что о. Алексий Плужников от имени епархии грозился всех уничтожить. По словам о. Виктора, Плужников известен как человек крайних взглядов, не раз буквально призывавший верующих: „Бей жидов, спасай Россию“.

На втором этапе борьбы с независимыми общинами епархия стала распространять по Волгограду листовки, содержание которых вполне соответствует темпераменту о. Алексия Плужникова. В расклеенных епархиальными активистами листовках рассказывалось о том, что священник РПАЦ Виктор Ульянов - разбойник, вор, изверженный из сана, незаконно совершающий православное богослужение и ведущий антиправославную деятельность. В особенности в листовках делался акцент на том, что о. Виктор Ульянов не может торговать „церковным товаром“: „Весь товар, купленный в лавке, - воровской, неосвящённый и осквернённый, все требы, записки, заказанные в этой лавке, - безблагодатны и недействительны, все пожертвования - украдены“».

В 2005 году я ещё не писал статей в интернете и вообще был слабо подкован в интернет-жизни. Но именно тогда я впервые на собственном примере увидел, как можно ловко в прессе подать информацию, смешав правду со смехотворным враньём (особенно про «бей жидов», да и прочие «угрозы»), выставив противников полными идиотами и агрессорами.

Вот как та история выглядела с моей стороны. Я служил в своём вагончике уже почти год. И ко мне всё чаще стали приходить прихожане и захожане и спрашивать: «Батюшка, а не ваша ли лавка находится в том-то торговом центре?» Этот небольшой торговый центр находился буквально в паре-тройке сотен метров от нашего прихода.

Я заинтересовался, сходил туда. Действительно, на втором этаже была лавка с обычным набором софринского товара и с предложениями написать записочки на службу. Было указано, что это лавка от храма Архангела Михаила.

У нас в городе действительно есть приход Архангела Михаила в Тракторозаводском районе, и это очень далеко от этого торгового центра. Я сначала подумал, что тамошний настоятель безобразничает и залез на мою «каноническую» территорию, собирает доходы с моей потенциальной паствы. Но оказалось, что это приход «альтернативной юрисдикции», которую возглавляет священник, изгнанный из Волгоградской епархии РПЦ.

Я тогда обратился к продавщице с вопросом-требованием: почему они здесь вообще находятся, в чужом районе, и главное - почему у них нигде не указано, что они не РПЦ? Зачем они обманывают людей, которые, покупая товар и заказывая требы, думают, что делают это в обычной лавке прихода РПЦ МП?

В ответ именно я был встречен с агрессией, а не наоборот. Сейчас уже не вспомню дословно наших с ней разговоров, но мне дали понять, чтобы я проваливал и не мешал торговать.

Тогда действительно я сделал некоторое количество листовок, где объяснял жителям нашего микрорайона (враньё в тексте на Кредо - листовки распространялись только в нашей ограниченной местности, а не по всему Волгограду) про «безблагодатность» таинств того священника и «украденность» пожертвований. Не отрицаю, что написано было довольно резко, вот только заботился я, по молодой поповской горячности, не о доходах епархии или своего нищего прихода, а об обманутых прихожанах, которые приходили ко мне и жаловались, что они не знали, кому писали свои записки.

Ещё одна цитата от Кредо:

«Вопреки ожиданиям, директор торгового центра не пошел навстречу священнику РПЦ МП, напавшему на „раскольницу“, и не закрыл альтернативную православную иконную лавку. Глава торгового центра скорее увидел в выступлениях о. Алексия Плужникова стремление вытеснить конкурента с рынка церковных товаров незаконными способами „новых русских“ начала 90-х гг. На коммерсантов не подействовали даже письма митрополита Германа в дирекцию магазина, где он просил „оказать содействие Русской Православной Церкви и изгнать разбойника и обманщика о. Виктора“».

Оставим методы «новых русских» на совести автора. Но я и правда пошёл к митрополиту Герману [Тимофеева] и попросил у него письмо для директора торгового центра, в котором владыка просил оказать содействие. Ещё я взял документ из канцелярии о запрете в священнослужении священника Виктора Ульянова, где он, в частности, обвинялся в том, что украл из храма Сергия Радонежского, где он служил, облачения, книги и утварь.

А вот коммерческий директор торгового центра, которому я принес письмо митрополита, выглядел точно как новорусский браток - бритоголовый крепыш, который тупо смотрел на меня и в письмо митрополита, что-то бубнел, обещал передать информацию хозяевам, но в итоге аренду с лавкой «альтернативных» так и не разорвали.

К вопросу о моей «агрессии» и «угрозах физической расправы» бедной продавщице: однажды, после всех этих событий (но до окончательного ответа от хозяев торгового центра насчёт разрыва или неразрыва аренды с «лавкой альтернативных»), я стоял около нашего вагончика вместе с парой прихожан, и когда та продавщица проходила мимо и заметила меня, я спросил её с иронией:

- Ну что, вас ещё не выперли из магазина?

Видимо, это и было «угрозой физической расправы».

Ещё цитата от Кредо:

«Помимо того, в прокуратуре Советского района, на территории которого находится иконная лавка общины РПАЦ, было принято заявление о. Виктора Ульянова по поводу хулиганских действий священника Алексия Плужникова, соответствующих составу преступлений, предусмотренных статьями …. Верующих Автономной Церкви под свою охрану также взял участковый милиционер (сама община располагается в Тракторозаводском районе Волгограда), который является прихожанином Михаило-Архангельской церкви. По словам о. Виктора, с подробностями конфликта был ознакомлен начальник ОВД и представители областной администрации».

Вот ещё один замечательный пример - если врёшь, то ври залихватски, вприсядку, не стесняясь, потому что чем нелепее враньё, тем легче в него поверить.

Не знаю насчёт прокуратуры - ко мне не обращались, но с нашим местным участковым я после имел дело, он пригласил меня к себе по поводу жалобы «альтернативщиков» на меня. Когда я ему пытался втолковывать про разницу между РПЦ и «альтернативными», участковый (который типа «прихожанин» того самого, «альтернативного» прихода с другого конца города) мрачно пялился на меня, пытаясь пошевелить заржавелыми извилинами, а потом выдал коронную фразу, которая стала моим любимым анекдотом:

- Да для меня только одна церковь православная - Казанский собор!

(Казанский собор - кафедральный, действовавший и в советское время.)

К чему я всё это рассказал - к тому, как могут столкнуться интересы вокруг церковных лавок между двумя юрисдикциями. Конечно, тогда я свято верил в то, что надо «бороться», надо открыть глаза прихожанам и местным жителям - я и переосвящал купленные там иконы, и корил прихожан за то, что они по глупости ходят отовариваться туда вместо своего прихода… Сейчас, разумеется, если бы я попал в ту ситуацию, будучи настоятелем, я бы просто объяснил людям, что там не из РПЦ сидят, и предоставил бы всем «сходить с ума» по-своему.
---------------

Вот что для меня в этой истории примечательнее всего. Церковная лавка РПАЦ торгует софринским товаром и даже принимает записочки, выдавая себя за учреждение столь ненавистного им Московского патриархата. Но позвольте, господа, вы за что боретесь - за церковную правду или за денежные знаки?

Остаётся только добавить, что Алексей Плужников теперь не священник, а мирянин, работающий журналистом и критикующий те или иные порядки в Русской православной церкви. А некогда непримиримый Роман Лункин теперь даже не прочь и похвалить, пусть и сдержанно, патриарха Кирилла.

РПАЦ, кредо-вру, Виктор Ульянов

Previous post Next post
Up