Легион. Еще немного про апокалипсис

Jan 27, 2010 14:13

"Бог устал нас любить..." (Сплин, канешн)

Попала-таки благодаря gavro_shik на предпремьерный показ "Легиона" в живом переводе Гоблина. Когда шла на показ, боялась, что после просмотра даже нечего будет написать, но мои страхи не оправдались. Фильм оставил больше мыслей, чем впечатлений. Действие не такое напряженное, как предполагает жанр, в технологии перестрелки нет никаких новшеств, поэтому кто не увидит - по-моему, ничего не потеряет, а я бы пересмотрела на английском. Дмитрий Пучков перед фильмом сказал, что американцы больше христиане, чем мы, и поэтому для них слова "черт", "проклятие" - очень ругательные, хуже мата. Я бы не согласилась. Для нас, например, словосочетание "holy shit" вообще немыслимо, кому и когда видятся черти - каждый преставляет очень живо, а "проклятие", так же, как и в Библии, слово страшное, но допустимое, ведь написано: "Проклят всякий, висящий на древе". Если заменять эти слова на мат - действие становится динамичнее и, может быть, понятнее и ближе, но акценты фильма, наверное, смещаются. Под катом - то, что я увидела - естественно, в религиозном ключе.




Фильм предваряет эпиграф из псалма: "Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас" (Пс 33:12). Различают три вида страха:
- страх раба - перед карой, боязнь быть наказанным,
- страх наемника - нежелание потерять награду, воздаяние за труды,
- страх сына - осторожность и предупредительность, чтобы не обидеть любимого ни словом, ни поступком.

Какому страху должна научить эта картина? Попробуем разобраться.

Название "легион" вызывает в памяти два евангельских места. Первый о двенадцати легионах ангелов, которых Сын Человеческий мог бы призвать в свою защиту, но предпочел этому послушание Отцу и крестную смерть. Второй, про легион бесов в Гадаринском бесноватом - ближе к сюжету фильма (вот здесь фрагмент текста и два толкования). Только в "Легионе" все люди становятся одержимы не аггелами - злыми духами, а ангелами - добрыми. Это безобразие происходит потому, что Бог решил таким способом истребить человечество с лица земли. Это не милосердный Бог, открывающийся нам в Новом Завете, и не строгий воспитатель, ведущий Свой народ в Ветхом - это скорее олимпиец, грозный, переменчивый и сильный. Он - как начальник, который злится и хочет уволить сотрудника, но сам этого сделать не может, а посылает посредника. Если этот посредник находит, что подчиненного можно оставить - очень радуется, что можно сделать добро без убытка для организации. А если посредников два - такой начальник отдает предпочтение более популярному решению, а не беспрекословному исполнению его воли. Поэтому послушавшийся Гавриил пристыжен, а Михаил, вступившийся за людей, сделал все правильно.

Зато учение об уникальном положении человека в мироздании в фильме обнаруживается. Падшая его природа, конечно, ниже ангельской, но потенциальное, совершенное состояние природы, которое призван обрести человек, гораздо выше. Его свобода "многоразовая", он может грешить и каяться, в отличие от бесплотных духов. Имена творениям Божьим нарекал человек. Бог стал человеком, а не ангелом. Согласно одной из гипотез, возможная причина падения Денницы - зависть к человеку, нежелание признать его первенство. Поэтому Михаил в фильме говорит: "Когда Бог сотворил Адама, я первым преклонил перед ним голову".

Первые и завершающие слова "Легиона" - монолог главной героини о том, как мама в детстве говорила ей, что надо впустить в сердце благого и милосердного Бога. Потом, когда отец покинул маму и она осталась одна с маленькой дочерью на руках - мать стала говорить только о суде и возмездии. Так каждый конструирует в своей голове Бога по собственному образу и подобию. Если "быть" - это "быть познаваемым", мы своим познанием и верой в какой-то мере наделяем Бога бытием, а Он познает - и дает бытие - нам. В "Легионе" Михаил говорит о причине происходящего истребления людей: "Бог в вас вообще не верит". Если в какой-то момент Творец прекратит смотреть на нас, познавать нас (а "познание" в библейском контексте означает "единение"), любить нас - всё сразу перестанет быть. Но ведь для Него времени нет - а значит, такой момент можем создать только мы.

Фильмы про апокалипсис, которых весьма много последнее время, заставили меня задуматься о том, что раньше я совсем упускала из вида - о том, каково было библейским действующим лицам, когда их постигала кара Божия. Когда мы читаем, например, о Содоме и Гоморре: "И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли" (Быт 19: 24-25), - кажется, что это образ, символ, нечто абстрактное. А после такого кино представляется, как содомляне убегали из пылающего города, от ужасного дождя, оставляя там родных и близких, пытаясь спасти самое ценное - своих детей... Или история о всемирном потопе - так и видится, как вода прибывает, люди спасаются на деревьях и крышах домов, ливень не прекращается, паника, вопли, шок... Бог мог бы просто истребить людей одним Своим словом: "Сказал - и стало", - но избирает более показательные способы. Зачем - понятно: чтобы научить страху Господню созданный Им народ. Древние еретики, маркиониты и манихеи, говорили, что Бог Ветхого Завета - злой, а Нового - добрый; нам тоже кажется, что такая жестокость излишня. Но ведь даже такие наглядные казни не останавливали народ Израиля от того, чтобы грешить. Жесткий иллюстративный материал останавливает и нас - мало кто, например, бросит курить после ролика о раке легких. Кстати, в "Легионе" тоже есть противотабачные вставки - беременная главная героиня в начале фильма постоянно курит и демонстративно выбрасывает сигарету, когда начинается армагеддец. Еще есть пассаж против абортов - героиня рассказывает, как хотела убить ребенка, с рождением которого связана надежда на возрождение человечества, но, сидя в больнице, поняла, что не может этого сделать - и убежала.

Еще немного о моральном облике избранных людей. Когда после потопа семейство Ноя вышло из ковчега - между восьмерыми спасшимися оказался Хам, осмеявший своего отца. В фильме Михаил тоже принимает под свою защиту восьмерых: семью, что постоянно ссорится, а дочь развращает окружающих; двух чернокожих, у одного из которых ствол в кармане, а другой каким-то образом оказался без руки; девушку, не знающую, где отец ее будущего ребенка, и не очень дружелюбных хозяев кафе и заправки, отца с сыном. Причина, по которой эти люди стали избранными - бескорыстная любовь сына хозяина заправки к отцу и беременной героине. "По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф.24:12), - вот один из признаков конца света. Главный моральный месседж фильма, по-моему, такой: мир держится на любви, и даже маленькой ее искорки достаточно, чтобы человечество как вид не прекратило своего существования.

Конечно, такие избранные нуждаются в очищении - и это в картине тоже не обошли стороной. После того, как благодаря страданиям те, кто остался в живых, оставляют вредные привычки, они призываются искать мудрости. "Научись читать письмена", - говорит Михаил главному герою, у которого на теле проступают руны, ранее покрывавшие тело ангела. Далее парень, девушка и ребенок восходят на гору (символ духовного возвышения) и спускаются в обновленный город растить нового, освященного таким образом, человека.

Итак, несмотря на то, что зрителю с первых кадров показывают страх раба, приоритет в фильме отдан сыновьему страху. Пока хоть кто-то из людей любит бескорыстно и так, что боится причинить любимому боль - человечество не погибнет.

кино

Previous post Next post
Up