Умревинский острог - первый административно-оборонительный пункт Российского государства, построенный в 1703 г..
Даже спустя век со времен последней битвы между ордой хана Кучума и войском Ермака (1598 год), обские берега южнее впадения Томи оставались незаселенными. Виной тому были монголы из Джунгарии, татары, казахи и кыргызы, не пускавшие первопроходцев вверх по Оби, к землям средней и южной Сибири.
Наконец, в 1702 году отряд служилых людей под руководством томского сына боярского Алексея Кругликова*, поднявшись вверх по реке Оби от Уртамского острога до реки Умрева, определил место для строительства нового острога. И через год Умревинский острог был поставлен несколько выше устья реки Умрева для охраны русских поселений на южной границе Томского уезда от набегов калмыков и для усиления контроля над чатскими татарами, чьи «юрты» размещались в обширной пойме Оби как раз напротив впадения в нее рек Ояш, Умрева и Порос.
В начале XVIII в. острог представлял собой четырехугольник, обнесенный рвом, валом и деревянным частоколом с тремя башнями. Размеры оборонительных сооружений по обмерам 1992 года составили 75´55 м. В единицах измерения начала XVIII века это соответствовало 34,7´24,5 саженей печатных. Сравнение площади Умревинского острога с другими деревянными оборонительными сооружениями Сибири показывает, что его площадь была довольно значительной. Он был больше Ляпинского (42´26´39,5´24 м) и Казымского (58´40´42´40 м) острогов на Средней Оби. По своим размерам Умревинский острог наиболее близок к Саянскому на Среднем Енисее, протяженность земляных укреплений которого составляла 65´70 м.
По описаниям XVIII века за деревянными стенами Умревинского острога размещался двор приказчика, «государевы» амбары-зернохранилища и церковь Трех Святителей. Все остальное жилое и хозяйственное строение находилось вне острога - в слободе, которая в 1727 году насчитывала 40-50 дворов.
Уже в первое десятилетие существования острога значительно оживились торговые отношения между русскими поселенцами и местным населением, заметно сдержаннее стали ранее воинственные племена. За Умревинским острогом, дальше на юг двинулись Бикатунский, Чаусский и Бердский остроги - правда, Бикатунский, похоже, опередил своё время - он был разрушен и сожжён джунгарами. Однако возврата к прошлому уже нет - через двадцать лет после закладки Умревинского острога была возведена целая линия сторожевых укреплений от Иртыша до Оби, к середине века в нее включились Семипалатинская и Бийская крепость, а также Колывано-Вознесенские Алтайские заводы. В следующем столетии Транссиб окончательно завершает прорыв в Сибирь, начатый дружиной Ермака и поддержанный создателями и гарнизоном Умревинского острога. Но Транссиб прошёл гораздо южнее, и острог, с честью исполнивший своё предназначение и уже давно находившийся в глубоком тылу, постепенно исчез с карты Сибири.
Однако память о нём жива, и на рубеже уже нынешних веков новосибирскими археологами было найдено местонахождение острога, проведены раскопки. Обнаружены старинные захоронения, предметы быта минувших времен, в том числе «закладная» монета; остатки столбов стен острога, фундамент одной из башен. На нем сейчас восстановлена двухэтажная башня с бойницами. Работы продолжаются, и возможно, Умревинский острог будет возрожден и снова возвысится на крутом берегу Оби.