Highway'61 or all roads lead to New Orleans.

Oct 12, 2008 17:11

Итак, после большого перерыва, всем здравствуйте. Сей пост, как многие уже могли догадаться, посвящен Новому Орлеану, Луизиане, и, отчасти, второму (а для некоторых и первому) по исторической и культурной значимости хайвею Америки - Route 61.




По большому счету, Route 61 не является главным героем этого поста, по крайней мере, не единственным. Этот хайвэй - связующее звено между тремя, неразрывно связанными между собой узами судьбы штатами, - Луизиана, Миссисипи, Теннеси. Эти три штата наверное и являются истоком всего того что позже стало называться блюзом, рок-н-роллом, кантри, фанком и т.д. И если Route 66 - символ свободы, рок-н-ролла и самой отвязной эпохи Америки, то Route 61 - это прежде всего Луизиана. А что такое Луизиана? А Луизиана это БЛЮЗ...




Само название Луизиана звучит как-то не "по-штатовски"...Это вам не Вашингтон или Хьюстон...тут присутствует какая-то певучесть, на мой взгляд, не случайно. Про Луизиану писали сказки и фэнтези, все как полагается. Самый волшебный и сказочный штат Америки.
    Шоссе тянется от Нового Орлеана через Мемфис, штат Теннесси - "на север, на север, на север" вплоть до самой канадской границы. Окна одного из домов в городке Тупело выходили на легендарное шоссе. Сквозь них в сороковые смотрел взглядом лунатика Элвис.




В ту пору легенды не выходили за пределы южных штатов, где они служили пищей для творчества самых ярких музыкантов минувшего столетия. По преданию, на пересечении Highway 61 и Highway 49 (так же неоднократно упоминаемую в блюзах) довоенный блюзмен Роберт Джонсон отдал дьяволу душу в обмен на мастрерство игры на гитаре. Где-то на Route 61 попала в аварию и разбилась "блюзовая королева" разгульных 20х годов Бесси Смит. Говорят, ее можно было спасти, но ближайшая больница оказалась "только для белых".       Много позже - когда в одну палату будут укладывать и черных, и белых, - на балконе мотеля чуть в сторонке от Route 61 будет застрелен Мартин Лютер Кинг, или Мартин Люцифер Кинг, как называли его злобные языки перепуганных расистов. Они же пускали слухи, будто мученической смерти доктора Кинга предшествовала разнузданная оргия правозащитников.
    Подростком путешествовал по легендарному хайвею и Бобби Циммерман - будущий Боб Дилан. Он увековечил Highway'61 в песне, вдохновляемый исключительно музыкой юга. Практически любой, кто прикасался к этому сладкому яду, совершал магический пиллигримаж в болотистые места, где маяками служат голоса Хаулинга Вулфа и Мадди Уотерса. Даже молодой Челентано в далеком от Южных Штатов Милане уверял заманивающим голосом "A New Orleans Ti Rivedro" ("Увижу тебя снова в Новом Орлеане"), а русскому уху слышалось "А ну, орлы, бери ведро!" А ведь на Челентано огромное влияние оказал Луи Прима - главный эрзац-итальянец американской поп-музыки.




В 1955 году дебютировал впопулярном радиошоу "Луивзиана Хейрайд" Элвис Пресли. Оттуда прорвался в эфир его маниакальный голос, который позже завораживал и завораживает до сих пор миллионы людей по всему миру. У него не было Нобелевской премии в области литературы, не было какого-тосногсшибательного образования, зато были потрясающие интоннации, всхлипы, которые бросают в озноб и пробуждают в воображении картины, не менее пронзительные и, одновременно, волшебные, чем фантазии южанина-романиста.




Имеено в этих местах происходили леденящие и одновременно завораживающие своей потусторонностью истории. "Что б у твоего автобуса мотор замерз", поддел как то Бадди Холли своего колегу Вэйлона Дженнингса на прощанье. - "Что б твой самолет упал", - беззлобно парировал Вэйлон. Чуть позже, 3 февраля 1959 года, погиб в авиакатастроффе техасец Бадди Холли. Еще позже Вэйлон станет одним из мощнейших исполнителей кантри, а герой одной из его лучших песен - "одинокий, голодный и злой" направляется "через Шривпорт в Новый Орлеан"... Все дороги ведут в этот не ведавший рабства Вуду-Миргород креолов, в котором похороны превращаются во всеобщий карнавал, будто так и должно быть...




А в уже упомянутом Шривпорте в 17 лет Джеймс Бертон подыграл рок-н-ролльщику Дейлу Хокинсу. Песня называлась Suzy Q. Бертон изобрел рифф, на котором, пожалуй, зиждется самая магическая, гоголевски-сологубовская и по смыслу, и по саунду разновидность американской поп-музыки - Swamp-Rock. Группа, прославившая на весь мир и этот стиль, и связанные с их музыкой места - Creedence Clearwater Revival родом из Калифорнии. Но музыка их, по духу, по жанру, по атмосфере родом из мест расположенных вокруг Хайвея 61. В принципе, не важно откуда родом музыкант, важно какими идеалами он питается. Ведь Шекспир не был в Италии, однако, Ромео и Джульетта стала пьесой на все времена. А первым хитом Creedence стала все та самая "Сьюзи Кью".




Где-то "в глуши Луизианы", в окрестностях Нового Орлеана в хижине рядом с железной дорогой живет герой песенки Чака Берри - полуграмотный гитарист Джонни Би Гуд. Чак Беррии сумеет влюбить в этого чумазого персонажа своей песни-комикса целый мир, по крайней мере чувствительную к ритму часть его обитателей. На улице уже будет новый век, новая эра, а Джонни все так же зажигательно будет "играть на гитаре, будто бить в колокольчик".




Таких же героев как Джонни Би Гуд было много. Боб Дилан посвятил олну из своих песен истории про Эммита Тилла, чей труп плавает где по Миссисипи. Его замучали досмерти не куклуксклановцы, а всего лишь родня белой девочки, которой он, якобы, сказал непристойность. Эта и другие истории зачастую рассказываются в барах и отелях и Новый Орлеан не исключение. Есть там такие места, успевшие попасть в музыкальное творчество и заработать определенную славу - отель Dewdrop ("Росинка") и клуб "Green Door" ("Зеленая дверь"), за которой действительно черт знает что происходит.



    В1955 году Литтл Ричард именно в Новом Орлеане записывает Tutti Frutti, истеричный, невероятно наглый рок-н-ролл с текстом, при расшифровке которого всплывает, как мертвец из омута, наглядное описание полового акта в извращенной форме. Позже многие утверждали что Литтл Ричард привнес в то исполнение танцевальной музыки "фанк" - понятие настолько растяжимое, что его нельзя описать, а можно просто ощутить.




    Фанк, джаз, блюз, кантрти, рок-н-ролл и многие другие жанры все родом из Нового Орлеана. Тум произошло такое слияние культур, историй, вероисповеданий, традиций и обрядов, как, наверное, не в одном другом месте мира. И, самое главное, произошло не просто слияние. Временем, опытом, предпочтениями и задумками мешался один из самых вкусных коктейлей. Вспомните хотя бы House Of The Rising Sun, которая прославила "группу одного хита" The Animals и их вокалиста Эрика Бердона. А ведь эта песня была написана примерно 200 лет назад до момента записи... Кажется, что уже тогда был рок-н-ролл, были его мистические и завораживающие ритмы, которые раз за разом пробуждали страсть и эйфорию.




Все это продолжается там и поныне... Август 2005 года - ураган Катрина. 80-летний Фэтс Домино, ветеран рок-н-ролла, пропадает без вести. Жирные беженцы-мутанты, сумасшедший, разгуливающий в костюме телепузика - эти кадры крутили по новостям всего мира. На стенах начали появляться граффити: RIP, Fats. You Will Be Missed. Покойся с миром Фэтс тебя будет нехватать. Но ууже первого сентября его отыскали спасли. Его розовый "Кадиллак" утонул, а Фэтс нет. "Кадиллак" утонул, а Толстяк всплыл. Магия вуду? Или просто воля к жизни, которой сочится эта местность и эти люди? Не знаю, но Фэтс Домино - символ этих мест.
    Новый Орлеан - это обиталище Диззи Мисс Лиззи и Сьюзи Кью. Это место где все сплелось в единый купаж таких ароматов, которые не встретишь больши нигде в мире.

"There is а house in New Orleans
They call it Rising Sun.
And it's benn the ruin af many a poor boy,
And God, I know, I'm one..."
The Animals: House Of The Rising Sun

Автор:Гарри Осипов
Соавтор: Rocking70s
 

history

Previous post Next post
Up