Пропылесосив хату, сажусь писать отчёт о Чартовой Дюжине 2012.
Ничего особенного на самом деле от неё не ждал. Пошёл, в общем-то, просто так. Давно на концертах не был и всё такое.
Пришли с Надей в Юбилейный, нашли отличный небольшой гардеробчик между 28 и 29 выходами и без десяти семь были уже внутри.
С самого начала порадовало то, что стартовали почти вовремя. Даже не стали ждать, пока забьётся зал, где-то в 10-15 минут уже начали, и начали, конечно, с Алисы. Причём, только-только свет погасили, сразу же объявили "участник фестиваля бла бла бла группа Алиса", и сразу же - выходит Алиса :)
Ну здесь всё почти стандартно, как по маслу, алисоманы, фаера в немыслимых каких-то количествах на каждой песне и почему-то всё время рядом с нами.
Отметить стоит, что начали они с "Время менять имена". Не был на каждом фесте, но они вообще её вроде нечасто играют. Почти уверен, что начали с неё из-за общественной обстановки в России. И звучало это что надо на самом деле. Сыграли "Вот так". Сыграли "Тоталитарный рэп", тоже не самую концертную песню, многабукаф маломузыки, но алисоманы конечно подпели. "Двадцать двенадцать". "Смутные дни" - опять же, ассоциации напрашиваются. Затем - "Небо славян". Ну тут мне вообще страшно стало. На подъёме националистического настроения в обществе эта песня уже воспринимается не совсем как алисовский хит. Я никогда не жаловал Алису из-за того, что у Кинчева в текстах сильна эта тематика противостояния: мол, на нас вечно лезут враги, но мы, славяне, им всем покажем. И не зря алисоманы называют себя "Армия Алиса". Это реально армия, причём весьма устрашающая и не всегда дружащая с головой. Стоим мы, вокруг фаеры и "Небо славян", и страшновато мне действительно стало.
После Алисы вышел совершенно никакой Князь со своим новым супероригинальным проектом. Логотипчик похож на логотип КиШа, тексты князевские такие же, какие они на пару с Горшком выли в КиШе, да и на сцене почти что КиШ... Ну ладно, были поклонники и у него, попели, поплясали, порадовались в конце, когда он, сжалившись над публикой, сыграл "Куклу колдуна".
Затем, кажется, вышел Тайм-Аут. Ну, что здесь сказать, старики как обычно задали жару толстопузым с "Буратино", "Никто меня не любит, никто не понимает" и феерическими надписями на заднем фоне типа "Всем полчаса крутить фонарики! Это приказ!" или "Сегодня просто праздник какой-то!" Я думал, на самом деле, что они распались давно, а вот на тебе, даже песни новые записывают, в Москву приглашают на концерты.
В перерывах между выступлениями включают "Наш архив" - нарезки 5-10 секунд с группами прошлых Чартовых Дюжин. Эх, какие были золотые фесты. Нынешний состав тоже крут, но не хватает Сплина, Снайперов, Пикника... Авось увидимся с ними на "Наших в городе".
После выходит блистательный и сногсшибательный Ляпис. Очень люблю живые выступления Ляписа, яркие, сочные, с отлично сбалансированным звуком и попрыгунчиком-Михалком в рабочем костюме на сцене. В этот раз, правда, со звуком в начале что-то не заладилось, но под конец всё выровняли, и народ стоя на ушах спел хором "Манифест", "Буревестник" и прочие хитяры с хлёсткими восьмистишиями вперемешку. Танцуем с Надюшкой под "Африку" и скачем как кони под "Капитал". Интересно, дождёмся ли от Ляписа когда-нибудь мелодичного выступления или хотя бы одной-единственной "Я верю" на концерте, это было бы очень даже здорово.
Вслед за отличным Ляписом выходит просто офигительный, охренительный, опупительный Игорь Растеряев. Я знаком с его творчеством, с его популярностью в интернете, слыхал его так же и по "Нашему" пару раз, но всё равно был удивлён, узнав, что он заявлен в качестве участника на Дюжину. Интересно, думаю, это он с аккордеоном так прямо и выйдет на весь Юбилейный?
Да, так прямо и вышел с аккордеоном на весь Юбик, простой и искренний просто до мурашек по спине. Напишу не самую корректную вещь, но полувоенный национал-славянизм Кинчева не идёт ни в какое сравнение с душевным истинно русским патриотизмом Растеряева. Конечно, можно сделать скидку на то, что чувак с аккордеоном один на один с рок-залом в 20 тысяч - это экзотика, и это привлекает внимание, но не поэтому, вовсе не поэтому его так тепло приняли. Может, для постоянных слушателей "Нашего" это вовсе не новость, но я просто онемел, увидев, что все знают слова его песен и безумно аплодируют и поддерживают, подпевают и помогают.
Размышляют вот вроде как лидеры нашего общественного мнения о нашей национальной идее. А здесь вышел молодой парень, и его идея - "мне в родной степи лежать веселей". И всё. И адские мужики с пивом и "Небом славян" уже улыбаются и не кажутся такими адскими. "Русская дорога", "Комбайнёры", "Георгиевская ленточка". Поёт без страха новые песни, слов никто не знает, но все молчат и слушают. Слова слушают. Весь русский рок - он в тексте. Выводит на сцену девочку, кристалльным голосом подпевающую в проигрыше. Шквал аплодисментов. Самые тёплые полчаса за всё время фестиваля.
Магия? Восторженность? Звезда на час? Не думаю.
UPD 1: в комментариях поправляют, что у Игоря гармонь, а не аккордеон. Кому интересна разница, можете заценить
книжечку.
Небольшой перерыв, снова "Наш архив", и выходит Пилот. Пилот, ради которого, в основном, я и шёл. Группе 15 лет, сейчас наверняка будут самые хитовые хитяры. Начинают играть "Осень". И тут случается очень досадная неувязочка. Какой-то конченный мудозвон прямо в центре зала рядом с нами поджигает неведомую безумно дымящую хрень. Дышать нечем совершенно. Ещё один мудрый человек берёт эту хрень и, чтобы хоть как-то избавиться от вони, кидает её подальше от себя - получается вперёд, почти к самой сцене. При этом хрень продолжает просто безумно дымить. Буквально через полминуты, половина зала скрывается в серо-коричневой массе. Мы с Надюшкой бежим к выходу, зажав носы кофтами. Я уверен, что концерт сейчас закончится. Однако, вентиляция Юбилейного немножко стабилизирует ситуацию, и теперь уже зал не в адском чёрном дыме, а просто в серой завесе, сквозь которую даже видно. Правда, дышать всё равно очень непросто. Мы почти в конце зала. Тем временем идёт "Шнурок", "Рок"... Ужасно обидно, но на самой любимой "Маме" приходится уходить, потому что у меня начинает болеть в лёгких от этого непонятного дыма.
Зато очередь в гардеробе стоять не надо.
Фест всё-таки удался на славу, во многом благодаря Растеряеву.
До встречи, ребята, видимо уже в конце мая.
UPD 2: а за Пилотом, оказывается, был ещё КиШ. А я и не знал. Жаль, конечно, ну да ладно.