Вам наверняка известен сервис под названием
formspring.me. На нём можно задавать вопросы разным людям, которые там зарегистрированы, а, зарегистрировавшись самому, ещё и отвечать на вопросы, которые уже задают в свою очередь тебе. Можно, как в твиттере, фолловить друзей, следя, что за вопросы им задают и что они отвечают. Ещё всё это можно делать анонимно, что прибавляет сервису популярности и пошлости, конечно
Но я не об этом. Как правило, вопросы там друзья задают друг другу, когда им уже совсем нечего делать, постепенно превращая формспринг в тот же твиттер. Редко когда попадается действительно интересный вопрос. Ну так вот, мне такой вопрос попался. Его задал неизвестный аноним, вопрос, на первый взгляд, простецкий: "тебе нравится ездить на трамвае?" Я уже нацелил пальцы на клавиатуру, когда сообразил, что в двух словах я на этот вопрос не отвечу. Что вопрос-то может и простецкий, а ответ ох как непрост. И я стал отвечать.
Нет. Не нравится, потому что чаще всего мне приходится ездить на трамвае в России, а в России трамваю можно только посочувствовать.
За границей я обожаю кататься на трамвае - он быстро едет, он абсолютно бесшумный, ходит по расписанию, в нём чисто.
Теперь глянем на Великий и Ужасный, Бессмысленный и Беспощадный Российский Трамвай. Укладке рельс не уделяется никакого внимания, отвратительная экономия на битуме, на асфальте и на рабочих в результате уже через несколько месяцев даёт жутко раздолбанное пространство между рельсами и вокруг них. Учтём также не только трамвайные, а в принципе транспортные реалии российских городов - дикие пробки, не везде удачные светофоры, развязки, маршруты. На выходе получаем тот самый Российский Трамвай - плетётся так, что его можно обогнать быстрым шагом, и дребезжит так, что в окрестных домах содрогаются стёкла, а уж пассажиры вообще рискуют повредить слух. Кстати, из дрожащих в домах стёкол можно сделать вывод, что сами дома тоже дрожат, а жить в постоянно вздрагивающем доме - удовольствие достаточно стрёмное и опасное, тем более, что он начинает дребезжать в шесть утра и дребезжит под окнами весь день, что вряд ли может положительно сказаться на самочувствии и настроении. Очевидно, что такой трамвайчик особой пользы вообще принести не может, а вот вреда - хоть отбавляй.
На самом деле я совершенно серьёзно считаю, что трамвай - это будущее городского общественного транспорта. При хорошей организации инфраструктуры трамвай - самый быстрый, безопасный и экологичный способ передвижения по городу, и иностранный опыт это прекрасно демонстрирует.
Короче, мне нравится ездить на трамвае, но не в России
Потом я подумал, что неплохой, в общем-то, получился ответ, и решил запостить его сюда, только перед этим побеседовал ещё с
bardm, гораздо более сведущим в трамваях, да и просто хорошим человеком, попросил его прокомментировать мой ответ.
... Беда в том, что у нас еще и обслуживание никакое. Контактная сеть провисает. Рельсы не шлифуют - в результате даже новые качественные пути быстро становятся убитыми. В общем-то, от этого все и начинается. Гребенка, вибрация, деформация путей и покрытия, повреждение подвижного состава - в результате мы имеем то, что имеем. И никакие технологии не помогут, если не следить нормально за хозяйством.
Обидно становится за городской трамвай. Что можно сделать, главное, непонятно.