1. WWW
2. БЛЯДИ
3. ПИДАРАСЫ
4. КОМОН ЭВРИБАДИ
5. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ
6. РЕЗИНОВЫЙ МУЖИК
7. МНЕ БЫ В НЕБО
8. ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ
9. У МЕНЯ ЕСТЬ ВСЁ
10. НОВЫЙ ГОД
11. БАНАНЫ
12. БЕЗ ТЕБЯ
13. ПРИВЕТ, ДЖИММИ ХЕНДРИКС!
Сергей «Шнур» Шнуров - песни, вокал, бас-гитара, гитара, шумы
Роман «Ромэро» Фокин - саксофон
Александр «Сашко» Привалов - труба
Василий «Кузнечик» Савин - тромбон
Алексей «Микшер» Калинин - ударные, перкуссия
Александр «Пузо» Попов - большой барабан, вокал
Андрей «Антоненыч» Антоненко - аранжировки, аккордеон, туба, клавиши
Дмитрий «Антенна» Мельников - ударные
Дэн «Дэн» Калашник - гитара
Григорий «Зонтик» Зонтов - саксофон
Роман «Шухер» Парыгин - труба, гитара
Михаил «Гопак» Гопак - тромбон
Владислав «Владос» Александров - тромбон
Андрей «Дед» Кураев - бас-гитара
Денис «Кащей» Купцов - барабаны
Константин «Лимон» Лимонов - гитара
Денис «Дэнс» Можин - барабаны, звук
Всеволод «Казатьска Рада» Андреев - подпевки
Максим «Макс» Темнов - бас-гитара, контрабас
Света Колiбаба - подпевки
Увидевший свет в середине февраля 2002 года, пятый номерной альбом тогда ещё не группировки - группы «Ленинград» (дополненное переиздание «Пули» в данном случае в расчёт не берём) явился плодом творческих усилий более 20 музыкантов, среди которых, помимо непосредственных участников «Ленинграда», были участники питерского ска-коллектива «Spitfire». Альбом получил ёмкое и многозначное название - «Пираты XXI века»: то ли в противовес культовому советскому боевику Бориса Дурова «Пираты XX века» (1979), то ли как отражение разросшегося до невероятных размеров и фактически легализовавшегося к началу двухтысячных годов в России рынка контрафактной продукции (музыкальный сегмент в этом контексте занимал едва ли не лидирующие позиции рейтинга), то ли в знак того и другого, вместе взятого. Представленный в те же морозные дни на сцене питерского Дворца спорта «Юбилейный», релиз позиционировался как последний в дискографии «Ленинграда» - жизнь внесла, как водится, коррективы, и даже вышедший в конце 2002 года официальный сборник сессионных студийных записей «Точка» последним, как мы знаем, не стал, - однако, заявленная творческая пауза в деятельности группы после выхода «Пиратов», всё-таки, последовала. Видимо, тогда просто пришло время подвести некоторые итоги и просто-напросто оглядеться по сторонам.
Сегодня ни для кого не секрет, что этот альбом, вышедший на лейбле «S.B.A./Gala records», преддверием которого, по иронии судьбы, стал выход несанкционированного бутлегерского релиза «Я бухаю, но могу ускориться» (2001), а ещё раньше - сингла «Новый Год» (декабрь 2000), получился настолько мощным и цельным, что вскоре после выпуска «Пиратов ХХI века» группа «Ленинград», уже и без того имевшая армию преданных поклонников (невозможно переоценить, да и нет смысла переоценивать повсеместный восторженный приём «Мата без электричества» и, особенно, «Дачников»), буквально взлетела к вершинам отечественного рок-олимпа: песни «WWW» и «Мне бы в небо» в считанные месяцы, если не недели, вошли в число национальных рок-хитов всех времён и народов (можно даже без стеснения стереть приставку «рок», учитывая повсеместное, включая привокзальные площади и вещевые рынки, «полноголосое» звучание обозначенных треков) - к тому же, они были в значительной мере усилены неплохими видеороликами, имевшими активную ротацию в эфире российских музыкальных телеканалов.
Альбом «Пираты XXI века», по сути, является квинтэссенцией творчества группы «Ленинград» - при этом, в момент его сочинения и записи коллектив как бы вырвался за рамки каких бы то ни было собственных самоограничителей, представив поклонникам идею в чистом виде - упакованную в хрустящий коммерческий фантик, что есть - то есть. Вообще, к моменту выхода «Пиратов» коллектив «Ленинград», как мы помним, пережил несколько фаз своего развития: от эстетской в чистом виде забавы времён дебютной кассеты «Пуля» с Игорем Вдовиным в качестве вокалиста и лидером «АукцЫона» Леонидом Фёдоровым в качестве продюсера и, скажем так, идейного наставника, далее - уже с набирающим на глазах творческую мощь Сергеем Шнуровым, успешно занявшим место фронтмена «Ленинграда», два по-настоящему ярких альбома конца девяностых годов - «Мат без электричества» и суперпопулярные «Дачники», по-своему оригинальный эксперимент «Маде Ин Жопа» (в названии, если хорошенько прикинуть, можно прочесть привет уже упомянутому выше «АукцЫону») - и, наконец, ударная вершина «Пираты XXI века», представившая слушателям группу во всём её, пусть и слегка упрощённом, великолепии - на альбоме можно услышать и рэггей, и гаражный рок-н-ролл, и элементы хард-рока, и шансон, и философскую балладу в духе знаковых корифеев русского рока, и концептуальный инструментал, венчающий основной трек-лист.
Если быть объективным, нужно признаться: «Ленинград» я не воспринимал всерьёз до выхода триумфальных «Дачников». Едва-едва зацепила «Пуля» (заметного следа на сердце не оставившая), как уже поменялась творческая концепция группы, затем на глазах шло становление и обретение оригинального языка (читай, собственной мифологии): то и дело в песнях и аранжировках Шнура & Co слышались мотивы горячо любимых групп «Бригада С» и «Ноль» с эдаким осовремененным, «рэйверским» акцентом, местами отчётливо проступал Том Уэйтс - и только к началу двухтысячных годов случился как бы момент проклёвывания той самой творческой идеи, которая была с невероятным успехом реализована на самом любимом мною альбоме «Ленинграда» - «Пираты XXI века». Осталось добавить, что этот диск на сегодняшний день имеет уже несколько переизданий, наиболее популярное из которых - издание «S.B.A. Music Publishing» с незначительным образом модифицированной, в отличие от оригинала, красной обложкой (обратим внимание, что металлическая пластина на черепе при этом сменила номер с 013 на 014) и двумя бонус-треками - «Ласточка» и «Мотоцикл».
Мощный и знаковый для своего времени альбом, подаривший его создателям заслуженную народную любовь и реальную, немифическую творческую свободу. Вносим в наш золотой реестр.
ЛЕНИНГРАД - «ПИРАТЫ ХХI ВЕКА» (2002). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:
Альбом "Пираты XXI века" для бесплатного прослушивания (+ тексты всех песен) Д.ШПАКОВИЧ - Рецензия на альбом «ПИРАТЫ ХХI ВЕКА» ВИКИПЕДИЯ: альбом "Пираты XXI века" ВИКИПЕДИЯ: группа "Ленинград" Сайт WWW.LENINGRADSPB.RU Сайт SHNUR.TV «МНЕ БЫ В НЕБО»
(Сергей Шнуров)
Руки-ноги дэнс, голова бум-бум-бам
Мои мозги похожи на кусок бабл-гам
Можно жить так, но лучше ускориться
Я лично бухаю, а кто-то колется
Мне бы в небо, мне бы в небо
Здесь я был, а там я не был
Мне бы в небо, мне бы в небо
Здесь я был, а там я не был
Новые районы, дома как коробки
Хочешь здесь жить - набивай кулаки
Кто-то жрёт таблетки, а кто-то колется
Я лично бухаю, но могу ускориться
Мне бы в небо, мне бы в небо
Здесь я был, а там я не был
Мне бы в небо, мне бы в небо
Здесь я был, а там я не был
Всё это похоже на какую-то разводку
Наркотики нельзя, но можно водку
Газеты и журналы печатают муру
Дельфин будет жить, а я умру
Мне бы в небо, мне бы в небо
Здесь я был, а там я не был
Мне бы в небо, мне бы в небо
Здесь я был, а там я не был
Путёвка в небо выдается очень быстро
Вышел на улицу - случайный выстрел
Можно ждать его, но лучше ускориться
Я лично бухаю, а кто-то колется
Мне бы в небо, мне бы в небо
Здесь я был, а там я не был
Мне бы в небо, мне бы в небо
Здесь я был, а там я не был