Сен-Санс

Nov 08, 2010 03:34


«В современном искусстве, нервном и беспокойном, его музыка поражает своей безмятежностью, своими спокойными гармониями… своей кристальной чистотой… Он вносит в нашу тревожную жизнь немножко света и мягкости былых дней»

Ромен Роллан
"Интродукция и Рондо Каприччиозо" Ицхак Перлман

image Click to view



"Карнавал животных" Аквариум

image Click to view




Ему было легко творить, но жизнь не уставала подбрасывать новые «темы для размышлений». По-разному в разное время относилась к нему публика (а он старался не зависеть от её мнения), драматично складывалась личная жизнь. Сен-Санс во всем придерживался любимого правила: «избегать всякого преувеличения, сохранять невредимым свое интеллектуальное здоровье». «Он свободен от любой системы», - говорил о нем Гуно, а Роллан продолжал: «…быть может - слишком свободен. Порой кажется, будто он не знает, что делать со своей свободой». Многочисленные путешествия, бурная деятельность не давали ответа, а чаще приносили лишь «горькое чувство тщеты всего земного… болезненную усталость» (Роллан). Но что никогда не оставляло француза Сен-Санса, так это улыбка, «вольтеровская ирония» по отношению ко всему (даже к уходу из жизни, вспомним его знаменитую «Пляску смерти»).
В непростом для него 1886 году Камиль Сен-Санс написал «Карнавал животных». Интересно, что эта «зоологическая фантазия» не всегда упоминается в серьезных учебниках по музыке, да и сам Сен-Санс не горел желанием её издавать, кроме разве что «Лебедя». Дело в том, что «Карнавал» - произведение юмористическое, даже пародия. А вот на что или на кого? Сен-Санс не столько рассказывает о животных, сколько подмечает разные человеческие типажи, причем остроумно и весьма узнаваемо!

Вот «Королевский марш льва» - торжественный выход царя зверей. Ах, как он любуется собой и своей внушительной поступью, оглашая окрестности грозным рычанием («рычит» фортепиано)!

А вот «Черепахи». Как вы думаете, в каком темпе эта пьеса? Конечно, в очень медленном. Причем за основу взята мелодия… канкана из оперы «Орфей в аду» Оффенбаха, только в несколько раз медленнее. А в пьесе «Слоны» тяжеловесно звучит «Вальс сильфов» Берлиоза.

Вот «Кенгуру». Кто бы мог подумать, что фортепиано может так «прыгать»! А в «Аквариуме» в звуках флейты, струнных слышатся переливы воды, изящные движения рыбок. «Персонаж с длинными ушами» - это именно тот, о ком вы подумали: крики «иа» забавно переданы «взвизгивающими» скрипками.

«Пианисты» - камешек в огород некоторых коллег, упирающих на зубрежку гамм, без всякой «человеческой» мысли.

И наконец, «Лебедь». Единственная часть, лишенная иронии. Песнь виолончели как мгновение ностальгии по сияющей синеве неба, по полету белоснежных крыльев, по самой Красоте. Включите эту музыку маленьким детям, вы увидите все это в их глазах, увидите, как они станут махать своими «крылышками» в искреннем желании взлететь над землей, а потом долго будут рисовать только лебедей.

Камиль Сен-Санс творил легко, наверное, потому, что он всегда был «слишком ребенок», как писал о нем Шарль Гуно. При всей своей учености он мечтал создавать музыку, «проникающую в душу и разливающуюся там по всем закоулкам», и ему это удавалось.
http://www.manwb.ru/articles/arte/music/Sen_Sans/

вечная музыка

Previous post Next post
Up