В этот день 1910 года успешную попытку взлета самолета с палубы корабля осуществили ВМС США, хотя ни своих летчиков, ни самолетов, американский военный флот в то время еще не имел.
14 ноября 1910 года, самолет Curtiss, пилотируемый Юджином Б. Эли,
взлетел с палубы USS Birmingham (CS-2). На заднем плане USS Roe.
Фото из NHHC Photograph Collection.
В сентябре 1910 года, через год после того, как американская армия обзавелась первым летательным аппаратом, помощник министра флота по материальному снабжению капитан 1 ранга Вашингтон Ирвинг Чемберс, получил приказ собрать информацию о прогрессе аэронавтики и доложить свои соображения по поводу пригодности аэропланов для нужд флота.
Через месяц после назначения на свою должность, Чемберс получил в качестве помощников двух офицеров - конструктора Уильяма МакЭнти, от Бюро кораблестроения и ремонта, и лейтенанта Натаниэля Райта, от Бюро паровых двигателей. Эти офицеры, после командировки в Форт-Майер, где они наблюдали за полетами братьев Райт, предложили Чемберсу планы полетов самолетов с палубы линкора. Тот доложил об этом командованию флота и получил разрешение выполнить тестовый полет с палубы военного корабля.
Для эксперимента Чемберсу был выделен 3750 тонный легкий крейсер USS Birmingham (CS-2). Теперь требовались найти самолет и пилота, сумеющего осуществить задуманное предприятие.
Погрузка самолета Curtiss на USS Birmingham (CS-2) при помощи плавучего крана.
Фото сделано в военно-морской верфи в Норфолке. Ноябрь, 1910 г.
Летчика и самолет Чемберс нашел на авиационной выставке в Хейторп. Одн из пилотов Curtiss Exhibition Team конструктора самолетов Гленна Кертисса. Это был пилот Юджин Б. Эли, который имел лицензию Aero Club of America № 17. Для своей первой попытки взлететь с корабля Эли использовал биплан Кертисса с толкающим винтом Curtiss Pusher, оснащенный поплавками на случай аварийной посадки на воду. Полет был назначен на 19 ноября.
В это же время, пароходная компания «Гамбург-Америка» совместно с газетой «Уорлд» планировала приобрести самолет, что бы он совершал полеты с платформы, установленной на пассажирском лайнере. Официально было объявлено, что целью эксперимента является улучшение почтовой службы на пассажирских судах, хотя имелись подозрения, что за этими экспериментами стоял немецкий военный флот.
Установка самолета Curtiss на взлетную платформу USS Birmingham (CS-2).
Фото сделано в военно-морской верфи в Норфолке. Ноябрь, 1910 г.
Эксперимент немцев несколько раз откладывался. Наконец было объявлено, что полет будет проведен с лайнера «Америка» в конце ноября, но узнав о планах американского флота, «Уорлд» попыталась опередить военных. Для полета бы спешно подготовлен лайнер «Пенсильвания». Пилот Дж. МакКарди должен был взлететь с лайнера в воскресенье 12 ноября. Самолет МакКарди был поднят на корабль, и пилот запустил мотор для предстартовых тестов. Но когда пропеллер завертелся, он зацепил канистру с маслом, и одна лопасть сломалась. Запасного пропеллера не имелось, и полет пришлось снова отложить.
Капитан 1 ранга Чемберс не стал ждать второй попытки МакКарди и сократил сроки подготовки к полету своего самолета. Матросы крейсера «Бирмингем» сначала просто удивлялись тому, что их заставили работать в воскресенье, сооружая над баком крейсера деревянную платформу. Но когда на следующее утро на эту платформу был поднят самолет, они решили, что весь флот просто спятил.
Юджин Б. Эли на борту USS Roe . Ноябрь 1910 года.
14 ноября «Бирмингем» вышел на рейд Хэмптон-Роудз (штат Виржиния) в сопровождении 4 эсминцев. Крейсер должен был проследовать в бухту Чезапик и там развернуться против ветра, двигаясь со скоростью 10 узлов. Эсминцы должны были стоять вдоль предполагаемого курса самолета, который вел к Норфолкской верфи ВМФ. Небо затянули дождевые шквалы. Ожидая улучшения погоды, «Бирмингем» стал на якорь.
Около 15.00, погода немного прояснилась и был дан приказ приготовиться к взлету. Эли запустил 50 -сильный мотор. Крейсер еще не успел дать ход, якорь еще только поднимался из воды, а терпение Эли уже кончилось. Он дал знак механику освободить самолет и запустил мотор на полную мощность. В 15.16 самолет покатился по наклонной 17-метровой плоскости и скрылся за ее краем и скользнул вниз к воде. Колеса самолета, поплавки и кончик пропеллера коснулись воды. Обе деревянные лопасти пропеллера были повреждены, однако он не перестал вращаться. Ни на скорость самолета, ни на управляемость это не повлияло и самолет начал медленно подниматься в небо.
Биплан Curtiss D.III Headless Pusher 1912 года выпуска в Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия.
Один из первых серийных самолетов в мире. На подобном самолете Юджин Б. Эли выполнил исторический взлет с «Бирмингема» в 1910 году.
Фото Smithsonian National Air and Space Museum.
Самолет Эли сел близ Норфолка, пролетев 2,5 мили от «Бирмингема». Первый взлет самолета с корабля стал историей!
Два месяца спустя, 18 января 1911 года, Эли осуществил первую успешную посадку самолета на корабль, посадив Curtiss на платформу установленную на палубе крейсера USS Pennsylvania. Корабль во время эксперимента стоял на якоре в заливе Сан-Франциско. Этот полет также был первым, когда для торможения самолета использовались хвостовой крюк и система натянутых канатов.
Юджин Б. Эли так и не стал военным летчиком ВМС США, хотя подавал об этом заявки, но это было до того, как военно-морская авиация США была организована. Он погиб во время одного из демонстрационных полетов 19 октября 1911 года.
По National Naval Aviation Museum, Naval History & Heritage Command, Н.Полмар, и др.