На работе это прозвучало как «Надо съездить в Тулу на один день по семейным обстоятельствам». Ага, семейнее некуда: папа подарил на 8 марта билет на Фердининдо. Ну да, ТРВ периодически заносит и туда.
Не люблю этот город, опять заранее казалось, не дорос он до Виктюка. Почему зал неполный? Почему цветов нет? Люди, вы даже не знаете, кто к вам приехал.
Впрочем, я тоже не знала. В смысле, никого из актеров на сцене раньше не видела. Единственный виденный мной безбозинский спектакль ТРВ - Эдит Пиаф - оставил удивительно ровное позитивное впечатление. Что же здесь и кто же здесь? Из «старого» состава Эра Зиганшина и Ольга Онищенко - да, они потрясающие, яркие, они невероятно органичны: как по нотам разыгрывают взаимоотношения вздорной старушенции-баронессы и бедной родственницы-старой девы. Их компанию разбавляет Дон Кателлино. Тоже поначалу кажется фарсовой фигурой. Хотя эта сутана… Может, мое восприятие изрядно подправлено Альмодоваром, но мне строгое католическое облачение заранее представляется подвластным соблазнам.
Ну и Фердинандо. Роман Полянский. Мальчика явно «растят» под Бозина. Хорош. Соблазн на ножках. Не вамп, явно не Месье. А вот Саломея… да, можно представить. Да, «хорошо уже то, что я и это допускаю. Я нуждаюсь в экзальтации, чтобы… лучше видеть происходящее». Мальчик, которого все хотят. «Ребенок», как его называют остальные герои. Ангел в белой ночной рубашке с пластмассовыми крыльями, святой Себастьян, карабкающийся вверх-вниз по дереву…
Ангел и дьявол похожи,- говорит Дон Кателлино. Учитывая, что дьявол - тоже ангел. Странную историю разыгрывает он в доме баронессы Клотильды. Старуха без ума от мальчика, готова покупать его, приживалка Джезуальда хватается за него просто как за мужчину. «Ты красив, Фердинандо». Дону Кателлино сиротка представляется святым Себастьяном, что не мешает и ему наслаждаться его телом.
Плюс к этому детективная история с наследством, похищенной шкатулкой с драгоценностями, завещанием, поддельными письмами, убийством.
И в итоге пшик. А был ли мальчик? Ангел оказался обыкновенным мошенником. Да и таких славных мальчиков, всем дающих то, чего они хотят, не существует. И все же, баронесса говорит ему спасибо.
Свет в окошке, единственная радость, наш Фердинандо. Как баронесса прижимает к себе его ноги, трогательные такие пятки, торчащие из джинсовых штанишек… будто прикладывается к святыне.
А Дон Кателлино умирает, полагая, что его убила любовь.
«Классическое» виктюковское воплощение: томные жесты, чувственная хореография. Как Джезуальда распускает свои роскошные длинные волосы (восхищенный вздох по залу) по плечам Фердинандо. Как Клотильда прикасается к его телу, будто это чудо из чудес.
А момент, когда Дон Кателлино и Фердинандо выходят на сцену в брюках и расстегнутых сутанах, разбрасывая розы вокруг себя, на которых потом будет «валяться» Фердинандо… Эти-то в раю все яблоки оборвали.
И все это под ужасно красивую музыку. Увы, опознана лишь одна тема - «Маленький цветок» Сиднея Беше - тонко, нежно, томно, мыльно, как угодно: под такую музыку так естественно отдаваться собственной страсти.
Да, если кто подскажет, что за итальянские песни звучат в спектакле, буду признательна.
Куча аллюзий и перекличек. Из напрашивающихся сразу - «Антонио фон Эльба», где юный Бозин очаровывал Образцову и компанию. Тема «священник и мальчик» для меня четко отсвечивает «Дурным воспитанием» и «Законом желания» Альмодовара. Ну и конечно, «Себастьян» Дерека Джармена.
Фердинандо - это такая шоколадная конфета, для ребенка, который еще не знает, где добро и зло. Просто хочу. Хочу во что бы то ни стало, и мораль тут не при чем. Даже если придется пойти на преступление. Продать душу дьяволу за «Мишку на севере».
«Фердинандо» прекрасен. Очень по-виктюковски - красиво и чувственно.
Роман Полянский - приятное открытие. Очень рада, что у РГ он есть.