Турция, как определяют аналитики, после развала Советского Союза руководствуется в своей политике на Южном Кавказе тремя основными амбициозными направлениями: стать полноценной региональной державой; продвинуть религиозный проект «Большой Туран» - «исламский» пояс от Турции до Пакистана; закрепить военное превосходство как члена НАТО, что совпадает с геополитическими целями США и НАТО.
Турция стремится к успеху во всех этих направлениях, но явно отстает от быстрых перемен в регионе, приспосабливается к роли «младшего партнера» США, НАТО и ЕС.
Это приводит к тому, что Армения и Азербайджан учитывают эти тенденции в политике на Южном Кавказе. Об это пишет турецкая газета «Сабах»: «Сохранение нынешнего статус-кво в Закавказье содержит для Турции большие политические риски». В переводе на политические реалии это означает, что Турция так и не смогла встать вровень с Россией на Южном Кавказе (такую задачу ставил Запад перед Анкарой еще несколько лет назад), оставаясь второстепенной державой в геополитической игре на Южном Кавказе.
Если вкратце затронуть религиозное направление, которое, кстати, широко практикуется в Азербайджане, Северном Кавказе и государствах Центральной Азии (строительство мечетей, учебных заведений, приглашение студентов в медресе), то, в контексте карабахского конфликта, на первый план выдвигается поддержка идеи обмена Лачинского коридора, соединяющего Армению со Степанакертом, на Мегринский коридор на самом юге Армении в пользу Азербайджана. В таком случае Нахичевань получала выход к Азербайджану, и открывалась возможность развития проекта «Большой Туран».
Августовский визит (2009 год) премьер-министра Владимира Путина в Анкару решил, кроме газовых проблем региона, ряд политических проблем. Россия косвенно способствовала повышению роли Турции в посреднических усилиях, проводя переговоры с премьер-министром Турции Эрдоганом о путях разрешения нагорно-карабахского конфликта (таким образом получает косвенную поддержку идея расширения числа посредников, дополнив группу сопредседателей МГ ОБСЕ или всем составом Минской группы. Речь идет о расширении числа сопредседателей МГ ОБСЕ, введя представителей от Турции, Ирана, ЕС, ООН и т.д.). Распространилась информация, что Баку, недовольный работой сопредседателей МГ ОБСЕ инициировал замену американского и российского сопредседателей. Мэтью Браза покидает свой пост из-за смены администрации в Белом Доме и очень хотел бы получить пост американского посла в Баку, а Мерзляков уже 7 лет пребывает на этом посту и уже объявлено, что его пост подлежит ротации.
Турецкий президент Абдулла Гюль, со своей стороны, говорит о нагорно-карабахском конфликте, как о национальной проблеме, заявляет, что конфликт - главная проблема Кавказа и заверяет общественность, что его решение будет найдено до конца 2009 года.
Одновременно заговорили о посреднических усилиях России в отношениях Турции и Армении (российские аналитики подчеркивают, что хотя граница между двумя странами закрыта, передвижение людей осуществляется свободно, а железная дорога из Турции на Южный Кавказ, проект которой разрабатывается, облегчит экономические связи). Примечательно, что в июне с.г. МИД Турции выразил мнение, что «холодная война» между Арменией и Турцией закончилась.
Однако переговоры Путина-Эрдогана по Карабаху без энтузиазма восприняли и в Ереване, и в Баку. Армянский политолог Сергей Шакарянц отметил, что Турция является членом Минской группы ОБСЕ, Армения не имеет права запрещать Анкаре обсуждать любые проблемы с главами иностранных государств и правительств. Однако, подчеркнул он, если Турция «раньше представляла собой сильное государство, которое позволяло себе давать Армении советы о том, как поступать в различных вопросах, то сейчас она находится в довольно плачевном состоянии и позволяет манипулировать собой».
В Баку СМИ подавали заявление министра иностранных дел Турции по итогам встречи Путина-Эрдогана под заголовком: «Турция снова сует нос в Карабахский конфликт». Турецкий министр, мол, прямо сказал: сложно не согласиться с заявлением президента Азербайджана, который раскритиковал деятельность Минской группы. «Исторические факты, - указал он, - свидетельствуют о том, что никакого прогресса нет. Пришло время заново начать этот процесс, а Турция продолжит прилагать усилия».
США со своей стороны предприняли усилия для нейтрализации поездки Путина в Анкару. Примерно в это же время американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Браза посетил Турцию и Армению. Он заверил в середине июля с.г. турецкого президента Абдуллу Гюля: «Мы очень близки к решению карабахского конфликта». Он подчеркнул, что сейчас идет обкатка новых Краковских принципов (обновленных Мадридских), что открывает путь к подготовке мирного договора между Баку и Ереваном. В августе с.г. Мэтью Браза встречался в Ереване с широким кругом политических деятелей, от оппозиционного Левона Тер-Петросяна (с ним обсуждались нагорно-карабахский конфликт, демократия в Армении, проблема «политзаключенных») до президента Сержа Саргсяна. Последний так определил 6 августа с.г. нынешнее состояние армяно-турецких отношений: «Армяно-турецкие отношения должны быть урегулированы без предварительных условий. Если в Карабахском процессе не будет зафиксирован прогресс, Анкара не выступит с инициативами в армяно-турецком диалоге».
Бывший министр иностранных дел Турции Хикмет Четин публично заявил, что Турция не откроет границы с Арменией (268 километров) без решения нагорно-карабахского конфликта, Граница была закрыта более 16 лет назад, в том числе и для гуманитарных грузов. В национальной военной концепции Турции (июль 1998 года) Армения - вторая после Греции страна-вероятный противник Турции. Против Армении выдвинуты следующие обвинения:
- Обвинения Турции в геноциде.
- Армянское лобби вместе с греческим давят на Конгресс США, заставляя его принимать антитурецкие заявления.
- Армения ведет «захватническую политику» против союзника Турции Азербайджана, осуществляет политику геноцида против турок-мусульман.
- На международной арене Армения сотрудничает со всеми противниками Турции и стремится создать единый антитурецкий фронт.
- Находится в военном союзе с Россией, который направлен против Турции, и разместила российскую военную базу на своей территории.
- Оказывает «военную помощь и поддержку» курдским сепаратистам, организуя на своей территории курдские «центры подготовки и военные лагеря» и др.
С «национальными приоритетами» Турции в военной области перекликаются основные положения военной доктрины Азербайджана. Она традиционно подчинена военному реваншу против Армении (хотя упоминается возможность партизанской войны с Грузией, локальные военные угрозы со стороны Туркмении, потенциально непреодолимая военная угроза со стороны Ирана). Последние изменения в военной доктрине Азербайджана - отсутствие ставки на блиц-криг войну с Арменией. (Эксперты в Баку подсчитали, что в случае затяжной войны Азербайджан потеряет 10 тысяч человек, а Запад не станет стороной конфликта, ибо никто не будет защищать 5 процентов энергоносителей Азербайджана в энергобалансе западных стран).
Тем не менее, в Турции постоянно готовятся к предстоящей, как считают в Анкаре, войне между Азербайджаном и Арменией. В 1995-1997 годах по решению Совета национальной безопасности Турции на расстоянии 12 и 72 километрах от армянской границы реконструированы взлетно-посадочные полосы аэропортов городов Игдир и Агре для приема военных самолетов любого класса. 3-я полевая армия, 2-е тактическое командование подготовлены для боевых действий против Армении. Возник проект строительства турецкой военной базы неподалеку от армяно-турецкой границы, с которой можно было бы парировать захват Нахичеваня в случае армянской агрессии.
В 2007 году Баку и Анкара подписали новое соглашение в области военного сотрудничества, Турция обязалась оказать Азербайджану военную помощь, размеры которой не разглашались. По оценкам экспертов, объем турецкой военной помощи Азербайджану в последние годы оценивается в несколько сот миллионов долларов. Турция готовит военных пилотов, азербайджанские летчики проходят также подготовку в Школе пилотов на Украине. С сентября 2008 года Турция участвует в модернизации Центра командного пункта ВВС Азербайджана на основе стандартов НАТО, турецкая компания «Aselsan» модернизирует танки Т-72, оснащает их приборами ночного видения, турецкие специалисты компьютеризируют систему контроля над выстрелами, осуществляют совместные проекты по производству вертолетов АТАК, РУА и др. Турция передала малые патрульные катера для ВМС Азербайджана. Военно-морские маневры Азербайджан проводит с участием турецких и американских офицеров. За последние 9 лет более 200 представителей МВД получили образование в Турции, азербайджанские офицеры проходят подготовку в высших военных заведениях Турции.
Снова возникли слухи о лоббировании военного союза Турции и Азербайджана.
Посол Турции в Баку Туран Моралы заявил, что в случае заключения военного союза Азербайджана и Турции, последняя может оказать Азербайджану «помощь при возобновлении на Карабахском фронте военных действий». Вслед за этим, в феврале 2007 года была подписана Тбилисская декларация о едином видении регионального сотрудничества, что означало новый военно-экономический альянс на Южном Кавказе. Министры иностранных дел трех государств подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области энергетике. Но центральным пунктом стало Соглашение о новой железной дороге Карс-Тбилиси-Баку (105 километров: 75 - по территории Турции, 29 - Грузии, на строительство отводилось три года, пропускная способность - 15 миллионов тонн грузов в год). Новая железнодорожная ветка призвана стать важной тыловой магистралью в случае возникновения новой войны на Южном Кавказе.
Скептически относится армянский президент к идее совместного вступления Турции и Армении в ЕС. Серж Саргсян замечает, что если вывести страну через Турцию к границам ЕС и вместе с ней вписаться в европейские стандарты, то армянские успехи на Западе будут означать, что вообще следует забыть о возможности членства Турции в ЕС.
В последнее время заговорили о «футбольной дипломатии» между Ереваном и Анкарой. Турецкий президент присутствовал в Ереване на футбольном матче между командами Армении и Турции. Теперь в ноябре 2009 года предстоит ответный матч в Анкаре, и в Ереване разгорелся спор: ехать или нет армянскому президенту на этот матч. Экс-премьер Грант Багратян считает, что президент должен ехать, нечего, мол, «выпендриваться», территория Турции в 25 раз больше Армении, а экономический потенциал - в 90 раз, и надо искать точки соприкосновения. Задается вопрос: почему Серж Саргсян боится съездить в Турцию? В свою очередь, президент Серж Саргсян заявил: «Я оправлюсь в Турцию, если мы уже будем иметь открытую границу или окажемся на пороге снятия блокады с Армении».
Турецкая газета Zaman так охарактеризовала состояние отношений Турции и Азербайджана: «Анкара уведомляет Баку о каждом шаге в армяно-турецких отношениях». Американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Браза 23 июня с.г. заявил, что он понимает беспокойство Азербайджана из-за сближения Турции и Армении. Я знаю, продолжил он, что эта тема оценивается с разных позиций. Позиция США заключается в том, чтобы нормализация турецко-армянских отношений, а также залечивание исторических ран и региональная стабильность открывали бы в свою очередь путь к обеспечению мира в регионе.
В этот же период, 8 августа министр энергетики и природы Турции Танер Йылдыз посетил с однодневным визитом Нахичевань, глее встречался с председателем Государственной нефтяной компании Нахичеваня Васифом Талыбовым. А в начале августа было открыто воздушное сообщение между Гянджой и Киевом, а также между Баку и Львовым. Официальный Баку продолжил тактику сближения с Западом, согласившись на то, что газопровод Nabucco будет охранять специализированное подразделение из военных стран ЕС. Этот шаг был с тревогой встречен частью азербайджанской общественности. Известный бакинский эксперт компании Lider TV Тофик Аббасов заявил: «Привлечение НАТО к обеспечению безопасности Nabucco может поставить под угрозу саму идею реализации проекта». Со своей стороны, ГНКАР подтвердила, что Запад может смело рассчитывать на азербайджанский газ для Nabucco, поскольку компания пересмотрела подтвержденные запасы газа в стране, увеличив их до 5 триллионов куб. м.
Следует отметить, что Азербайджан, Армения и Турция живут в чересполосице территориальных претензий, и дело не ограничивается только нагорно-кабахским конфликтом. «6 марта 1998 года президент Гейдар Алиев издал указ «О геноциде азербайджанцев». Основной пафос указа президента - расчленение азербайджанского этноса, «переделе исторических земель» азербайджанцев, «оккупация» Азербайджана после Гюлистанского (1813) и Туркманчайского (1828) договоров, историческая ответственность за раскол этноса возлагается на Российскую империю, СССР и Армению.
Кроме того, в Баку находится «правительство Западного Азербайджана», защищающего права исторических земель Азербайджана, когда-то захваченных Арменией. В свою очередь, в Ереване не забывают о «Западной Армении», землях, входящих в состав нынешней Турции.
Сложные пограничные проблемы у Азербайджана и России, граница до сих пор делимитирована только на 80 процентов, не упорядочено проживание лезгинов в Азербайджане, не ясно, насколько легимитизирована лезгинская автономия на севере Азербайджана, есть проблемы с аварцами, не признающими границы между двумя странами. Словом, Дагестан может тоже стать «горячей точкой» в отношениях между Россией и Азербайджаном.
Что касается Турции, то Запад продолжает усиленно проталкивать своего союзника по НАТО в число стран, играющих роль в решении проблем Южного Кавказа. Французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье недавно заявил, что Турция может сыграть роль в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Материал найден по этой
ссылке.