Копаться в архивной пыли всегда некомфортно.Кому платить за защитную маску?

May 17, 2017 11:26

Любопытно стало по нюансам.Потому решил запостить.

http://www.fontanka.ru/2017/05/17/006/

17.05.2017 00:31
22 Комментариев

Как потомки изменника Родины ФСБ не заплатили

В Петербурге суд оставил за государством право секретить дела изменников Родины, но запретил тратить на это бюджетные деньги. Граждане в попытке узнать правду о родственниках не обязаны платить чекистам.


antikvariat.ru

Выборгский суд 16 мая отказал ФСБ в возмещении расходов с потомка репрессированного крестьянина, снабжавшего фашистов коровами и справлявшего с мадьярами Новый, 1943-й год. Чтобы не рассекречивать обратную сторону войны, ФСБ готова тратиться на переезды в купе и гостиницы на Невском. Ей велено поумерить аппетиты.

Житель черноземного села Готовье Василий Остряков был во времена Великой Отечественной войны признан изменником Родины. В период временной оккупации Белгородской области он добровольно поступил на работу к фашистским властям на должность управляющего колхозом и с июля 1942 года по январь 1943-го активно выполнял задания немецкого командования, сдал для снабжения немецкой армии 50 голов крупного рогатого скота и 150 центнеров хлеба.

«Ревностно служил немецким властям, старался выполнить на сто процентов наряды по снабжению армии… расхищал колхозный хлеб, гнал самогон… имел связь с мадьярскими офицерами, часто с ними пил и гулял, устраивал вечеринку встречи Нового, 1943 года», - дали на Острякова показания односельчане.

Подсудимый вину не признал: «Сам у населения ничего не отбирал, а лишь рассылал извещения», - говорил он.

Военный трибунал 18 июля 1943 года приговорил Острякова к семи годам лишения свободы по статье 58-1а УК РСФСР (измена Родине). Через полтора года он умер в исправительно-трудовом лагере Дальлага (НКВД) на территории нынешней Амурской области.

Уголовное дело поступило в архив УФСБ Белгородской области. В 2015 году суд подтвердил статус Острякова как изменника, посчитав, что он перешел на сторону врага. Петербургские потомки пытались узнать подробности жизни репрессированного крестьянина. Чекисты не дали ознакомиться с материалами, так как по действующему законодательству дела нереабилитированных засекречены даже от родственников. Единственной формой предоставления информации по таким делам является справка об отрицательном результате пересмотра приговора. Отказ УФСБ был оспорен в Выборгском суде Петербурга.

Спор потомков и чекистов судью Алену Колесник чрезвычайно взволновал. Она устроила слушателям фейсконтроль, переписала паспортные данные, вызвала на подмогу приставов.

УФСБ ожидаемо выиграло процесс. На его стороне судебная практика, которая на настоящий момент однозначно трактует основные нормативные акты по делам приговоренных в те времена - федеральный закон 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» и «Положение о порядке доступа к архивным материалам прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям» (подписано ФСБ, МВД и Минкультом в 2006 году).

«На обращения граждан по доступу к материалам дела с отрицательными заключениями о реабилитации архивы выдают [только] справки о результатах пересмотра», - решил суд.

Второй частью спора были издержки. Белгородское УФСБ для защиты секретов выписало в Петербург сотрудницу Марину Трифильеву. Ее командировка, как утверждало ведомство, обошлась в 26 тысяч рублей. Чекисты посчитали, что за попытку узнать о судьбе репрессированного родственника должны платить потомки.

Защита Остряковых возразила. Ничто не мешало белгородскому УФСБ выдать доверенность местному. Во-вторых, Трифильева снимала гостиницу на Невском проспекте почти за пять тысяч рублей в сутки для участия в полуторачасовом заседании и ездила с комфортом.

«Представитель ФСБ воспользовалась купейным вагоном, чтобы проехать туда и обратно и еще посмотреть замечательный город Санкт-Петербург, - заявил адвокат Максим Оленичев. - Мы полагаем, что в условиях кризиса и всевозможной экономии государственных расходов недопустимо для должностного лица использовать бюджетные средства для комфортного путешествия по России. Мы полагаем, что представитель ответчика была обязана ехать в плацкартном вагоне».

Суд решил, что за свои секреты УФСБ должно платить самостоятельно, и отказал в возмещении издержек.

Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»

ФСБ РФ, судебная система России, Россия

Previous post Next post
Up