Мой друг и соратник по переписке Илья Соловьев из славного города Рыбинска (также известный как "Последний хиппи СССР") написал чудесный - и просто отвязный отзыв на мою книжку про Нила Янга. Всем интересующимся - публикую тут, т.к. собственной платформы у автора, видимо, нет, хотя очень жаль! Пунктуация и стиль автора практически сохранены, с небольшими вкраплениями редактуры.
Спасибо, Илья! :)
Посвящается памяти Андрея Владимировича Мистрюкова.
И это всё о нём!
В до интернет эпоху, об этом музыканте писали до смешного мало. На память приходит пара статей одна из журнала "Сельская молодёжь" и в "Hi-Fi & music", да упоминание вскользь в журнале "Америка" посвящённому рок-музыке, правда там было отличное фото этого янычара рок-н-рола. Был обычай на Руси ночью слушать Би-Би-Си, так и там о нём только вскользь - в рок-хронике, да в новинках, что вышло в этом месяце и всё!Правда однажды порадовал канал "НТВ", в программе "Меломания", которая шла по Вторникам после часа ночи, в самое"прайм-тайм" показали его концерт "Сварка" Вот пожалуй и всё, что удаётся вспомнить. Для большинства россиян он пришёл в дом благодаря его другу, режиссёру Джиму Джармуша, который попросил его написать и исполнить музыку к фильму "Мертвец", с успехом прошедшим на первом канале где-то в конце 90-х гг. Да, чуть не забыл, советские люди плясали под его песню "Золотое сердце" на дискотеках в исполнении популярной группы "Бони М".
И это всё о нём, о канадском музыканте Нил Янге - одном из самых уважаемых персонажей рок-н-рольного цирка. Да, именно уважаемого, ибо правда слишком драгоценный продукт, чтоб отпускать его без эскорта лжи, а вот наш герой как раз этот эскорт и отсёк.
Моё знакомство с его искусством произошло в 1990-м году. В этот год в городе Сиэтл, штат Вашингтон, прошли первые советско-американские Игры Доброй воли. От нашего города, в Сиэтл был делегирован танцевальный ансамбль "Серпантин", а в качестве звукорежиссёра с ними поехал ветеран движения сопротивления, мой друг Мистрюков Андрей - большой любитель пошутить, как многие творческие работники - не дурак выпить. Напоминаю, дело было во времена позднего СССР, продукты, сигареты, водка по талонам, что такое доллар или компакт-диски никто толком не представлял. Основной рупор печати - газета "Правда", в существование страны США верили не все, любая заграница в то время - это то же, что миф о загробной жизни, а если ты мечтал об Америке, тебе её показывали в психушке, там же устанавливали разницу во времени.
По прилёту в Сиэтл, всю эту полуголодную дикую дивизию растащили по семьям наивные американцы, которые тоже не представляли, кто такой этот советский человек и можно ли ему доверить пуд нелегальщины. Моего друга приняла милая семейная пара Стив Пол и Ивонн Луквуд - он строитель, индеец племени Пикуни (Blackfeet), она -медсестра из службы 911, любительница излишеств помимо дома и семьи, в стиле : "А если и это вам уже не под силу, осторожненько, ваткой приподнимите ребро и влейте её или его прямо в желудок!" В общем, красивые американские люди с белыми зубами и ухоженными ногтями и советский человек, годами жевавший сапожные шнурки нашли друг друга! Возвращению всей этой дикой дивизии в столицу бурлаков вызвало у их (бурлаков) потомков шок! Живя во Содоме, во Гоморе, такого количества высоких, стройных людей жующих жвачку, а не гудрон, в бейсболках, а не в плевках "Речфлот", в фирменных куртках и с большими чемоданами и в джинсах "Левис 501" никто никогда не видел. Сейчас ввиду необычайного развития картографической науки, куда не греби, приплывёшь куда хочешь, а тогда один путь: Чемодан - Вокзал - Израйль.
Как мы знаем, ожидание подарков - лучшее, что есть в праздниках после застолья. И вот праздник настал! Андрей Владимирович пригласил меня в гости и продемонстрировал, что такое си-ди-проигрыватель и компакт-диски, среди которых и был наш герой, пластинка "Свобода"("Freedom"). От всего увиденного, услышанного и выпитого, мы, размазав сопли по лицу, долго хрюкали игриво. В тот день, последняя песня с этой пластинки Rockin' in the free world, нет не песня, а кусок сырого мяса с вокалом цепного пса, вызвало в моей пустой голове землетрясение амплитудой 10 баллов по шкале Рихтера! (Спустя год Стив и Ивонна по приглашению Андрея Мистрюкова посетили нашу страну, это, правда, уже другая история, которая продолжается до сих пор. Кстати, не так давно в доме у Стива гостил актёр Гарри Фармер, который играл в "Мертвеце" индейца по имени "Никто"!).
Это было 25 лет тому назад - как сегодня!
Современная Россия, всё что есть, можно есть. Руины морали, церкви крайностей, законы джунглей, песенки о счастливой жизни безобидных насекомых, речевые потоки и всё такое. По сравнению с временами СССР, гром и молния кажутся малобюджетным пиротехническим эффектом. Народ сгорает в плотных слоях блогосферы и тд и тп короче не социального хирурга. А уж если встретится собрат по психозу, то как будто встретил на улице человека с брошюрками Свидетелей Иегова - и не разберёшь, то ли он мошенник, то ли правда не в себе, а вдруг и вправду чертей, как братьев лизал в засос?!И какого же было моё удивление, когда я узнал, что в издательстве "Геликон Плюс" выходит книга Александра Берензона "Нил Янг. Рок-н-рольный ковбой". На дворе 2006 год, в воздухе музыкальный компост, на фоне которого уличный светофор предлагает широчайший выбор и богатое разнообразие цветов, а на вопрос "Как вы думаете?" затрудняются ответить 90% опрашиваемых. Так что в выходе этой книги действительно есть что-то героическое. Я не видел реакцию работников издательства на предложение Александра Берензона издать книгу о Нил Янге, думаю примерно тоже, если б я пришёл в "Молодую гвардию" с предложением издать в рубрике ЖЗЛ, основанной Максимом Горьким в 1933 году, выпуск, посвящённый Михаилу Самуэловичу Паниковскому. Издание такого, думаю, вызвало бы эффект, будто в Ленинке обнаружили склад вахабитской литературы.
В двух словах. Нил Янг - это музыкант, чьё место в одном ряду с такими мастерами, как Джон Леннон, Боб Дилан, Фрэнк Заппа и Боб Марли, которые тоже составили свой яркий букварь инакомыслия. Он борец с детским церебральным параличом, за права фермеров и индейцев. Недаром его группа носит имя одного из самых почитаемых индейских вождей Crazy Horse (Tasunke Witko). Музыка. Его музыка представляет собой пиршество духа и слуха. Здесь всё - атмосферный рок-н-ролл, балаганного разлива ковбойское буги, ернический сёрф, колониальная эстрада, еврейский твист, оркестр отбойных молотков и наждачный вокал.
Итак. «Нил Янг. Рок-н-рольный ковбой». Александр Берензон, издательство "Геликон плюс" 2006 год. 152 страницы. Санкт-Петербург.
В этой книге вы не найдёте, это и прекрасно, нарезок из таблоидных сплетен, количество дней и на каком месте держался тот или иной сингл\альбом, писем фанатов, выдержек из дневника тур-менеджера и сколько он тащит с собой в турнэ киллометров кабеля, гитар, всякой мишуры и прочее. Для таких фанов существуют другие издания. Это в первую очередь рассчитано на того, кто не погружается глубоко в глубины янговедения. Здесь, на мой взгляд неплохо представлен его ранние годы-семья, детство, первое хочу, первое нельзя. Этот труд разбит по его основным эпохам, поэтому вам будет очень легко ориентироваться. Читая название глав в содержании, вы сразу понимаете, о каком периоде жизни этого рок-хамелеона идёт речь. На наиболее ярких моментах автор останавливается подробней, но без фанатизма. Присутствуют здесь и цитаты из его интервью разных лет, а так же яркие события в социальной жизни Запада, которые так или иначе отражены в его зонгах, такие как смерть Д. Леннона или падение берлинской стены. Будет интересно ознакомится и с частичным переводом текстов песен, чтоб лучше понять, о чём шумим. Достаточно полная дискография и фильмография артиста. Книга начинается с воспоминаний автора, как он открыл для себя мир Нил Янга. Когда я прочитал эту книгу, я дал почитать её паре больших любителей Нилыча, которые после прочтения поставили ей твёрдую 4-ку. Хочу заметить, это как раз те, кто глубоко изучает жизнь и удивительные приключения рок-н-рольного ковбоя.
В дзене нет слова "уметь", а есть только слово "знать". Прочитав "Нил Янг. Рок-н-рольный ковбой», вы будете знать достаточно о человеке, для которого хипповские идеалы любви не утратили своего значения. И пока он записывает свои нетленки, "дети цветов" не растеряются в асфальтовых джунглях, не превратятся в брэнд, предполагающий клеша, хайратник, пацифик на шее, фенечка на руке и очки а-ля Джон Леннон. Очень надеюсь, что вы сумеете найти его волшебную музыку, сказку для взрослых тёть и дядь, которым увы, очень не хватает веры в чудо. Да святится имя твоё!
Спасибо автору за этот труд, счастлив, что являюсь его современником!
А пока, Hey Hey, My My rock-n-roll will never die!
Спрашивайте книгу Александра Берензона "Нил Янг. Рок-н-рольный ковбой" в лучших магазинах страны!
От себя добавлю, что книгу уже фиг найдешь в магазинах, а вот в электронном виде очень даже можно приобрести - ridero.ru/books/nil_yang.html