Я начинаю сагу о своей сокрушительной поездке по Ближнему Востоку в мае-июне 2010 года. Маршрут Турция - Сирия - Ливан - Иордания, 25 дней.
Безумный автостоп, иорданская полиция, три моря, ненавистный фалафель, сирийские звезды, красный песок и солнце со свободой пополам.
1-й день, пятница, 21 мая. Анталья - Алания - Антакья
Рейс в Анталию был в 6 утра. Это значит, что в Борисполе надо быть в 5. Если некому отвезти, можно доехать автобусом «Полет», они ходят круглосуточно.
Расписание. Вез только ручную кладь, рюкзак был 11-12 кг. Излишек распихал по карманам, контрольное взвешивание - 9,7 кг. В самолете словил себя на мысли, что самолеты вызывают уже примерно столько же эмоций, сколько и метро. Сел, заснул, ничего личного. До этого ночью спал всего часа три. Как всегда, при посадке прозвучали бурные аплодисменты пилоту- так делают только наши люди, в Европе никто не хлопает.
Также не совсем понятно, откуда взялся миф о красавицах стюардессах. У меня в жизни было больше 20 самолетов, но ни одной красивой стюардессы. Я уже молчу про самый первый самолет Киев - Батуми Грузинских авиалиний. Это был суровый удар по моей ранимой психике и подростковым иллюзиям.
В аэропорту Анталии два терминала - международный и для внутренних рейсов (domestic). Они находятся в одном здании. От международного к домашнему терминалу идти метров 500, хотя иногда встречал цифры 2 км.
Как добраться из аэропорта Анталии в город
- Автобусы Havas. Они дорогие, стоят 5 турецких лир (2,5€). Ходят не очень часто, но они есть, что бы ни утверждали таксисты.
- Секретный городской автобус №202. Ходит с Otogar (автовокзал по-турецки) до аэропорта. Стоимость 1,4 TL (0,7€). Ходит каждые 2 часа, начинает ходить с автовокзала в 7:00, последний автобус - в 21:00. Из аэропорта, соответственно, первый автобус идет в 8:00. Otogar в Анталии находится где-то в 7 км от центра, туда можно доехать на новом трамвае (2 TL, в городе одна новая трамвайная линия, еще есть исторический трамвай) или на микроавтобусе (1,5 TL). Автобус №202 можно словить и в центре, долгое время он идет вдоль трамвайных путей.
В этом плане Киев - отличный город, потому что у нас исторические трамваи ходят везде и стоят недорого. Таких трамваев, как хотя бы в Турции, наверное, у нас не будет никогда.
Виза Турции
Ставят прямо в аэропорту, нужен только загранпаспорт. Цена для граждан Украины - 30 долларов или 20 евро. Ставят мультивизу на 30 дней. Как нетрудно посчитать, в евро платить дешевле. Платить нужно валютой, сдачу дают тоже валютой.
Я поменял немного долларов по плохому курсу (1,35 или 1,4). Нормальный курс - 1,55-1,59. Если грубо считать, 1,5 турецких лиры - это доллар, 2 лиры - это 1 евро. Вышел из аэропорта и пошел на трассу D400. Если стоять спиной к международному терминалу, то надо идти вперед и влево. Пока шел на трассу, разбирал свои распечатки с турецкими словами, пытаясь составить фразу-обращение к водителям. Кое-как я ее составил, изяществом стиля она не отличалась, ну хоть что-то. Ключевое словосочетание - «пара йок» - нет денег. Стопил минут 15, зубрил фразу, но как-то она все не запоминалась. Тем более в моих записях все нужные слова были разбросаны. И вот, остановилась первая машина, маленький Fiat. Я заглянул внутрь и понял, что упражнения в турецком можно пока отложить. Немец на арендованной машине ехал в Белек (Belek) и взял меня с собой до поворота с трассы на Белек. Он приехал на неделю, уже в четвертый раз в Турции, взял машину напрокат. У меня карты Турции не было, поизучал его карту. Он меня высадил, я купил воду и резиновый турецкий хлеб (у нас такой пекли в ларьках в 90-х), начал стопить дальше. Остановился пикап, водитель по-английски вообще не говорит. Я зарядил свою волшебную фразу, он решил что мне обязательно нужен автовокзал (otogar), и привез меня в город Серик (Serik) и высадил возле автовокзала. Он в 200 метрах от трассы. На вокзал я не пошел, прошел немного дальше, начал голосовать. Остановился дальнобойщик, сказал, что может довезти до Алании (Alanya). В процессе выяснилось, что я турецкого не знаю, общаться мы не могли, только жестами. Мне показалось, что он немного расстроился из-за этого. Сказал, что высадит меня в городе Manavgat. Я проехал 68 км на трех машинах, но заняло это довольно много времени. Трасса D400 вдоль побережья красивая, но не очень быстрая. На восток лучше ехать по другой трассе.
Тут остановился автобус, водитель сказал, что он едет в Аланию (5TL/2,5€). Я сел, дорога шла вдоль моря, в автобус начало заходить много туристов. В основном немцы, русские и немного поляков. Проехали 60 км, вышел в Алании на автовокзале.
Алания
Решил доехать до Антакьи (Antakya, он же Hatay) на ночном автобусе. Пробил обстановку. На автовокзале офисы многих автобусных компаний, есть различные предложения, нужно торговаться. 5 лир сбрасывают только так. Купил билет за 35 TL ($23). Да, турецкие автобусы очень дорогие, но это было еще только начало. Автобус Антакья - Стамбул, 17 часов, стоил 45 лир ($30), а Стамбул - Анталья - 40 TL ($26,5), 12 часов.
Пошел гулять по Алании. Красиво и мило, люди купаются, играют в теннис, баскетбол и прочие игры. Все довольно по-европейски. Есть одна достопримечательность - замок на горе. Я заперся на эту гору прямо к закрытию замка. Вход стоил 10 лир (5€), я внутрь не пошел. Виды с горы красивые. Много немцев, поляков, и конечно же, русских. Цены везде в лирах и евро.
Вид с горы на Аланию.
Также в Турции состоялось мое первое знакомство с местным донером. Сколько их потом было! Первую неделю ел все эти разновидности шаурмы, вторую мучился, потом полностью перестал этим питаться.
После замка повтыкал на пляже в лучах заката. Лежал на самовольно захваченном шезлонге и наблюдал такую картину. К морю пришли русская девушка и турок с какой-то зеркалкой и внешней вспышкой. Он устроил для девушки интенсивную фотосессию с элементами жесткой эротики. Ставил ее в разнообразные позы в волнах прибоях. Чувствовалось, что он любит свою работу, особенно моменты прикосновений к модели. Предварительно все позы показывал на себе, это было очень смешно. Потом оказалось, что такими фотографами-коммерсантами забит весь пляж. Снимают туристов на фоне моря и заката. Тут тебе и постановочные поцелуи, и прыжки в воздух, и знойные групповые снимки. Отдыхающие развлекаются, местные таланты работают в поте лица.
Вернулся на автовокзал, автобус немного опоздал. Все дальние автобусы в Турции довольно комфортабельные. Это новые Mercedes, немного отличаются в разных компаниях. Примерно каждые 4 часа автобус останавливается на 20-30 минут на специально оборудованных стоянках. Там есть фаст-фуды, супермаркеты, туалет. Все довольно дорогое, Турция далеко не дешевая страна. Хотя, дешевле, чем в Западной Европе, конечно. Пока пассажиры развлекаются, автобус заправляют и, самое главное, - моют! Специально обученные проворные мужчины в резиновых сапогах моют автобус со всех сторон щеткой с привязанным к ней шлангом. Лобовое стекло даже моют с шампунем. Подчеркиваю, это происходит в дороге, причем несколько раз за рейс. Мне просто для статистики, сколько раз в году моют украинские автобусы?
В автобусе со мной рядом сидел турок. Я одел беруши (одно из лучших приобретений в моей жизни) и заснул. Потом открываю глаза - у меня на плече спит кудрявая девчушка. Думаю: ничего себе, я читал, что они вообще с мужчинами не садятся рядом, а тут красотка подсела ночью вместо того чувака, еще и голову на плечо кладет. Заснул опять, просыпаюсь - опять суровая реальность. Это не девочка, а небритый турок в элегантном черно-золотом спортивном костюме Adidas. Я, конечно, люблю, когда у меня спят на плече, но до сих пор в этой роли никогда не бывали турецкие мужчины. Все когда-нибудь бывает в первый раз.
2-й день, суббота, 22 мая. Антакья - Алеппо
Приехали в Антакью часов в 11 утра, меня на выходе из автобуса сразу же взяли в оборот.
- Мистер, Алеппо?
Зашел внутрь автовокзала, там, как всегда куча предложений. Автобус в Сирию (Алеппо) отходил через час, цена - 10 TL (5€), едет 4 часа. У меня оставалось только 8,5 лир. Говорю менеджеру:
- Бери, сколько есть или исчезни.
Он сделал недовольное лицо, как будто я у всех на глазах сжег Коран, но согласился на мое выгодное предложение. Пытались забрать мой паспорт, я сказал, что мой паспорт будет со мной. Они не сопротивлялись.
Погрузились в автобус, поехали в Сирию.
Виза Сирии
Гражданам Украины можно получить визу сразу на границе. Стоимость однократной визы - $36. Женщинам до 35 лет без сопровождения мужа могут визу не дать. С любыми отметками о посещении Захваченной Палестины (Израиль - даже слово такое забудьте, есть только Палестина) - в Сирию и Ливан не пустят. Это в лучшем случае. В худшем - тюрьма, папиросы, черный чай.
За каждый выезд из Сирии по земле надо платить 550 сирийский фунтов ($12). Отмазаться не удастся! Проверено электроникой. Два раза я платил 550, один раз 500, на разных границах по-разному.
Поскольку мне надо было 3 въезда, я сделал мультивизу ($100) заранее, в Киеве. Это дешевле на $8 и надежнее. Визу делают за один день. При получении визы на границе иногда требуют небольшие взятки ($2-5). Это судя по чужим отчетам. Мой знакомый путешествовал по Сирии и Иордании в это же время, два раза без проблем получил сирийскую визу на границе за $36, взяток не платил.
Адрес посольства Сирии в Киеве
03050, г. Киев, ул. Белорусская, 5 (от метро Лукьяновская 5 минут пешком)
Телефон: (+38 044) 489-55-51, 489-55-52
Факс: (+38 044) 483-97-88, 483-82-91
E-mail:
syrian-emb@ukr.net Рабочее время
Пн - пт 9.00-16.00, но приходить надо пораньше. Раз я пришел в 11:30, и это было уже поздно, у меня документы не взяли.
Документы
Загранпаспорт, 2 копии его первой страницы, 2 фото (как на Шенген), анкета, заполненная на месте и $100 в долларах. Утром сдал, в 14:00 этого же дня забираешь паспорт. Все очень просто! Very nice!
На границе ничего выдающегося не произошло. Нужно приготовить название отеля в Сирии, его записываешь в регистрационную карточку, и потом еще пограничники спрашивают. Но они не требуют никакой брони, ничего не проверяют - поэтому говорим любой отель из Lonely Planet. Если визы нет, автобус ждет, пока ты ее сделаешь. Это занимает минут 15. На всех моих границах в этом трипе (а их было 8), я недолго ждал, и проходил их быстро. Для иностранцев всегда есть отдельное окошко, оно пустует, русских туристов почему-то не видно.
$1 = 46 сирийских фунтов. Курс точно такой же, как курс индийской рупии к доллару. Соответственно, цены примерно того же порядка, что и в Индии, только Сирия немного подороже. Но все равно - вполне дешевая страна.
Алеппо
Приехали в Алеппо на International Bus Station. Через дорогу от этого автовокзала - Information для туристов. Там можно разжиться бесплатными картами регионов Сирии. От вокзала до центра Нового города (Clock Tower) 5-10 минут пешком. Возле Clock Tower расположены несколько рекомендованных LP отелей и множество отелей для местных, которые еще дешевле.
Я долго метался по району, не мог найти ни отель, ни где поменять деньги, но потом все-таки заселился. Бэкпекерский притон Green Star, недалеко от Clock Tower. 350 фунтов ($7) за место в общей комнате, душ в коридоре. Комната была трехместная (о, чудо) к тому же в ней никого не был, я жил в ней один. Можно заходить в любой отель для местных возле Clock Tower и спрашивать цену. Там есть комнаты по 200-300 фунтов с человека. На обратном пути я так и сделал - жил за 200, но условия были хуже, чем самая плохая гостиница в Индии. Мне трудно придумать более мощный эпитет.
В главной мечети.
Мои фотографии людей с улиц Алеппо -
http://road-movies.livejournal.com/21056.html В Алеппо основная достопримечательность это Старый город и Цитадель (хорошая крепость на горе).
В узких улочках этого старого города словно прикасаешься к страницам древней истории. Пытливый путешественник (о боже) найдет здесь все для вдумчивого сладострастного шопинга. Ткани, хиджабы, восточные сладости, всевозможные орехи, финики, ледяные фреши из отборных фруктов - каждый найдет себе что-нибудь по вкусу. Но оставим стилистику томных туристических буклетов.
В Алеппо можно отлично провести день или два. В Сирии только два больших туристических города - Дамаск и Алеппо. Есть еще Хама, но там можно совсем быстро справиться. Мне город очень понравился.
Вид из цитадели на Алеппо. Вход в Цитадель 150 фунтов ($3) по ISIC - 10 фунтов ($0,2). Такие же условия на вход во все достопримечательности Сирии. Сделать ISIC очень выгодно. (Да, я тоже давно не студент, но тем не менее).
В Цитадели.
Вечером в отеле весь персонал смотрел финал Лиги Чемпионов Интер - Бавария. Болели почему то за Интер. Наши победили.
3-й день, воскресенье, 23 мая. Aleppo - Latakia - Qala’at Marqab
Из Алеппо в Латакью лучше всего ехать на поезде. Есть 4 поезда в день - 6:00, 7:00, 15:00 и еще один чуть позже. Дорога занимает 2 часа, 100 фунтов ($2). Мне расписание не подходило, поэтому поехал на автобусе.
Автобусы в Латакью ходят с самой главной автостанции. Как туда доехать общественным транспортом я не выяснил, как истинный буржуа поехал на такси. Я тогда еще был не силен в арабском, и вообще был недостаточно жесткий, поэтому поездка обошлась в 150 фунтов. Сначала договаривались за 100, но в конце таксист начал требовать 200, я дал 150. В конце путешествия я бы за эти 50 фунтов вырвал ему печень голыми руками. Но тогда у меня еще не было бороды, загара, арабского и боевого настроя.
Любая покупка билета на автобус в Сирии неизбежно приводит в полицию. Силовые структуры стараются фиксировать все перемещения иностранцев по стране. Поэтому каждый раз, когда ты покупаешь билет на автобус, тебя отводят к полицейскому, и он проверяет паспорт. Обязательно идет проверка: не появилась ли за ночь в твоем паспорте отметка о посещении Захваченной Палестины. Бдительность граждан - основа безопасности страны. Сирийские полицейские почти всегда одеты в гражданскую одежду и удостоверения не показывают.
Автобус в Латакью идет 3,5 часа, стоит 100 фунтов ($2). Совершенно бесплатно в дороге разливают охлажденную воду из крана, набранную в бутылки. Иногда я пил в поездке сырую воду, ничего не происходило. Но вообще лучше покупать воду в бутылках, она недорогая (15-25 фунтов/$0,25-0,5 за 1,5 л).
Виды из окна. Эта местность очень красивая.
Во время пит-стопа.
Латакья
В Латакьи ж/д вокзал и 3 «гараж» (автостанции) расположены рядом. Сходил на экскурсию на ж/д вокзал.
Потом долго выяснял у местного населения, в какой стороне море. Сейчас понимаю, что тогда вообще не знал арабского, иногда было непросто. Потом уже таких проблем не было. Пошел к морю, делая по дороге фотосессии местных жителей.
Некоторые после съемки приглашали обедать, но я тогда отказывался, мажор. Дошел до моря - пальмы, облупившиеся лодки, камни - невероятно красивое место.
Ко мне подошел юноша, работает официантом в ресторане на берегу. Хотел попрактиковать свой английский. Попозировал для меня, рассказал о своей жизни. У него есть девушка, он сделал ей предложение. Она то вроде бы согласна, то нет. Я почему то не удивился такому поведению.
Он провел меня по железнодорожным рельсам в центр.
Это набережная.
Побродил там. Латакия - город на Средиземном море, это самый главный курорт Сирии. Ну не так чтоб курорт, но море есть. Правда, в самом городе купаться негде, нужно ехать на маршрутке за пределы оного.
О Боже, оного. Во время прочтения произведений Антона Кротова, каждый раз, когда я встречаю искрометные архаизмы типа оный, кои, сии или восхотел, мне хочется убивать.
Очевидцы утверждают, что за городом есть хорошие пляжи, но для меня морько не очень интересно. Основной причиной моего прибытия в Латакию была поездка в замок Qala’at Salladin, это в 19 км от Латакьи. Считается вторым самым крутым замком Сирии после Крак де Шевалье. Третье место занимает замок Qala’at Marqab. Если вы любите замки - советую посетить все три. У меня получилось только два. Уже был вечер, я понял, что замок Qala’at Salladin уже закрыт, значит, надо будет там ночевать. Я тогда сильно торопился, думал, что я не успею по всем своим пунктам. В итоге оказалось, что у меня осталось много свободных дней в конце. Я решил в Qala’at Salladin не ехать, а ехать в Qala’at Marqab. Для этого надо попасть в город Baniyas, он находится на берегу Средиземного моря между Латакией и Тартусом. От Баньяса до замка 10 км. В Латакии я пошел в один из гаражей возле ж/д вокзала (самый дальний от моря). Спрашивайте местных. Кодовая фраза: Салам алейкум. ана бадех рух ала *название города* (мир вашему дому. Я хочу ехать в * название города *). Вэйн гараж (где автостанция?). Шукран (спасибо). Ма асалам (до свиданья).
Самая полезная фраза, которая приводит в экстаз всех, от робких подростков, до седых стариков - Сирия тамам (Сирия - очень хорошо).
Есть еще приветствие мерхаба, но по сравнению с салам алейкум это просто сотрясание воздуха. Когда ты говоришь мерхаба, почти никто не отвечает. Если ты проходишь мимо группы мужчин, которые обсуждают международное положение и говоришь им «салам алейкум», их счастью нет предела. Все отзываются, все довольны, люди тебе рады, часто приглашают на чай.
Из Latakia в Baniyas ходят микроавтобусы (microbuses). Стоимость примерно 30 фунтов. С меня наивно пытались сбить еще 30 фунтов за место, которое занимает рюкзак. После Индии это было даже смешно. Я быстро им объяснил, что скорее проглочу свой рюкзак, чем буду за него платить, и водитель отстал. Расстояние 40 км, ехали 30 минут. В Baniyas приехал уже затемно. Шел по городу в направлении замка, купил бананы в лавке. Рядом молодой парень продавал кофе возле дороги. Позвал меня, предложил угостить кофе. Я вообще кофе не пью, но решил попробовать, какой он в Сирии, раз предлагают. Сел, начали с ним общаться. Я уже был довольно уставший. Продавцу было лет 20, очень веселый и классный парень, прекрасно говорил на английском, просто лучше всех в стране. Больше людей с таким английским не встречал. После кофе он принес для меня фалафель, затем хлеб, который испек его отец, семечки, воду. Возле нас собралось много его друзей, которые почти не говорили по-английски. Он их всех стебал. Учится в Алеппо в университете, влюбился в бессердечную красотку, забил на учебу, мама в гневе. В Баньясе подрабатывает на каникулах. Потом зашла речь о Палестине. Он сильно занервничал, сказал, что это их земля, и они имеют полное право скинуть оккупантов в море. Он много рассказывал о своей жизни, я пил кофе, слушал его истории. Я не знал, как доберусь сегодня до замка, где буду ночевать. Но я был беспредельно, просто неприлично счастлив. И это состояние сопровождало меня всю мою поездку. Самые лучшие вещи мы получаем бесплатно. Приключения и любовь невозможно купить.
Сирийцы сразу поняли, что мне нужен замок, так как больше в городе Баньяс делать абсолютно нечего. Да и немногие туристы в этот замок заезжают. Естественно, автобусы туда ночью не ходят, и отеля возле замка нет. Поэтому их очень беспокоила моя судьба.
- У меня отель с собой, не переживайте.
Попрощался с ними, пошел по направлению к замку. Начал подниматься в гору, останавливается мотоцикл с двумя подростками, лет 13-15.
- Куда ты идешь?
- В Калат Маркаб.
- Садись, отвезем.
У меня была давняя автостопная фантазия - застопить мотоцикл. И вот она сбылась! Потом в Сирии я на мотоциклах катался довольно много, они там очень популярны. Я сел третьим пассажиром, рюкзак за спиной. И мы поехали ночью по горному серпантину. Через несколько минут второй мальчик слез, остались вдвоем. На спусках малой еще больше давил на гашетку, и когда из-за поворота показывались лучи фар встречной машины, я думал, что сейчас моя карьера оборвется на излете. Я вообще то не робкий Алеша, но сначала было немного страшно. До этого я никогда не ездил на мотоцикле, еще и в таких условиях. Потом сказал себе - ты проходил шестерочные пороги и остался живой. Не может так быть, чтобы ты разбился в первый же день на мотоцикле. У нас есть еще немного удачи. Чтобы придать себе уверенности в завтрашнем дне, схватил малого за талию. Обхват сантиметров 40. Подумал, что если мы будем падать, и я за него схвачусь сильнее, то просто поломаю ему ребра. Потом уже увидел, как держатся местные пассажиры мотоциклов - за ручки, которые находятся сзади. После этого уже держался за ручки, никакого харассмента. Еше немного погасали по этим американским горкам, и приехали прямо ко входу в замок. Вообще то, мальчику туда не было нужно, он просто меня отвез, чтобы развлечься.
Было уже поздно, замок закрыт, перед ним кафе с летней террасой. Я поздоровался, меня спросили, где я буду спать. Я сказал - в палатке. Мне предложили на выбор места - в кафе на террасе под крышей или на другой открытой площадке, через дорогу. Я выбрал второе.
Впервые я поставил свою прелесть. Купил перед поездкой - Vaude Hogan Ultralight, двухместная палатка, весит 1,7 кг, $350. Моя малышка, моя девочка, я полюбил ее после первой же ночи. А ведь у меня до нее были сотни других палаток. Что это - настоящая любовь или просто чувство собственности? Ведь она только моя, и у нее еще никого не было.
Я этой крошкой очень доволен. Легкая, хорошая прочная конструкция, теплая, все продумано, качественно сделана и пошита. Единственный минус - она скорее для осени-весны. У нее не самая лучшая вентиляция. Места для двоих маловато, но можно поместиться внутрь вместе с рюкзаками.
Пока я инсталлировал свою прелесть, подошел молодой араб, который работает в кафе. Принес чай, поговорили о жизни. Снял с руки браслет из деревянных бус и подарил мне. Потом принес в подарок 1,5 л воды. Хороший парень. В Сирии все люди тебе рады, это очень круто. Главная достопримечательность страны - это ее люди. Но если ездить по-богатому, можно этого и не почувствовать.
На следующий день я добрался до Ливана. Что же ждало путника в этой опасной, но такой красивой стране? Вы узнаете об этом немного позже.
Это только 3 дня, а всего их было 25, так что следите за нашими трансляциями.
Продолжение, 2-я часть Люди Алеппо. Люди Дамаска. 1-я часть Люди Дамаска. 2-я часть Об этом путешествии