Когда мне было 15 я жил в Норвегии как студент по обмену. Там на фьордах у меня был единственный друг, его звали Ян-Тарье. Я сохранил эту дружбу через 20 лет и до сих пор мы иногда созваниваемся и списываемся. Ян-Тарье был тогда классный смелый парень, который помог мне студенту по обмену освоится среди не самых дружелюбных викингов в безумной деревне, на мой взгляд middle-of-nowhere, в двух часах от Бергена куда меня занесло. Все было бы прекрасно если бы не одно "но" - пришел момент и внезапно из сьемной квартиры где-то на одной фьорде и, как выяснилось позже вообще-то относительно в центре цивилизации (то есть рядом была гимназия и хотя-бы штук пять деревень), беднягу Ян-Тарье занесло домой обратно к родителям. Этот дом я запомнил на всю жизнь. Вот там был настоящий middle-of-nowhere. Там впервые я увидел дорогу которая заканчивалась. Буквально, через фьорду, от местного вышеописанного центра цивилизации викингов, шла прекрасная норвежская дорога, по нашим меркам просто шоссе, через 20 километров от микроскопической деревни по линии фьорды, минуя несколько потрясающе видовых мест и туннелей стоимостью наверное в часть капитализации Роснефти, посередине уже полнейшей пустоты в центре Норвегии которую посреди гор игнорировали даже животные, вдруг тупо упиралась в гору и собственно горой и заканчивалась. То есть буквально, шло себе прекрасное шоссе и внезапно уперлось в гору. Там же где заканчивалась дорога и жили родители Ян-Тарьи. Собственно только они и жили. Вот туда занесло Ян-Тарью и соответственно вместе с ним время от времени туда заносило и меня. У Ян-Тарьи были очень приятные и приличные родители, мама которая время от времени уходила чтобы фотографировать горы, и животных вероятно впервые встретивших человека, и папа который был суровый и молчаливый викинг, один раз по пути домой заснувший за рулем и вылетевший на машине с дороги с фьорды в океан с высоты метров 10, на что даже не обратил внимания, чем не мало всех повеселил лет на 10 вперед. Там для того что-бы попасть в школу мне приходилось просыпаться толи в 4 толи в 5 утра, потому-что именно столько занимала дорога до школы включающая подвоз от папы Ян-Тарьи до парома, сам паром и пара автобусов до гимназии.
А знаете почему моего друга Ян-Тарью туда занесло? Дело в том, что в Норвегии есть христианская традиция confirmation на которой достигшему возраста отроку дают некие немалые семейные сбережения, которые должны тратиться с умом на дальнейший карьерный рост и обучения отрока, вот именно их то Ян-Тарья радостно и с широкой слегка безумной улыбкой всадил в игровые автоматы, причем всадил чуть более, чем полностью. Потом обошел друзей, набрал в долг и как не сложно догадаться так же всадил. Случай был настолько не рядовой, что Ян-Тарье даже осмотрел специальный доктор, нашел у него какую-то сложную "зависимость от азартных игр", ну а родители выслушав самым серьезным образом диагноз нашли свой несколько более радикальный, но проверенный веками способ обьяснить вред от азартных игр, ну и составной и наименее болезненной частью пояснения собственно был переезд обратно Ян-Тарье домой к папе и маме. :-) Если бы не этот игровой инцидент я наверное никогда бы не увидел дорогу, которая заканчивается.
Это воспоминание мне пришло в голову когда я увидел проект Минфина обложить 10%ным налогом на выручку (!) компании по спортивным ставкам. При всем уважении к нашим министерствам, я просто
не могу обойти публикацию про 10%ную ставку на ВЫРУЧКУ беттинговых компаний . Краеугольным вопросом от которого меня передернуло стало следующее - а что конкретно подразумевается под выручкой? Если речь идет, как я полагаю, о разнице между успешными и не успешными ставками, то не айс. Потому-что эти 10% просто лягут сверху на то, сколько проигрывают сейчас в онлайн-ставках граждане. Чем больше проигрывают граждане - тем как ни странно, им тяжелей. В этом не так сложно разобраться - каждая компания онлайн-ставок закладывает математический коэффицент выигрыша по всей своей линии ставок. В норме он составляет несколько процентов и часто с трудом покрывает расходы на оперирование самого бизнеса. Собственно что-бы понять как это работает - хватает один раз почитать посты игроков например на bookmakersrating.ru , чем выше себестоимость бизнеса - тем дальше "в минуса" загоняют самих игроков. Если же под выручкой подразумевается сумма ставок - то подобная инициатива вообще грозит риском волны самоубийств и роста уличной преступности в нашей милой стране, то есть того, что как правило происходит когда люди начинают массово проигрывать в азартные игры.
Я не поленился и погуглил как оно у них "там". Так вот "там", то есть в ЕУ к примеру, как не сложно догадаться налого-облагаемой базой по беттингу является конечно-же прибыль. Более того, даже поверхностный анализ документов сразу показывает глубину и серьезность подхода к вопросу. Например
www.olswang.com/pdfs/betting_on_europe.pdf Чего и нам и Минфину советую.