Коммунисты-сталинисты не без причины подняли вопрос организации высшего образования, и что же они предлагают рассмотреть?
1. Учебная аудиторная нагрузка должна быть в пределах 4 - 10 учебных часов (два - пять аудиторных занятий по 90 минут) в неделю.
2. Пенсия преподавателей, достигших пенсионного возраста, как и в западных университетах, должна составлять порядка 80% их прежней ставки. При этом сохраняется (при соответствующем желании) право ушедших на пенсию профессоров читать учебные курсы, проводить исследования, оставаться консультантом, но утрачивается право быть руководителем.
3. Соотношение студент/преподаватель, а соответственно, и финансирование университетов должно проводиться в соответствии с числом поступающих на первый курс студентов. Оно не должно зависеть от дальнейшего возможного отсева неуспевающих.
4.Вместо существующих ныне институтов повышения квалификации и стажировок, являющихся профанацией, предусмотреть оплачиваемые творческие отпуска по 3 - 5 месяцев через каждые 5 лет. Профессор должен иметь возможность самостоятельно выбирать себе форму и место повышения квалификации или самообразования.
5. До максимума уменьшить полномочия Минобрнауки РФ, оставив за ним общие рекомендательные функции.
6. До максимума сократить управленческий аппарат университетов, усилив роль ученых советов. В частности, должность ректоров должна быть регулярно переизбираемой, а оклады ректоров и проректоров и прочего университетского начальства не должны превышать в 1,5 - 2 раза средние оклады профессоров.
7. Предоставить ученым советам университетов право самостоятельного формирования и утверждения учебных программ.
https://colonelcassad.livejournal.com/5273991.html А как правильно делать? На самом деле, некоторые пункты из этого предложения, сами по себе, неплохи, но они не решают проблему комплексно.
Что же необходимо сделать? Прежде всего, в целом либерализовать высшее образование, создав возможности для получения высшего образования за счет образовательных кредитов, грантов, целевых программ и спонсорской помощи вузам.
Итак, есть группа ученых высокой квалификации, они свободно организуют свой ВУЗ со своим ученым советом, и переизбирают ректора хоть каждый день.
Абитуриент приходит в этот ВУЗ, и говорит, что он хочет обучаться у таких высококвалифицированных профессоров. Ему предлагают сдать вступительный экзамен в форме, которую определяет ВУЗ. Например, в форме устного собеседования с профессором. Чтобы определить, к каким программам обучения в ВУЗе готов данный абитуриент. Для студентов-теоретиков, будущих ученых, могут быть другие требования по знанию математики и физики, чем для будущих инженеров.
Если абитуриент проходит экзамен, то финансирование его обучения проходит по одному из следующих вариантов. Если абитуриент хорошо учился в школе или хорошо сдал государственный экзамен, он получает государственный образовательный грант, соответствующий тому, что сейчас государство тратит на бюджетные места в ВУЗах соответствующего профиля, и несет этот грант, плюс, возможно, материнский капитал, в этот, выбранный им, ВУЗ.
Если абитуриент недостаточно хорошо сдал государственные экзамены для получения образовательного гранта достаточной для этого ВУЗа величины, или если он его уже растратил где-то еще, абитуриент идет в банк с результатами вступительного экзамена и берет там образовательный кредит. Он сдал вступительные экзамены в такой престижный ВУЗ с такими квалифицированными профессорами, и будет востребованным квалифицированным специалистом после его окончания, который вернет кредит.
Если банки по каким-то причинам отказали в выдачи кредита, или не устраивает процент, абитуриент идет в научный центр, гос корпорацию или частную корпорацию, и заключает контракт на целевое обучение. Что, после окончания этого ВУЗа, будет некоторое время работать у них.
Если никто ни в частном секторе, ни в государственном не берет абитуриента, то он финансирует свое обучение из своих денег. Так как, кроме него, никто, ни банки, ни частный, ни государственный сектор, не считают этот ВУЗ, который он выбрал, заслуживающим внимания.
Если абитуриент недоучивается в ВУЗе, то его рейтинг снижается, и он на оставшиеся деньги от грантов и кредитов выбирает менее претенциозный или более качественный ВУЗ.
С другой стороны, ВУЗ, который регулярно готовит квалифицированные кадры для определенных секторов промышленности, или научных работников, демонстрирующих результаты, обращается к ассоциации соответствующей промышленности или фондам поддержки науки. Для них, это не так дорого.
Соответственно, если ВУЗ будет некачественно готовить студентов, или брать всех подряд, в погоне за деньгами, его престижность естественным образом упадет, и не будут давать кредиты на обучение в нем, и заключать соглашения о целевом обучении.
Понятно, что любая качественная реформа образования невозможна без перехода на профессиональную армию. Так как воинская обязанность вовлекает государство в сферу высшего образования и мешает его либерализации.
То, что же предлагают рассмотреть сталинисты, в чистой реализации приведет к чему-то наподобие существовавшего в дореволюционной России. Образованию закрытой касты профессоров, которые третируют студентов, потенциально, с возможностями коррупции, и нездоровой оценки новых научных направлений, снижающих ценность прошлых научных достижений привилегированных ученых, что вообще остановит развитие науки. Что ещё ожидать от людей, громивших генетику, кибернетику, подорвавших развитие отечественной микроэлектроники, и чуть не репрессировавших ядерных физиков?
Впрочем, всеобщее школьное образование, организация которого является естественной государственной функцией, у коммунистов получалась лучше, и, за счет неё, они выезжали, поставляя в неэффективные советские ВУЗы множество талантливых учеников.
В рамках реформы образования, стоит школьное образование расширить еще на один год, чтобы освободить частные ВУЗы от непрофильных предметов, вроде истории в технических ВУЗах, или математики в гуманитарных, смысла в изучении которых там уже никакого нет. И чтобы абитуриенты были более подготовленными, и делали более осознанный выбор.