Автор: Сергей (Зелёный Дол). Фото: Лемешко Александр (Йошкар-Ола).Маршрут: Зеленодольск - Залесный - Казанская детская УЖД - Карьер - Залесный - северная объездная трасса - Ивановский - Большие Ключи - Большие Яки - Уразла - Никольское - Петьял - Сотнур - Шарибоксад - Нур-Шари - Красный Стекловар - Коркатово - Октябрьский - Филипп-Сола - Мочалище - лес - оз.Серебряное - Суслонгер - Йошкар-Ола - Кожла-Сола - Зеленодольск
Транспорт: Isuzu Pickup.
Расстояние: ~ 380 км.
Время ~ 17 часов.
Завтра - 5 августа 2007 года, воскресенье, День железнодорожника. Не грех и отдохнуть от садовых дел. Погода стоит хорошая и в голове выстраивается маршрут для Исузика. Остаётся найти себе напарника-штурмана. Несколько звонков пролетают мимо: народ занят. Ещё один звонок йошкар-олинскому товарищу Александру Лемешко (далее - LAN) - он с интересом выслушивает описание маршрута и соглашается. Назначаем место и время встречи - станция Зелёный Дол.
Утро воскресенья. Иду на стоянку за машиной. Звонит LAN. Он приехал в Волжск на автобусе и ждёт отправления электрички на Казань. Ну что ж, время у меня ещё есть. К станции мы подъезжаем одновременно: LAN на поезде, я на Исузике. Здороваемся, обсуждаем первоочередной план маршрута. Заезжаем ко мне в гараж. В кузове пикапа поселяется запаска, канистра бензина и БТЛ (большая титановая лопата). Потом двигаем на работу. Нужно забрать самую главную вещь в поездке - шнур для зарядки от прикуривателя для КПК (навигатора). Родной зарядник приказал долго жить и желания вдохнуть в него жизнь у работников нашего сервиса не наблюдалось. К моей радости в продаже находился другой КПК (Fujitsu-Siemens). Сравнение штекеров и показаний питания привело к тому, что на один день шнур экспроприируется в мою пользу. Пока LAN затаривался в продуктовом отделе, меня попытались припахать к работе. Наконец-то можно ехать.
За Айшой...
Казанская детская железная дорога должна была по планам открыться как раз в день профессионального праздника «взрослых» железнодорожников. Но по неутешительным сведениям её рождение переносится на 30 августа. Всё же интересно было посмотреть, на какой стадии находится стройка. Итак, первый пункт нашей поездки - посёлок Залесный. Минут через двадцать сворачиваем с трассы направо, в сторону станции Юдино. Вскоре в конце посёлка, с левой стороны дороги, появляется первая станция детской дороги - Молодёжная. Оставляем машину на обочине и направляемся изучать стройку. В принципе, всё уже готово, остаются небольшие недоделки, ландшафтные и косметические работы. На станции два здания - административное с вокзалом и депо с учебной частью. На путях стоят два вагона. Ворота-рольставни в депо подняты, но там пусто - тепловоз на дорогу ещё не привезли. Прогулялись в сторону горловины - путь на перегоне уходит в кривой по вырубке. Делаем несколько снимков и возвращаемся к машине.Как проходит трасса линии УЖД мы представляли смутно, и следующая наша цель - найти конечную станцию дороги. Едем дальше, в сторону Юдино. Через некоторое время среди деревьев начала желтеть насыпь - линия подошла к дороге и на ней появилась остановочная платформа. LAN, как штатный фотокорреспондент побежал её запечатлевать на память. Не успели отъехать от платформы, как линия узкоколейки начала уходить от дороги налево. Тут и перекрёсток нарисовался - с памятником-паровозом Л на пригорке. Сворачиваем влево. LAN опять убегает фотографировать старый локомотив. Дорога ведёт к так называемому "Карьеру", ранее огромному глубокому песчаному карьеру, который после выработки наполнился водой. Теперь это одно из излюбленных мест отдыха казанцев. УЖД идёт некоторое время вдоль асфальта, а потом уходит куда-то влево за холмы. Мы доезжаем по разбитой дороге (которая через две недели будет чернеть свежим покрытием и белеть разметкой) до озера. Погода стоит отменная, жаркая, поэтому всё вокруг забито машинами. Замечаем песчаный заезд на вершину одного из холмов и, включив полный привод, забуриваемся между сосенок туда. На холме оказалась полянка с видом на обрывистые берега Карьера. Везде, где можно проехать на брюхоногих недоприводах, стояли машины... Впечатлило количество народа. Мы же пошли вдоль обрыва по направлению к конечной станции, видневшейся среди деревьев. И здесь шли отделочные работы - укладывалась брусчатка, на насыпи раскатывался из рулонов дёрн. Полюбовавшись на новостройку, пошли назад.LAN порывался сходить искупаться. Откуда у человека такое сильное желание плескаться в общественном бассейне? Я пообещал ему в дальнейшем водоёмы почище и получше. Да и как всегда поджимало время...
Песочек, сосны, спуск и задний ход...
Вторым пунктом поездки было изучение нахождение короткой «дороги на Яльчик» для казанских велосипедистов-«негонщиков» (negonki.ru). Дело в том, что асфальтовая трасса небезопасна для движения, да и по свежему воздуху ехать приятнее. Но есть, как говорят, одно «но» - на пути находится территория Раифского заповедника. На старой карте была обозначена лесная дорога на Белобезводный. Срисовав с новой карты границы заповедника и наложив их на старую, обнаруживаю, что эта дорога проходит вдоль северной границы. Один из «негонщиков», Шамиль (Alter) попытался по моим описаниям найти «перекрёсток» с этой дорогой, но безуспешно. Да и навигатора у него не было...
Исузик направляется назад, через Залесный, на северную объездную дорогу. Немного проехав по автомагистрали, провожаем взглядом нужный нам слева съезд на дорогу к Ивановскому. Ещё раз уточняем по навигатору, туда ли нам нужно, и с тоской наблюдаем двойную сплошную разметки. Приходится решать задачу возвращения на нужное направление тривиальным методом...
Дорога на Ивановский оказалась бывшей узкой асфальтовой дорогой, пережившей хороший артобстрел. Петляя по лесу, спускаясь и поднимаясь на холмы, потихоньку пилим в нужном направлении. Справа от дороги - заповедник. На это намекают и таблички, что вход и въезд запрещён. Вскоре мы должны подъехать к перекрёстку дорог. Справа появляется разъезженная просека. А вот слева... заросшая лесная дорога, въезд на которую перекрыт подобием шлагбаума. Вот те раз! Останавливаемся, разминаемся, делаем снимки и едем дальше.
Дорога в Раифский заповедник...
Вдоль опять стоят аншлаги, оповещающие, что справа - территория заповедника. Вот теперь в голове выстраивается логическое объяснение шлагбауму на старой дороге: 1) площадь сравнительно недавно расширили; 2) границы на атласе нарисованы «от балды». В маршрут вносятся изменения - так как по лесной дороге на Белобезводный проехать нельзя, направляемся на Ивановский. Через пару километров лес заканчивается и за полем виднеются дома. Асфальт обрывается развилкой. Выбираем дорогу, ведущую в деревню. Прогрохотав кузовом, Исузик по уличным колеям спускается вниз. Улица упирается в долину Сумки. Ладно, разворачиваемся на пятачке и околицей уходим назад, к развилке. Полевая грунтовка вскоре выводит к спуску в долину уже упоминавшейся Сумки. На дороге глубокие колеи, залитые водой, грязь и большие камни и плиты известняка. Выхожу оценить возможность проезда... Тут, похоже, в основном на тракторе ездят. Не хочется что-то прибегать к помощи местного автотранспорта для спасения засевшего Исузика. Опять разворачиваемся и поворачиваем на замеченную ранее полёвку вдоль лугов и посадок. На карте ни брода, ни моста через речку не показано, поэтому решаем попытаться найти переправу в другом месте. Вскоре дорога опять спускается вниз. Форсировав ручей и заболоченную низину, радуюсь победе. Теперь осталось подняться наверх и как-то найти другую часть дороги, на Большие Ключи. Ха! Рано радовался. Дорога опять плавно уходит вниз и растворяется в луговине. Дальше - густые заросли кустарника, в которых течёт Сумка. Горестно вздохнув, разворачиваемся, повторяем весь маршрут в обратном порядке.Мы опять у лужи с глубокими колеями. Осторожно, чтобы не свалиться вниз, проезжаю первое препятствие. Дальше - больше и глубже. Приходится брать палку и пробовать глубину и дно. Несколько ям форсировано. Остаётся последняя, с камнями. Медленно, чтобы не влететь в глыбы, преодолеваю трудный участок. Всё, проехал! Может, трудности были и преувеличены, но место-то незнакомое. И кто, кроме местных, знает, что скрывается под гладью грязной воды?
Трудный участок позади...
Проезжаем мимо домов части Ивановского, стоящих на этой стороне Сумки. Дорога выходит на глинистый участок, ведущий по огромным полям, изрезанным оврагами. На горизонте слева видны редкие машины - там проходит асфальтовое шоссе. LAN проголодался и достал ложку, салат, хлеб. Не вовремя к нему пришёл голод: от машины поднялась туча пыли, которая полезла через открытые окна. Пришлось задраить стёкла, а трапезу отложить. По пути встречалось много машин - и грузовиков, и легковых. Дорога пользуется популярностью. Вскоре, перевалив несколько промоин, вылезаем на асфальт в Больших Ключах.Следующим пунктом поездки намечался геокэшерский тайник на берегу Юшута, заложенный Константином Болдышевым из Казанского офф-роуд клуба. Хотя нет, сначала хотелось посмотреть, что осталось от трассы лесовозной узкоколейки в районе Филипп-Солы, но время неумолимо поджимает... Итак, пока проезжаем окраины Больших Ключей, я обдумываю маршрут внедрения в Марийский край. Дело осложняет разболтанный разъём навигатора. Контакт со шнуром «прикуривателя» пропадает и аппарат начинает упорно жрать ампер-часы собственного аккумулятора, грозя оставить без средств удобного нахождения местоположения. Выход, вроде, находится - нужно просто поправлять разъём и следить, чтобы шнур был в натянутом состоянии и не сползал от тряски. Но штурману это нудное дело постоянно надоедает. На ответвлении от трассы уходим налево, в сторону Уразлы. Хороший асфальт идёт вдоль полей и вскоре упирается напротив Больших Яков в идущую вдоль долины Петьялки дорогу похуже. Разъезжаясь с тракторами и КамАЗами, через четыре километра достигаем окраины Уразлы. Асфальт заканчивается у автобусной остановки. Направо, вниз, спускается глинистая дорога. Фиг её знает, куда она ведёт. Мы же выбрали более накатанный путь, который проходил через мост безымянного ручья, поднимался по единственной улице наверх и разветвлялся у коровников. Ни одна из имеющихся карт про дальнейший путь ничего сказать не могла. Немного прокатились по накатанной дороге, поняли, что направление неправильное. Вернулись. Попытались соориентироваться, но везде натыкались на коров и их жилища. Пришлось опять направиться в сторону моста, но перед ним заметили улицу, ведущую вниз, к очередному ручью. Нормальные люди здесь, видимо, давно не ездили. Берег весь в следах от копыт КРС (крупного рогатого скота, если кто не знает). Решаю форсировать водную преграду здесь. Ехать-то надо. LAN занимает позицию на другом берегу с фотоаппаратом. Первая попытка оказалась неудачной - Исузик упёрся бампером в грязь. Следующая проба сил оказалась успешнее...
Ручей у Уразлы...
По склону поднимаемся на окраину Никольского. Берём азимут на Петьялы и выезжаем по улице на окраину. Окраина встречает нас ложбиной, последним заброшенным домом и началом поля. Что-то дорогой, показанной на карте, здесь и не пахнет, а езда по пахоте меня не прельщала. Со двора одного из домов выходит женщина и LAN отправляется брать «языка». Через несколько минут переговоров нам показывают неприметный подъёмчик из ложбинки, после которого и обнаруживается полевая дорога. Или мы постоянно ездим не там, где обычно принято передвигаться, или местные аборигены искусно маскируют пути миграции в соседние населённые пункты, да ещё дают ложную информацию о них картографам. Грунтовка бежит вдоль лугов, перемежаемых перелесками. Справа, невдалеке, виден обрывистый берег долины Петьялки. Вскоре по полям подъезжаем к асфальту...Дальнейшая дорога для меня известна. Поднимаемся по Петьялам наверх и уходим на Сотнур. Рядом - интересное озеро Морской Глаз. Оказывается, LAN никогда там не был. Ладно, отклонимся от курса... Минут через пятнадцать мы на окраине Шарибоксада. Ё-моё, машину некуда поставить! Пятачок забит. Пара машин даже с московскими! номерами. Спускаемся немного правее: недоприводы боятся сюда заезжать. Разминаем суставы. LAN сначала любуется красотой озера с высоты, потом красотой девушек при помощи 10-кратного зума фотоаппарата. Ладно, хватит, надо ехать дальше! Время уже пол-четвёртого...Возвращаемся на трассу. Нур-Шари, Красный Стекловар, Кульбаш, Краснояр, Коркатово - знакомые всё места. В Коркатово поворачиваем налево, в сторону Октябрьского. Вскоре полевые пейзажи сменяются лесными. Через одиннадцать километров появляется Октябрьский. Для нас он представлял интерес как конечный пункт ответвления ветки от Юшутской линии. О железной дороге напоминают только рельсы, закатанные в асфальт бывшего переезда.
Бывший переезд.
Вид в сторону тупика Бывший переезд.
Вид в сторону Суслонгера
После переезда слева виднеется заправка советского образца. Решаю добавить бензина - впереди намечается немножечко бездорожья. На мой вопрос марийской королеве бензоколонки: «Бензин-то нормальный?» - следует ответ: «Я вас не понимаю...». Гы-ы..., а деваться куда? Плескаю литров десять - всё равно Исузик сожрёт.Через семь километров появляется Филипп-Сола. Смотрим направо, но внятного съезда с дороги нет. Я ездил здесь со стороны Суслонгера и помню, что был асфальт. Навигатор показывает, что от съезда мы уже удалились прилично. Разворачиваемся. Вскоре взгляд цепляется за грунтовку, уходящую в высоченные полевые заросли сорняков. Покрутившись в этих джунглях между разрушенных построек сельскохозяйственного назначения, наконец-то у опушки леса натыкаемся на начало асфальта. Впереди около 12 километров до поворота на Мочалище. В 2005-м году эта дорога выглядела почти раем в лесу. Встречались, конечно, ямы, но их было очень мало. Теперь же моим главным занятием стала рулёжка среди воронок и езда практически по обочинам. Иногда попадались основные разрушители асфальтового покрытия - лесовозы-«Уралы». Так неспеша доезжаем до бывшего переезда на главном ходу Юшутской ветки (
http://rmost.narod.ru/materials/susl_zelenog/rail_jushut_mari.htm и
http://rmost.narod.ru/materials/susl_zelenog/foto_jushut_mari.htm). Делаем печальные кадры. LAN в кустах обнаруживает знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Его состояние на сувенир не тянет, поэтому, стряхнув грязь, устанавливаем на обочине со стороны Суслонгера.
Решаю с постоянно отключающимся экраном навигатора следы узкоколейки не искать. Наша следующая цель - «тайник» на берегу Юшута. Как сказано в описании, к нему можно подъехать как со стороны Мочалища и перейти реку Юшут вброд, так и с другого берега, со стороны озера Серебряное. Для экономии бензина :) выбираю первый вариант, тем более LAN ещё не утратил желание принять водные процедуры. Проезжаем Мочалище - крупный посёлок. На улице полно народа. Выезжаем на окраину. Впереди обширный пустырь и дорога в песке. На этом пустыре собирают срубы и всё вокруг усеяно щепой. Чем дальше мы ехали, тем больше этого песка становилось. Пришлось остановиться и включить пониженную передачу. Чуть не закопавшись в двух местах, доезжаем до кладбища и вдоль него подъезжаем к двум широким ручьям. Приходится вылезать, осматривать дно, замерять глубину. Опасения, конечно, есть, но проезжаю без проблем и подвохов. Далее дорога раздваивается. Одна поворачивает налево и через ограду с забором и шлагбаумом уходит на север, а другая идёт прямо в лес. Поехали по прямой, но навигатор показывает отклонение от курса. Разворачиваемся и возвращаемся к развилке. Проезжаем шлагбаум. До сих пор непонятно, чего там ограждено. Под колёсами опять увеличивается слой песка. Задние колёса не справляются. Приходится подключать передний мост, а потом ещё и пониженную. Исузик пашет пространство между колеями «Уралов» мостом и рычагами подвески, но идёт уверенно. Так проходим с полтора километра и дорога выходит на развороченную лесовозными колёсами поляну. Опасаюсь засесть тут, останавливаюсь и иду разведывать путь. Сразу за поворотом встречается виновница всего этого безобразия - небольшая влажная низина. В ней недавно сидел лесовоз. На это указывали огромные канавы пробуксовки, брёвна, валяющиеся вдоль и поперёк. Да-а-а... Нам это не преодолеть. Разворачиваемся с раскачками и возвращаемся к развилке. Ручей проходится уже ходом. Так, стоп... Это что за фонтанчики воды шли из колёсных арок? Фотограф высаживается, машина через водную переправу возвращается назад. Газу побольше, и вот самый красивый кадр Исузика готов.
В притоке Юшута...
По старой дороге через пустырь не поехали - оказалось, что можно было проехать прямо, и через дворы мы выехали на асфальт. Собрав все ямы на главной улице, опять выезжаем на кольцо-развязку. Через несколько сот метров опять натыкаемся на бывший переезд. Включается соображалка и выносится определение - тут когда-то было пересечение с подъездным путём от Суслонгера на Мочалище, вернее, его ответвлением от главного хода Юшутской ветки. Теперь наш путь лежит к озеру Серебряное. Находим съезд с трассы и пилим по песчаной дороге. Особо разогнаться не дают продольные волны, раскачивающие передок. Вокруг стоит красивый сухой сосновый лес. В нескольких местах почти вплотную подходит трасса бывшей узкоколейки, которая шла от Суслонгера до озера. Верное направление подтверждают остатки столбов электропередачи. Что-то уж долго озера нет. Езда начинает утомлять. Наконец, проехав около 10 км, видим среди деревьев блеск воды. Подъезжаем к берегу с западной стороны. Ё-моё! Всё забито машинами, палатками, отдыхающими. Вылезаем из Исузика и идём посмотреть состояние берега (ну ни разу здесь не были!). Пять пар глаз около ближайшей большой палатки неотрывно и с подозрением наблюдают за нами. Делаем невозмутимый вид и подходим к озеру. Хм... Вода тёмная, берег сразу обрывается... Поищем другое место. Но оглядев противоположные районы озера, наблюдаем такую же картину. Ладно, «утро вечера мудренее». На обратном пути заедем, а там видно будет...
Озеро Серебряное...
Покидаем поляну под удовлетворённый вздох наблюдателей. Начинается кружение вокруг озера с попытками найти в этой паутине лесных дорожек правильное направление. Наконец, нужная дорога нащупана. Но ехали мы недолго, как потом оказалось, чуть больше полукилометра. Объезжаем сломанную и перегородившую дорогу берёзу, продравшись через кусты. Дорога превращается в заболченную просеку, а колея углубляется. Впереди показалось месиво из палок, досок, брёвен. Похоже, что тут кто-то сидел... Так, по правой стороне не пройти - глубокая колея прорезана в плотном и вязком грунте. А вот если левее, то можно и проскочить... Газу побольше. Исузик успешно пролетел два метра и упёрся бампером в выступ на выезде. Ладно, попробуем ещё раз. Задний ход, пробуксовка. Не сразу, но приходит мысль: «А ведь засели...» Штурман выдворяется из кабины оценивать драматизм происходящего - я не могу открыть дверь. Исузик ещё дёргается туда-сюда, но назад выехать не может. Что ж, БТЛ нам поможет...
Засада...
Время подходит к пол-восьмому вечера. LAN пытается ковырять лопатой под машиной. Грунт оказался чёрным, липким, тяжёлым и, в конце-концов, грязным торфом. А на штурмане светлая рубашка с коротким рукавом. И это всё ещё отягощается самым-пресамым подходящим временем, когда после жаркого дня в прохладу вечера начинают вылетать кровососущие твари разных калибров. Черенок лопаты быстро становится грязным, руки, соответственно - тоже. Копать мокрый торф, переплетённый многовековыми корнями трудновато. Вскоре LAN уже не обращает на чистоту (вернее, на грязноту рубашки). Пытаемся соорудить рычаг из скользких и липких стволов, валяющихся в этом же месиве. Но ходы подвески большие и колёса не отрываются... Поливаем друг-друга репеллентом. Питьевая вода заканчивается. Пот льёт ручьями. Исузик двигается туда-сюда сантиметров на десять, но безуспешно. Смеркается... В просвете просеки надвигается туман... Всё подходящее дерево в округе собрано и брошено под колёса, но неблагодарный Исузик затащил их под себя. Комарихам внимание уже не уделяется. Только крупным слепням. И то, только тогда, когда они начинают прокусывать кожу. Пытаемся откопать раму, но натыкаемся на брёвна. Либо тут тут была гать, либо их кинули в колею для проезда. Наконец, Исузик обретает всё бОльшую и бОльшую свободу, но не может задними колёсами зацепиться за траву - его стаскивает в колею. Решаю ещё раз сдать вперёд, чтобы взять разгон. Бац! Всё! Колёса крутятся вхолостую - рама на брёвнах! Время - 21 час. LAN'а осеняет мысль найти машину для буксировки. Отдаю ему последнюю воду, которой он пытается умыться. Бли-ин!!! Иди так!!! Когда выйдешь из леса к отдыхающим весь вымазанный торфом, они проникнутся трагизмом случившегося! Штурман скрывается в сумерках просеки. Я не в курсе, какое расстояние до озера и приготовился ждать долго. Разровнял немного грунт, посрубал кустики у свалившейся берёзы, чтобы удобнее было проехать. И... не верю своим глазам... По просеке прыгают два глаза фар. Что-то слишком быстро. Подъезжает УАЗ-Hunter с дизельным двигателем. Водитель, молодой парень из Мочалищ, проникается картиной увиденного и задаётся вопросом: «А чего вы туда попёрлись?» Ответ: «Посмотреть на Юшут» его, вроде, неудовлетворил. «Нечего там смотреть. Берег обрывистый и брода нет». Не знает человек про геокэшинг. УАЗ потихоньку подъезжает задним ходом по колее и вдруг начинает буксовать. Протираю глаза - чего он тут застрял? Я же спокойно тут прошёл на своих «волговских» 14"-дюймовых колёсиках. Hunter сел на задний мост. Парнишка выдал: «Хе, не хватает мне ещё тут с вами угнездиться». Раскачиваем его и снимаем с якоря. Дальше УАЗик пропускал колею между колёс... Достали металлический трос. Дли-и-нный :) Я занял своё место, завёл машину и стал ждать рывка. До-о-лго ждал. Наконец дождался - Исузик легко вылез из засады. Благодарим водителя, наводим справки об озере. Он говорит, что почти все уже уехали. LAN сбегал сфотографировать яму, в которой мы недавно сидели, но сумерки помешали передать глубину того, чего мы там намесили. Пожелаем следующим благополучно миновать это место. Дома, рассматривая трек, обнаруживаю, что мы засели в месте, обозначенном как болотистое (56,380621 N, 48,370283 E). Теперь в планах покупка хай-джека ;)
Через пять минут мы на Серебряном. Стоят пара машин, народ уже не купается, играет пионербол, собирает вещи. LAN наконец-то осуществляет свою мечту, дорвавшись до воды. Смываем с себя пот, грязь... Вода мягкая, тёплая, прозрачная. Оказывается, обрывчик у воды всего-то глубиной сантиметров десять-двадцать, а далее идёт пологий набор глубины. Вылезаю из воды. Надо заняться Исузиком. Он накидал на себя слой торфа, который присох намертво. Отгоняю машину подальше от воды на дорогу. LAN'у вручаются все крупные пластиковые канистры, а также экспрориируется у природы ещё одна двадцатилитровая бутыль, и присваивается звание водоноса. Бедняга сделал ходок десять, но машина всё-равно не приобрела чистый вид. Пока навожу порядок в вещах, LAN сходил искупнуться в чудесной воде ещё раз.
Уже темно. Вдобавок потерялся контакт в задних фонарях. При свете фонарика наспех прокручиваются цоколи ламп, убирая грязь. Ладно, ехать надо уже. Время 22 часа. Общественный транспорт в Йошкар-Олу уже ушёл. Это тоже доставляет проблему. Начинается обратный путь по лесу, но по другой дороге, которая вскоре выводит к знакомой грунтовке. Бензин заканчивается - Исузик выжрал его, роя себе яму, воняет горелым торфом на выпускной трубе. Вскоре, часов в одиннадцать ночи (или глубокого вечера), вылезаем на асфальт, проезжаем Суслонгер. У выезда к трассе Волжск - Йошкар-Ола встречается АЗС. Воняя торфом, проезжаем мимо - не хотелось связываться с местными пацанами-мотоциклистами. Что ж, теперь путь лежит в Й-Олу. Не бросать же LAN'а здесь или не тащить же его в Зеленодольск.
После Силикатного обнаруживаем родную заправку. LAN говорит, что здесь заправляются все междугородние маршрутки. Цены ниже марийских и равны нашим. Заправляемся. Теперь можно не смотреть на стрелку уровня топлива. Едем дальше. LAN вдруг вспоминает, что прямую дорогу в город, вроде бы перекрыли на долговременную реконструкцю, и придётся пилить в объезд. На посту ГИБДД на машину никто внимания не обращает - разводы торфа служат хорошей маскировкой. Заезжаем в город со стороны Кокшайского тракта. Теперь будем изучать Йошкар-Олу с южной стороны... Покрутившись на горячо любимых кольцах кругового движения, доставляю вскоре штурмана к дому. Время 23:40.
Теперь домой. Решаю прокатиться по незнакомой Кокшайской трассе. Выбираюсь из города. Навигатор больше некому придерживать, и это вскоре приводит к нахождению оптимального положения - теперь зарядка идёт непрерывно. Скорость под стольник, дорога незнакомая, но ровная. Но неожиданно в темноте пугают и напрягают уводы разметки в сторону в районах остановок или населённых пунктов: у нас не делают островков в таких местах и центральная разделительная полоса продолжает идти прямо. При подъезде к развязке на Чебоксары и к Волжской трассе опять напрягает ориентирование в темноте. Чуть не заезжаю «против шерсти». Ладно, все трудности почти позади. После Кожла-Солы уже знакомая трасса. В Зеленодольск заезжаю около двух часов. Сил уже нет. Теперь нужно поставить машину. На бугорке недожимаю газ и глохну. Ха! На попытку завестись стартёр отвечает молчанием. Блин! спать надо - сегодня :) уже на работу. Пытаюсь с раскачки загнать машину на злополучный бугор. Ещё бы чуть чуть, но сил не хватает и Исузик скатывается назад. Начинаю всё сначала. Сизифов труд продолжался с пол-часа. Плюнув, достаю лопату и начинаю земляные работы по срытию бугра. Опять раскачивается машина - ни в какую! Чего-то осеняет в голове. Беру палку и без оптимизма стучу по втягивающему реле. Ключ поворачивается в замке зажигания и... машина заводится. Ставлю Исузика на место и пошатываясь от усталости бреду домой. Дальше поесть и поспать! День железнодорожника закончился четыре часа назад...
P.S. На следующий день, при свете потрясло количество торфа, находящегося на и под машиной. Он настолько прилип, что не смывался струёй воды под давлением из шланга. Даже отмоченный, держался из последних сил. Как-то, загнав по необходимости Исузика на эстакаду, часа два выгребал пластины и куски торфа изо всех щелей...
P.S.S В начале ноября по первому снежку собирался съездить поискать оставшиеся в живых ветряные мельницы. Со штурманом был напряг и в поисках позвонил и LAN'у. Он отказался, сославшись на холод и «ну нафиг, опять куда-нибудь заедем. Откапывайся потом...»
Расколбас...