Ханука, суть праздника. Рав Вольбе, Алей Шур

Dec 01, 2010 18:03

Чудо Хануки не было единственным, произошедшим в Бейт аМикдаше. «Десять чудес происходили для наших праотцов в Бейт аМикдаше» - постоянно (см. Авот 5 гл.) Никакое разложение, вонь, запах гниющего мяса никогда не был там, так как все это появилось в мире после греха Адама. Во времена, когда природа была в своем изначальном состоянии и святости и не подверглась проклятию из-за греха Адама, в ней не было места никакому разложению. Более того, чудо масла, заполнившего все сосуды в Бейт Шемене (Царств 2, гл.4) не было чудом для пророка Элиши. Он сумел при своей святости вернуть природе ее первоначальное состояние, когда вещество способно множиться безгранично; такое было возможно до греха Адама, такое будет возможноив будущем (гемара Шабат 30:2, Кетуббот 111:2). Но для мира в его нынешнем состоянии было, безусловно, чудом то, что Элиша сумел вернуть природе ее первоначальную святость. Но если в Храме царила святость, как в мире до греха Адама, то нет и никакого чуда в том, что бочонок с маслом получил такое благословение, что его хватило на 8 дней, и нужно попытаться глубже осмыслить произошедшее чудо, которое мы прославляем в Хануку. И мы находим, что мудрецы прошлого задумывались об этом, и БаХ (автор комментария к кодексу Арбаа Турим Бейт Хадаш) в начале Законов Хануки цитирует слова Маhарама из Роттенбурга: «но в Хануку основная причина бедствий была в том, что коэны проявили небрежность в служении... и когда сделали полную тшуву, готовы были пожертвовать жинью за мицву служения, Вс-вышний спас евреев с помощью коэнов». « В Пурим главное наказание было за то, что евреи наслаждались на трапезе у Ахашвероша, поэтому и замысел Амана состоял в физическом уничтожении, грозившем телам (но не душам!) евреев - наказание за еду и питье на запретной трапезе, и когда сделали полную тшуву, подвергли изнурительному посту тело, а в финале пророчица Эстер устанавливает трапезу, веселье и праздник - в память о главном в этом чуде. Но в Хануку испытание пришло к евреям за то, что они проявили небрежность в служении, поэтому греки прекратили служение вообще, как сказано в брайте, что греки приказали прекратить приносиьть жертву Тамид, а далее - что «есть у евреев одна заповедь, что если вырвем мы ее из рук их - они пропали, и это зажигание меноры в Храме, о котром сказано «зажигать свет свечи постоянной», и все время, когда свет свечи поднимается, они стоят и т.д. И тогда греки поднялись и осквернили все масло, которое нашли в Храме. И когда коэны сделали тшуву и готовы были отдать жизнь за мицву служить в Храме, спас Вс-вышний евреев с помощью коэнов, служителей Храма. И по этой же причине чудо произошло со светом меноры, также как коэны освятили свои души и были готовы отдать жизнь за служение, поэтому в Хануку в память о чуде установили молиться и произносить Аллель и молитвы о благодарности, потому что это - служение в сердце, подобно тому, что вернули Хасмонеи». Неожиданно выясняется, что несчастья, пришедшие к евреям, не были беспричинны; чтио несчастья пришли по принципу «мида кнегед мида» (мера за меру): если бы не было небрежности в служении - не было бы страшных греческих указов! И указы греков тоже касались греха, совершенного коэнами: они отменяли то самое служение, которое выполнялось небрежно. А когда коэны были готовы отдать жизнь - сразу увидели чудеса, как в войне, как сказано «отдал Ты сильных в руки слабых» и т.д., так и в служении - чудо ханукального светильника. Отсюда мы учимся, как нам понимать многие явления еврейской истории: грех влечет за собой тяжелые события, тшува приводит к спасению, и нет несчастий без причины, без греха! Эта схема - ключ к переосмыслению множества разных эпизодов и в нашей жизни, и в жизни всего еврейского народа. Каждому преследованию, каждой трагедии всегда предшествует небрежность в выполнении какой-либо заповеди Вс-вышнего, и любое спасение - всегда следствие полной тшувы с самопожертвованием, исправляющей совершенный грех. Преследования евреев - следствие «сокрытия Лица»,такого типа управления, связанного с ослаблением выполнения заповедей, при котором еврейский народ падает с духовной высоты постоянного Б-жественного Присутствия, а тшува с готовностью пожертвовать собой возвращает их к изначальному состоянию связи с Творцом. Готовность пожертвовать собой приводит к чудесам. Этому правилу учат нас наши мудрецы: «Спросил рав Папа Абайе: в чем разница между прошлыми поколениями, удостоившимися чуда, с нашим поколением, чудес не удостоившимся? Если в изучении Торы - в поколении рава Йеуды изучали только законы об Ущербах, а мы изучаем все 6 седеров Мишны. И когда дошли в бейт мидраше рава Йеуды до трактата «Укцин», занимающегося вопросами ритуальной чистоты, до мишны «женщина замачивает овощи в кастрюле», и спросили, что, если оливки были завернуты в листья, и он ответил, что «споры между Равом и Шмуэлем он видит здесь», а в нашем поколении законы «Укцин» изучают в 13 метивтах (ешивах мудрецов Торы). Но когда рав Йеуда снимал одну из сандалий [чтобы начать пост из-за засухи] , начинал идти дождь, а мы изнуряем себя и молимся в слезах, и нет ответа! Ответил ему [Абайе]: прежние отдавали жизнь, освящая Имя, а мы не отдаем жизнь, освящая Имя, как рав Ада бар Аhава, увидевший на рынке нееврейку, одетую в роскошные [нескромные] одежды, посчитал, что она еврейка, встал и сорвал их с нее и т.д.». Мой господин и учитель, память о нем пусть будет нам защитой, объяснил, что Абайе не имел ввиду, что в поколении рава Йеуды готовы были погибнуть, чтобы не изменить вере, или из-за одной из 3 заповедей, за которые еврей обязан отдать жизнь. Самопожертвование возможно в каждой мицве, и ест разные уровни в самопожертвовании, вплоть до «погибни, но не нарушь». Рав Ада бар Аhава был готов отдать жизнь за заповедь укорять евреев, нарушающих закон. Здесь самопожертвование определялось как безоговорочная готовность идти в выполнении мицвы до конца, на максимальном напряжении жизненных сил, реализуя весь свой потенциал. И в этом - объяснение внутреннего смысла чудес: когда человек при выполнении заповедей реализует все свои силы до конца, бросает в бой все свои внешние и внутренние ресурсы, то он доходит до уровня, когда он становится «над собственной природой» и удостаивается чудес. Уровень управления «над природой» для Вс-вышнего ничем не отличается от уровня управления «в рамках природы», и человек, который поднялся на ступеньку выше самого себя, удостаивается особых возможностей, чудес. Таким образмо, Ханука - праздник особых сил, возможностей. И чем больше мы узнаем о чудесном спасении, избавлении и т.д., тем важнее помнить: все это - плоды самопожертвования Хашмонаев. И смысл Хануки - придавать силы человеку в течение всего года, это глубинное предназначение Хануки. Что такое «хизук», услилие? Моше рабейну сказал, обращаясь к поколению, входившему в Землю Израиля: «Крепитесь и мужайтесь, не страшитесь и не трепещите пред ними, ибо Господь, Б-г твой, Он идет с тобой. Он не оставит тебя и не покинет тебя. Раши: “не оставит тебя Не ослабит (лишив тебя поддержки), чтобы покинуть тебя» Слова Раши бедны здесь, но они подробны в другом отрывке. Моше рабейну пророчествует: когда еврейский народ в изгнании, то «И искать станете вы оттуда Господа, Б-га твоего, и ты найдешь; ибо искать будешь Его всем сердцем твоим и всею душою твоей....Ибо Б-г милостивый Господь, Б-г твой. Он не оставит тебя и не погубит тебя...» Раши: “ не оставит тебя (не отпустит тебя) - (Не перестанет) поддерживать тебя руками Своими. Этот глагол стоит в форме hифиль - не даст тебе слабины, не удалит тебя от Себя. И подобно этому "...держу его крепко и не отпущу”. Это реальное описание ситуации, в которой живет еврейский народ, на личном, индивидуальном уровне, так же, как и на уровне всего народа: Вс-вышний держит нас обоими руками, если можно так сказать, и не отпускает нас от себя! Он, благословен Он, не выпустит из рук ни одного человека из народа Израиля! Однако - самому человеку удается иногда выбраться из рук Вс-вышнего, плюнуть назад и пойти своей дорогой. Иногда можно увидеть на улице картину, когда ребенок идет по улице, и его ручка в руках мамы. И вдруг ребенок выдергивает ручку из маминой ладони и бежит по дороге с криком « Я сам! Я сам!». Так и человек, хочет идти «сам» и выскользает из оберегающих его рук Творца. И Моше рабейну говорит, обращаясь ко всему поколению: «крепитесь и мужайтесь» - будьте сильными на пути к цели, «не бойтесь и не трепещите перед ними», так как страх перед людьми - признак отдаления от Б-га, ведь « Вс-вышний, Б-г твой, идет с тобой, не оставит Он и не покинет тебя!». Будь сильным в твоем служении Ему, используй все силы, которые тебе даны природой, без страха и трепета перед кем бы то ни было, так как Б-г поддерживает тебя. Насколько важно использовать это особенное время, дни Хануки, для духовного подъема, не потерять его на забавы и развлечения, но постараться использовать его для усиления своего духа! БаХ от имени Маhарама из Ротенбурга писал, что эти дни усьтановлены для прославления Вс-вышнего и благодарности Ему, потому что это «работа сердца». Это и есть духовное усилие, подъем духа, о котром мы говорим здесь, и именно этим нужно заниматься в Хануку, служением в сердце. Только когда сердце человека трудится, он начинает понимать, насколько это важно для него - услить свой дух, как много сил для этого потребуется, и какой путь выбрать, чтобы реализовать себя полностью, до самого конца. Тот, кто сумеет сделать такую работу в дни Хануки, получит мощный толчок к духовному подъему во все дни года.
Previous post Next post
Up