Вчера был "Золотой петушок" в Большом. Что я имею сказать...
Все мы знаем соответствующую сказку Пушкина. Многие знают оперу Римского-Корсакова. Для меня эта опера - золото псевдо-московитских костюмов великолепная балетная партия Золотого петушка. Я в курсе, что и во времена Пушкина, и во времена Римского-Корсакова это была сатира на власть (опера была запрещена и премьера состоялась только в 1909), но для меня это в первую очередь сказка.
А мы увидели:
Открывается занавес, и мы видим зал заседаний в кремлевско-партийном стиле. Все вокруг украшено золотым двуглавым орлом. Рамшаны и джамшуты спешно наводят порядок, охрана проходит с собаками и миноискателями. Боярская дума царя Додона напоминает то ли советский съезд, то ли пост-советскую Думу - современные костюмы, советские военные мундиры, казачьи шапки... у некоторых поверх этого накинуто что-то псевдо-русское. Периодически на сцене появляется кордебалет в гимнастерках, изображающий "ансамбль песни и пляски". Возможно, я предвзята, но то что в русском антураже смотрелось удалью, здесь больше смахивает на кривляния. Вместо Звездочета - пенсионер-интеллигент с трясущимися руками, который приводит в качестве Петушка обыкновенного мальчишку лет 10. Мальчика тут же раздевают до пояса, опутывают проводами, отчего он светится, и сажают в золотую "клетку" а-ля часы-башня. Его реплики подает актриса Анны Хвостенко, на этом роль золотого петушка заканчивается. Пенсионеру выдают грамоту, ленту, букет и обещание когда-нибудь исполнить его желание - и выпроваживают (ничего не напоминает?).
Дальше - больше. Сны Додона с партийно-номенклатурными дамами, сборы царевичей на войну - атласные портянки в сапоги, и бронежилет с белым мундиром вместо лат.
Второй акт понравился мне больше - наверное потому что а) оформлен он был без такого китча, ближе к условности модерна, б) практически половину его занимали арии Шамаханской царицы в исполнении Венеры Гимадиевой. Вторую половину занимали арии Додона в исполнении Владимира Моторина. В общем, можно было закрыть глаза и тонуть в этих голосах. А закрывать надо - раздевающаяся до трусов толпа "военных" и пляски а-ля Ельцин меня совсем не радуют. Забавна была сцена с дарением шуб в конце акта. А еще этот акт я для себя окрестила кристаллийским: в отличие от классической версии, царица не соблазняла Додона, а напрямую приказывала "Будешь ты мне подчиняться!" Не хочешь? Пошел вон, Полкан, иди сюда. Короче, у меня кристаллии головного мозга :)
Третий акт - помесь открытия Олимпиады и парада на Красной площади, изображающая свадьбу Додона и царицы. То же что и в первом: гастарбайтеры, срочно доделывающие помост, охрана с собаками, казаки, женщины в серых длинных юбках в пол, молодые люди в футболках с надписью "ваши мы душой и телом" (строка из либретто). Но когда на сцену выехал "Тополь-М"...
В общем самой правильной была реакция мамы на 10 минуте спектакля: "Мы вроде на комедию собирались в четверг, а не сегодня". Местами оно смешно, даже до слез, местами просто пошло - но по сравнению со старым спектаклем это жалкие огрызки мастерства. Я жалею, что я это видела.
Плюсов у постановки три:
- голос Додона Владимира Моторина
- голос Шамаханской царицы Венеры Гимадиевой
- игра Звездочета Джеффа Мартина (голос - увы - не для этой роли, верхи он тянул фальцетом).
Первый акт. Додон благодарит Звездочета.
Первый акт. Золотой Петушок.
Первый акт. Сны Додона.
Второй акт. Додон над гробами сыновей.
Второй акт. Шамаханская царица.
Третий акт. Пресловутый "Тополь-М"