Неожиданная находка. В фонде Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева имеются негативы с видами Свято-Троицкого Белгородского мужского монастыря. Три из опубликованных на Госкаталоге известны нам ранее по Белгородским открыткам начала 20 века.
Итак, фотопластинка с прикрепленной подписью: «Белгородский Свято-Троицкий собор где почивают нетленные мощи Святителя Иоасафа епископа Белгородского»[1]. Источник датирует снимок 1900-1910 годом. С правого края подписи указана нумерация негатива (№1).
Белгородский Свято-Троицкий собор. ГНИМА ОФ-19/11471
Этот вид можно встретить как в раскрашенном варианте, так и в монохромном. Снимок сделан с противоположной стороны Ново-московской улицы в северо-восточном направлении (
местоположение на сайте pastvu). В обоих случаях снимок скадрирован - отсутствует гимназист, дерево в левой части и столб на переднем плане.
Белгородский Свято-Троицкий собор. Видовая открытка (иллюстрации лота с интернет-аукциона).
Белгородский Свято-Троицкий собор. Раскрашенная видовая открытка.
Обратной стороны данного раскрашенного снимка у меня нет, но забегая вперед скажу, что ни одна из представленных открыток не имеет данных об издательстве (скорее всего эта не исключение). Существует похожий снимок, изданный магазином А.А. Вейнбаума, с повозками на переднем плане (кстати он тоже встречается в раскрашенном и в черно-белом вариантах).
Белгородский Свято-Троицкий собор. Раскрашенная видовая открытка, изданная магазином А.А. Вейнбаума.
Следующая фотопластинка не имеет прикрепленной надписи (судя по следам в нижней части негатива - надпись утрачена) [2]. Идентично предыдущему снимку, датировка 1900-1910 годом. Здесь мы видим церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, снятую с территории монастыря (
местоположение на сайте pastvu).
Знаменская церковь. ГНИМА ОФ-19/11472
Открытка с идентичным видом в монохромном и раскрашенном вариантах.
Знаменская церковь. Видовая открытка.
Знаменская церковь. Раскрашенная видовая открытка (иллюстрации лота с интернет-аукциона).
Как видно - кадрирование снимка незначительное, частично срезан фонарный столб справа.
Наконец последняя, третья фотопластинка с прикрепленной подписью: «Покои святителя Иоасафа Епископа Белгородского»[3]. Указана нумерация негатива (№3). Здание располагалось в северо-восточной части монастыря (
местоположение на сайте pastvu).
Покои святителя Иоасафа. Фрагмент фасада. ГНИМА ОФ-19/11473
Открытка с идентичным видом в раскрашенном варианте.
Покои святителя Иоасафа. Раскрашенная видовая открытка (иллюстрации лота с интернет-аукциона).
Кадрирование незначительное, но тут интерес вызывает другое - ретушь снимка.
Фрагмент открытки и негатива демонстрирущие ретушь снимка.
Обратите внимание - ветка дерева убрана довольно качественно, учитывая ручной характер работ. Лишь слегка иcкажена форма карниза, что осталось бы незамеченым, если не иметь возможности сравнения с негативом.
К сожалению, доступа к электронному каталогу фондов ГНИМА в интернете нет - узнать есть ли в фонде иные негативы видовых открыток Белгорода начала 20 века представляется затруднительным.
Ссылки на источники:
- Троицкий собор. 1690-1707 гг. Негатив. ГНИМА ОФ-19/11471 (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=21227839)
- Знаменская церковь. 1835 г. Негатив. ГНИМА ОФ-19/11472 (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=21227738)
- Покои Иоасафа (Иосифа). 1706-1708 гг. Фрагмент фасада. ГНИМА ОФ-19/11473 (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=21227854)