Оригинал взят у
a_slavin в
Сталинизм и православиеНедавно коснулся темы идеологической шизофрении. Если кто не в курсе, о чём речь, коротко поясню. Идеологическая шизофрения - это попытки сочетать в рамках одной идеологии взаимоисключающие параграфы. Например, орден "Победа" как символ победы Советского Союза над нацистской Германией с современным российским триколором (который в контексте Великой Отечественной войны обретает прямо противоположный смысл). Другой пример - так называемый "православный сталинизм". При упоминании последнего немедленно нашлись товарищи из верующих, которые сочли таковое оскорблением своих религиозных чувств и навешиванием ярлыков. Следовательно, необходимо пояснить, что не так с этим самым "православным сталинизмом". Итак.
Можно быть атеистом. Можно помнить неблаговидное поведение РПЦ при царской власти, в годы революции и Гражданской войны. Можно рассматривать саму организованную религию как инструмент манипуляции и эксплуатации. Но нельзя отрицать значительную роль православия в формировании русской культуры. Процесс, кстати, был обоюдным - под влиянием русского менталитета наше православие отличается от греческого или коптского чуть менее, чем оно отличается от иудаизма. В результате и русское народное понимание коммунизма сильно отличалось от понимания коммунизма немецкими классиками. Классики, будучи типично европейским продуктом своего времени, видели коммунистическое общество как гармоничное сосуществование массы атомизированных индивидов. А русские крестьяне - как большую дружную семью, живущую по справедливости, тесно связанной в их понимании с религиозными идеалами.
Ленин был человеком, мягко говоря, не глупым и своевременно понял, что к чему. А разобравшись, решил: проще и целесообразнее подкорректировать идеологию под менталитет, чем наоборот, корёжить народное сознание в угоду идеологическим догмам. Благодаря чему и одержал решительную победу. Понимал это и верный ученик Ленина Иосиф Сталин. Ревоюцию 1917 года он встретил не восторженным юношей, но зрелым сорокалетним мужчиной. А до этого он провёл долгие годы на подпольной работе и в ссылках, преимущественно в русской глубинке. По многочисленным свидетельствам современников, тогда он и проникся любовью и глубоким пониманием русской культуры и менталитета. Именно поэтому, в борьбе за власть в 1920-е он сделал ставку на умелое использование наших национальных особенностей в деле строительства коммунизма. Именно поэтому в конечном итоге он одолел Троцкого, делавшего ставку на противоположное: радикальное изменение народного сознания для построения правильного европейского коммунизма (практически Медведев-стайл).
В результате ещё на несколько десятилетий русские люди остались русскими людьми, а не антропологической катастрофой с промытыми мозгами. Именно эти русские-советские люди под умелым руководством Иосифа Сталина и партии большевиков подняли свою страну до невиданных высот, одержали победу в самой страшной войне и ударными темпами строили свой, русский, социализм на зависть всему миру. А любителей порассуждать о переформатировании народного сознания постигла печальная, но вполне закономерная участь.
Можно ли на основании всего этого говорить, что советский социализм был провославным? В каком-то смысле, да. Поскольку в своих идеалах базировался он не на европейско-протестантском мировоззрении, а на русско-православной культуре. Был ли Сталин контрреволюционером и реставратором православной монархии? Безусловно, нет. Сталин был последовательным марксистом. Неотъемлемой частью марксизма является диалектический материализм. Диамат отрицает примат духа над материей. Следовательно, он отрицает и существование бога в христианском понимании. И несмотря на то, что Сталин на определённом этапе пошёл навстречу верующим и церкви, официальная идеология по-прежнему оставалась сугубо светской, атеистической при формальной свободе вероисповедания.
Была ли Великая Отечественная война карой свыше русским безбожникам? Нет, она была следствием комплекса вполне земных причин и противоречий, накопившихся в тогдашней Европе. Достигнута ли победа в этой войне открытием православных церквей и полётами над войсками самолётов с чудодейственными иконами? Нет, она была достигнута тяжким трудом, массовым героизмом и стойкостью советских людей под умелым руководством Сталина и коммунистической партии. Таковы исторические факты. Какова в этом всём роль бога и была ли она вообще, наука история умалчивает, это не по её части. Такое каждый решает для себя сам.
Таким образом сталинизм и православие даже не взаимоисключающие, а просто лежат в разных плоскостях. К чему эти попытки скрещивать ужа с ежом сейчас - решительно не понятно. Любишь родную страну? Хорошо. Уважаешь подвиги предков? Прекрасно. Сочувствуешь коммунистическим идеям? Великолепно! Веруешь при этом по православному обычаю? На здоровье! А я вот и Сталина уважаю, и пельмени люблю. Но пельменным сталинистом от этого не становлюсь.