Письмо В. В. Дамье в поддержу протестующих против фашизма и фашиста Ильина студентов

May 05, 2024 15:01



"Как выпускник Московского государственного историко-архивного института (как тогда назывался нынешний РГГУ) и ученый, который практически всю жизнь занимается изучением истории общественных идей и социальных движений, я воспринял информацию о создании так называемой «Высшей политической школы имени Ивана Ильина» в стенах моей alma mater с глубоким беспокойством и возмущением. Но также и с недоумением: насколько мне известно, руководство университета провозглашает свое стремление избегать политики в РГГУ. Между тем, создание политической школы с совершенно определенной и однозначно выраженной идеологической направленностью уже само по себе является разрывом с декларируемой ректоратом «аполитичностью».

Что удручает еще больше, чем подобные двойные стандарты, так это политические и идеологические ориентиры, которые обозначены уже самим именем Ильина ¬- известного ультраправового монархиста и врага любого прогресса. Не стану воспроизводить известные цитаты этого «мыслителя», где он позитивно высказывается об итальянском фашизме и германском нацизме, которые в его глазах были естественными союзниками «белой» контрреволюции в борьбе с коммунизмом и самой идеей социального равенства. Он вполне разделял и воинствующий, крайний национализм фашистов и нацистов, считая их проявлением пресловутого «национального возрождения» ¬- такого же, каким было белое движение, просто на иной религиозной основе. Пусть даже после Второй мировой войны Ильин стал высказываться о нацизме более осторожно; но это было вызвано не разочарованием в идеологии нацистов и фашистов, а исторической неудачей тех, на кого он до этого возлагал такие надежды. Хорошую, по его мнению, идею погубили «крайности». Убийства нацизмом сотен тысяч граждан своей собственной и миллионов граждан других стран, газовые камеры Освенцима и Майданека, по его мысли, - всего лишь досадные «эксцессы», своего рода болезнь роста.

Ильин открыто объявлял о своей приверженности тому «белому делу», которое, в его понимании, было тождественно фашизму, хотя и в несколько иной форме. Он подчеркивал свою полную враждебность идее социального равенства и ценности всех людей, противопоставляя ей элитарно-сословное «чувство ранга». Такая ненависть к человеку, как таковому, составляет самую сердцевину его мировоззрения. Это служило основой его самопонимания. В представлении Ильина, не равны не только люди, но и народы, и само становление и развитие народов происходит в их самоутверждающейся борьбе с другими. Эта теория крайне опасна в многонациональном обществе, каковым является современная Россия.

Поэтому остается лишь задаться вопросом, нужно ли руководству Российского государственного гуманитарного университета, чтобы его ассоциировали с деятелем, который высказывал столь человеконенавистнические и мракобесные идейно-политические взгляды? И о каком невмешательстве университета в политику в таком случае может идти речь?

Можно, вне всякого сомнения утверждать, что идеи Ильина прямо противоречат гуманистическим традициям высшего образования в России. Уместно напомнить, что российские, а затем и советские университеты и институты были основаны на принципах, которые были некогда сформулированы ученым Гумбольдтом. Согласно им, образование должно быть открытым для всех, без различия происхождения, сословий и рангов. Оно направлено не на подчинение человеческой личности догмам и авторитетам, а на развитие критического сознания; не на воспитании в человеке умения лучше обслуживать вышестоящую элиту или лучше продавать себя на рынке труда, а на максимальное развертывание творческих способностей, заложенных в человеке, на становление и свободное развитие человеческой личности.

Равенство, свободное развитие, гуманизм, ценность любого человека, независимо от его национального и социального происхождения, положения и статуса - таковы основы традиции высшего образования в России.

И им прямо и вопиюще противоречат элитаризм, провозглашение ценности иерархии, господства и подчинения, националистическая спесь, животная ненависть к инакомыслящим и «чужим», восхваление физических расправ с противниками, которые оправдываются «интересами нации» и, тем самым, преступное сеяние национальной розни и иные подобные элементы воззрений Ивана Ильина!

Вот почему я прекрасно понимаю и разделяю возмущение студенчества, которое стремится сегодня спасти гуманистические идеалы и традиции высшего образования в России и не допустить того, чтобы один из ведущих университетов страны был скомпрометирован созданием в его стенах гнезда маргинальной ультраправой секты. Не так давно ей не удалось осуществить рейдерский захват академического Института философии, и теперь она пытается осуществить свои планы установления собственной идеологической диктатуры обходным путем, осуществив своего рода «декоммунизацию» общественных наук. Все мои уважение и поддержка студентам, верным принципам гуманизма, равенства и достоинства человеческой личности."

В. В. Дамье
доктор исторических наук
выпускник МГИАИ 1981 г.
Previous post Next post
Up