При капитализме человек непременно дичает

Jul 01, 2016 10:02

Оригинал взят у arctus в При капитализме человек непременно дичает


Человек живёт в двух средах: естественной и в искусственной среде, которая включает в себя не столько возведённые строения и их интерьер, прочие рукотворные изделия, но, и это самое главное - в мощной культурной среде (которая частично запечетлена на «материальных носителях», частично передаётся «из уст в уста» и т.д.). Этим он и отличается от животного, живущего только в среде естественной и полностью ей обусловленого.
Чем насыщеннее эта культурная среда, тем дальше человек от животного, чем менее насыщена, тем дистанция меньше - если насыщенность = 0, то человек равен животному. Самый яркий пример - человек-маугли: выросший в лесу с младенчества, такой индивид не становится человеком в полном смысле этого слова.
И просто пространственное помещение кого-либо в культурную среду - не есть гарантия становления человеком. Необходимо взаимодействие с обратной связью индивида с культурой, еще лучше - взаимодействие с положительной обратной связью - человек внимает культуре, осмысливает её внутри себя, и делает свой вклад в расширение культурного пространства.

Что происходит при капитализме.
Главное в капитализме - получение прибыли из всего, чем он занимается (кроме, возможно, хобби - на которое он готов эту прибыль тратить) (Государство есть выразитель и исполнитель воли господствующего класса - в данном случае, класса людей, работающих исключительно ради прибыли.)
Капиталисту выгодно производить то, что лучше продаётся. То, что продаётся хуже - уходит из линейки производимого.
А теперь к культуре.

Первый аспект.

Капиталу культура:
а) не приносит прибыли.
Чтобы культура передавалась, прививалась, необходимы её материальные носители - книги, фильмы, спектакли, музеи, библиотеки, кинотеатры. И чтобы непременно в доступном виде для всех, а не для части общества, располагающего средствами бОльшими, чем остальные. Следовательно, капиталист должны производить такие дешёвые носители культуры. Но если им это не выгодно - они не будут производить, и заставить в «свободном обществе» их никто не сможет. А ему нужно продавать с хорошей маржой.

б) просто претит:
- ему невыгоден аскетизм и умеренность, воздержание, которые культура формирует в конце концов.
Капиталу выгодно исключительно потребление. Лучше всего потребляет человек, культурные запросы которого минимальны, животные же - максимальны.

Что мы и наблюдаем. ЛУЧШЕ ВСЕГО ПРОДАЁТСЯ «ЖАРЕНОЕ». Жареный дом-2 на ТВ, ДОМ-2 в книгах, ДОМ-2 в спектаклях по классическим русским произведениям. Жареные новости, прожаренные телешоу о низменных страстях. «Экшн». В пределе - порно.

ДОМ-2 прочно гнездится в голове. Мозг потребителя опрощаестя, сужая потребности до простейших и отсекая для него возможность получать удовольствие от познания наследия предков и преумножения оного. Потребителю просто это неинтересно. Потребность в культуре пропадает. Компьютерные игры, сериалы и т.п. отключают человека от реальности. Потребительство сродни алкоголизму и наркомании - "Знай, что часто бес приседит чреву, и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле" - писал прп. Иоанн Лествичник тысячелетие назад.

Такие люди никогда не пойдут в библиотеки. (Которые тоже должны приносить прибыль в современном мире. И закрываются.)

Аспект второй.
Человек, живущий в постоянном стрессе потерять работу и как следствие - крышу над головой - придя домой, склонен «расслабиться». Потому что стресс не уходит вместе с окончанием рабочего дня, и мысли о негарантированном будущем не дают покоя. Поэтому срабатывает: «…не грузи. Дай расслабиться.» Стресс снимается потреблением, которое даёт иллюзию независимости, «самости».

Со временем цели, мечты сужаются до, условно говоря, «sex, drugs, rock’n’roll» или «бабы, спорт и пиво» «спорт и пиво», просто «пиво», просто «спорт». К культуре проявляется сначала равнодушие, а потом раздражение - когда порой возникает мысль о том, что индивид живёт  «яко свиния в калу». Поначалу пропадает желание осмысления своей ситуации, а потом и возможность такового. Смысл жизни, отличный от получения телесных наслаждений, теряется.
От животного такой человек отличается тем, что с коровы, например, получают молоко, а с такого индивида - деньги.
Человек становится одномерным и управляемым: достаточно воздействия на небольшое количество уязвимых точек, чтобы он делал то, что желает заказчик. Сначала неволей, а потом волей. Такие легко превращаются в стадо. Которое можно вести и на погромы и на убой. Примеров в современной жизни с избытком.
*

У капитализма нет механизмов, чтобы направить такой «естественный отбор» в иное русло. Государство есть выразитель и исполнитель воли господствующего класса.
...Кто-то скажет: смотрите, мол, как на Западе - какая мощная социальная защита, люди и живут хорошо и просвящаются вдосталь!
Ответим.
Во-первых: уровень нынешней западной культуры говорит строго о деградации таковой, расчеловечивание там приняло «промышленные» масштабы.
Во-вторых: она, соц.защита, появилась только и исключительно благодаря наличию иного, успешного уклада - Советского Союза с невиданной доселе социальной защитой. Который победил мощную индустриальную со всеми прелестями Европу в 1945 г.
Капиталу приходилось "делиться" с рабочим классом, чтобы усидеть на месте. Сейчас такого равновесия нет - оно было упразднено в 1991 году.


Previous post Next post
Up