О собственности, власти и воспитании. Или притча о Дурацком острове

Jun 04, 2016 10:03



Сегодня опять услышал от очередного комментатора. что надо национализировать собственность и всё, будет социализм. Уже прихожу в бешенство от этой глупости. Надеюсь, что он совсем молодой и не знает истории. Иначе он бы знал, что в СССР основную собственность национализировали еще в 30-е годы, а Хрущев умудрился практически завершить процесс в 50-60-е годы.

И что в итоге? Помогли ли тебе, сынку, твои ляхи? Другими словами, гарантировало ли это СССР от развала? Очевидный ответ - нет. Что это значит? А это значит, что национализация даже не всей (напомню. что при Сталине было огромное количество кооперативов, в том числе и колхозов), а основной части промышленности - это необходимое, но не достаточное условие перехода к социализму.

Я даже не уверен, основное ли это условие. Потому что общество строит не собственность, а люди. И то, что у них в головах (в нормальном смысле этого слова, а не в смысле "высокого" идеализма), определяет поведение каждого человека и общества в целом. Поэтому при реальной национализации и общенародной собственности вполне можно заморочать людям головы и незаметно заставить их эту собственность безропотно отдать.

Что в перестройку и произошло.

А это значит, что содержимое голов определило и сдачу народом собственности, и сдачу власти, и смену приоритетов жизни людей, и смену вектора движения страны. Вот она, роль воспитания. Если бы людей воспитывали не как потребителей, живущих ради "повышения благосостояния самих себя", никакая перестройка не могли бы состояться.

Ровно то же самое, и даже больше, требуется сейчас. Большинство просто не дает себе труда осмыслить происходящее. А уж если осмыслил, что-то делать - это вообще что-то для многих невероятное. Таких людей несколько десятков на миллион.

Это, а не некие страшные и неодолимые тайные силы, является основной проблемой современности. Когда в начале 20 века все видели проблемы голода, холода, непосильной работы, болезней, смертей, безполезной войны - было куда проще показать людям необходимость действия. Эти проблемы можно было буквально увидеть, услышать, пощупать, в общем, ощутить всеми органами чувств.

Иное дело сейчас: низшие потребности (питание, одежда, жилье и информационная составляющая, обеспечивающая отсутствие депривации) худо-бедно удовлетворены. И теперь объяснить людям, за какие потребности они должны бороться так же яростно, как боролись за жизнь и хлеб (прекращение войны и землю) - очень непросто. Но это делать нужно.

Потому что удовлетворение низших потребностей с одновременной ликвидацией высших раньше или позже превратит нас в обитателей Дурацкого острова из "Незнайки на Луне". Кто не читал книгу или не помнит этот эпизод, приведу разговор Незнайки с лунным коротышкой Козликом полностью.

Цитата:

"- Ну так послушай. У нас здесь все можно. Нельзя только не иметь крыши над головой и ходить по улице без рубашки, без шляпы или без башмаков. Каждого, кто нарушит это правило, полицейские ловят и отправляют на Дурацкий остров. Считается, что если ты не в состоянии заработать себе на жилище и на одежду, значит, ты безнадежный дурак и тебе место как раз на острове Дураков. Первое время тебя там будут и кормить, и поить, и угощать чем захочешь, и ничего делать не надо будет. Знай себе ешь да пей, веселись да спи, да гуляй сколько влезет. От такого дурацкого времяпрепровождения коротышка на острове постепенно глупеет, дичает, потом начинает обрастать шерстью и в конце концов превращается в барана или в овцу.

- Не может быть! - воскликнул Незнайка.

- Ну вот! - усмехнулся Козлик. - Я тебе говорю правду.

- Почему же коротышки превращаются там в овец?

- Там, понимаешь, воздух какой-то вредный. Все от этого воздуха. Каждый, кто не работает и живет без забот, рано или поздно становится там овцой. Богачам, живущим на Дурацком острове, это выгодно. Сначала они затрачивают деньги, чтоб кормить коротышек, дают им возможность лодырничать, а когда коротышки превратятся в овец, их можно кормить травой и никаких денег тратить не нужно.

- А какие это - богачи? - спросил Незнайка. - У нас никаких богачей нету.

- Богачи - это те, у которых много денег.

- А для чего богачам, чтоб коротышки превращались в овец?

- Будто не понимаешь! Богачи заставляют рабочих стричь этих овец, а шерсть продают. Большие капиталы наживают!

- А почему богачи сами не превращаются там в овец? Разве на них вредный воздух не действует?

- Воздух, конечно, действует и на них, но у кого есть деньги, тот и на Дурацком острове неплохо устроится. За денежки богатей выстроит себе дом, в котором воздух хорошо очищается, заплатит врачу, а врач пропишет ему пилюли, от которых шерсть отрастает не так быстро. Кроме того, для богачей имеются так называемые салоны красоты. Если какой-нибудь богатей наглотается вредного воздуха, то скорей бежит в такой салон. Там за деньги ему начнут делать разные припарки и притирания, чтоб баранья морда смахивала на обыкновенное коротышечье лицо. Правда, эти припарки не всегда хорошо помогают. Посмотришь на такого богача издали - как будто нормальный коротышка, а приглядишься поближе - самый простой баран. Одно только, что деньги у него есть, а дурак дураком, честное слово! Впрочем, пора нам спать. Пойдем поищем для тебя полку, - закончил Козлик."

Тут Козлик грешит на воздух. Но понятно, что писатель имеет в виду не некое вредное природное явление, а праздность, лень и нежелание думать. Что если человек себя так ведет, раньше или позже кто-то захочет его использовать как животное. Неважно, будет это происходить в поле, в офисе или даже в научном заведении. Тут важно не место и не вид работы, а отношение к своей, прежде всего к своей (!) жизни.

Можно ведь быть, условно говоря, и очень сильно ученым бараном... Как баранами становились в книге, кстати, сами пасущие других коротышек капиталисты. Это в точности подтверждает, в частности, недавняя история с сыном капиталиста Шамсуарова...

Вот и думайте, за что надо бороться сейчас. Раньше люди голодали, потому что физически не было питания и прочих необходимых материальных благ. И при этом умудрялись оставаться людьми. А сейчас эти блага есть. Но, потребляя их, легко можно стать сытым бараном. То есть при сохранении видимости перестать быть человеком. Кто этот сын Шамсуарова? Можно ли его назвать человеком?

А ведь ему не 10 лет. У него были и есть все материальные возможности человеком стать. И кем он стал? Осторожно, в ролике мат 18+

image Click to view



Это репортаж с Дурацкого острова
Previous post Next post
Up